НОД в подготовительной группе с использованием технологии синквейн "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Третьякова Наталья Владимировна

Открытое занятие по развитию речи с использованием техники синквейн в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kosmos.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 151 города Тюмени







Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе



«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ СИНКВЕЙН









                     Подготовила:

                                                  Воспитатель Третьякова Н. В.





Тюмень, 2020

Программное содержание:

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством технологии дидактического синквейна.

Задачи:

- Обогащать и активизировать словарь дошкольников по теме «космос» .

- Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением при помощи составления рассказа по схеме синквейна.

- Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

- Расширять представления детей о законах природы через экспериментирование.

- Развивать умение проектировать по схеме при помощи техники оригами.

- Воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: Знакомство с синквейном ( «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие»), составление синквейнов по схеме на разные темы, просмотр фильмов по теме «космос», создание в группе развивающей среды по теме, проведение опытов и экспериментов.

  Оборудование:

- проектор, музыкальный центр, шар «звездное небо»;

- декорации: ракета, космонавт;

- макеты планет (воздушные шары, подвешенные к потолку), созвездие большой медведицы на потолке;

-ёлочка-синквейн с фонариками, схемы синквейна, загадки синквейн, карточки «найди лишнее», карточки для игры «Мемо», схемы и бумага для оригами;

-костюм космонавта, костюм инопланетянина, атрибуты скафандров для детей 10 шт.,

- оборудование для опытов: 2 стола, глобус, 2 фонарика, конверт со звездами.                         

Ход занятия:

Под музыку (Поль Мори «Космос») дети входят в зал. Здороваются с гостями. Останавливаются возле елочки с фонариками, выложенными в виде синквейна.

В.: Дети, у меня сегодня прекрасное настроение! Я хочу им с вами поделиться.

Дети подставляют ладошки, воспитатель проводит по ним и оставляет золотую пыль.

В.: Давайте и нашим гостям подарим это настроение.

Дети дуют на ладошки в сторону гостей.

В.: Ребята, а как вы думаете, почему у нас хорошее настроение.

Д.: Потому что скоро Новый Год!

В.: Совершенно верно, скоро НГ. Ребята, а какой это праздник?

Дети: волшебный, чудесный, веселый…

В.: А, что вы любите делать в НГ?

Дети: В НГ я люблю наряжать елку, встречать ДМ, получать подарки…

Раздаётся сирена. Голос объявляет:

- Внимание! Внимание! Планета Земля в опасности. Ее захватили инопланетяне. Нового года не будет!!!

В.: Что же делать  ребята? Вы готовы отправиться в космос как настоящие космонавты и спасти нашу планету?

Дети: Да!!!

В.: Но ведь мы не знаем языка инопланетян. Давайте сделаем разминку для языка, чтобы было легче с ними общаться, если, вдруг, придется с ними встретиться:

Артикуляционная гимнастика «Язычок наш космонавт».
Сосчитать непросто
В темном небе звезды
(уколы языком в небо)
Чтоб их ближе рассмотреть,
Нужно в космос полететь.
(язык тянется к носу)
Язычок летит в ракете,
(упражнение «Иголочка» Удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10.)
Видит яркую комету.
(упражнение «Горка» Удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10.)
У кометы длинный хвост.
(упражнение «Расческа»)
Рядом великан Юпитер
(надуть щеки Удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10.)
Язычок его увидел
(язык упирается поочередно в левую и правую щеки)
Вокруг шара облетел
(облизать губы круговым движением)
И на землю прилетел!

В.: Ребята, космонавты не только сильные и смелые, они еще очень умные. Нам с вами нужно будет сейчас стать учеными космонавтами и показать, какими знаниями мы владеем. Для этого предлагаю разделиться на 2 лаборатории: «День и ночь», «Звёзды».

 Детям предлагается показать опыты. На одном столе стоит глобус и фонарь, на другом конверт , бумага со звездами и фонарик. Дети делятся на 2 команды и показывают опыты «День и ночь»,  «Есть ли на небе днем звезды».

В.: На чем же мы полетим в космос?

Дети: На ракете.

Подходят к макету ракеты, она завешана листами в форме синквейна.

В.: Что же с нашей ракетой, какая-то странная упаковка. Дети, она вам ничего не напоминает?

Д.: Синквейн.

В.: Лида, напомни нам, что такое синквейн.

Лида: Это стихотворение без рифмы из 5 строк.

В.: Давайте составим синквейн к слову «РАКЕТА».

Дети составляют синквейн, воспитатель убирает по 1 листочку.

-Молодцы! Ракета готова к полёту, осталось занять свои места.

Дети садятся на стульчики возле ракеты лицом к экрану и надевают маски-скафандры. На мониторе появляется видеоролик о космосе. Пока дети смотрят, воспитатель переодевается в космонавта.

В.: Добро пожаловать в открытый космос! Чтобы спасти нашу Землю, мы должны побывать на всех планетах и выполнить задания, которые приготовили для нас инопланетяне. Давайте вспомним, какие планеты бывают, и немного разомнемся.

Аркадий Хайт «Планеты»


По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,(хлопок вверху справа)
Два - Венера,(хлопок вверху сплева)
Три - Земля,(хлопок внизу справа)
Четыре - Марс.(хлопок внизу слева)
Пять - Юпитер, (хлопок сзади)
Шесть - Сатурн,(хлопок спереди)
Семь - Уран, (округляем руки вправо)
За ним - Нептун.(округляем руки влево)
Он восьмым идёт по счёту. (шагаем на месте)
А за ним уже, потом,
И девятая планета (округляем руки вверху и кружимся)
Под названием Плутон.


1. МЕРКУРИЙ
В.: Ребята, вот мы и прилетели на первую планету под названием Меркурий.

Дети подходят к планете.

Почему здесь очень жарко?

Дети: Эта планета ближе всех к солнцу.

В.: Вы правы. Здесь есть для нас задание, давайте прочитаем его:

     Чтоб не сбился ты с пути,

На СЕВЕР только ты иди!

В.: Дети, как же нам определить, где север, ведь у нас нет с собой компаса?

Дети находят над головой созвездие большой медведицы и вспоминают, что раньше люди ориентировались по звездам.

Полярная звезда указывает путь на север. Дети передвигаются к следующей планете.

2. ВЕНЕРА

Задание «Найди лишнее». Дети делятся на команды по 2 человека и получают карточки с рядом предметов. Нужно найти лишнее и объяснить.

1)Ракета, спутник, луноход, самолет.

2)Леонов, Гагарин, Королев, Терешкова.

3) Звезда, Марс, Земля, Юпитер.

4)Комета, звезда, луна, глобус.

3.МАРС

В.:Ребята, посмотрите, сколько здесь космического мусора. Давайте соберем его в 3 корзины: шары в красную, кубы в зеленую, конусы в синюю. Только не забывайте, двигаться нужно медленно, ведь мы с вами в открытом космосе космосе.

4. ЮПИТЕР

В.: Ребята, мы с вами передвигаемся к следующей планете – Юпитеру. Задание: Распредели все планеты по порядку.

Дети берут в руки изображения планет с номерами и встают по порядку.

В.: Молодцы ребята! А теперь опишите: какая у вас планета?

Дети:

Меркурий – самая близкая к солнцу.

Юпитер - самая большая.

Венера - яркая, жаркая.

Плутон – самая  маленькая (карликовая)

Сатурн – самая окольцованная.

Марс - самая железная.

Земля – самая уникальная.

Нептун – самая синяя.

Уран –самая холодная.

В. : Хорошо, мы справились с этим заданием, следуем дальше.

5.САТУРН

Дети садятся на стульчики.

Задание: Угадай загадку синквейн.

Дети делятся на команды по 2 человека и получают конверты с синквейном, где нет первого слова – темы. Его предлагается угадать по имеющемуся описанию.

  1. ?

 Яркая , желтая

Светит, указывает, падает

Из них состоят созвездия.

Ночное небо.

  1.    ?

Сильный, смелый

Летает, изучает, тренируется

Он летает на ракете.

Гагарин

  1.    ?

Желтое, горячее

Светит, греет, обжигает.

Земля вращается вокруг него.

Светило.

  1.   ?

Смелые, отважные.

Летали, лаяли, вернулись.

Первые собаки в космосе.

Животные

6.УРАН

Задание: составь «живой» синквейн к слову «КОСМОНАВТ»

Дети составляют синквейн и занимают место в кружке на клеёнке.

  1. Кто? Космонавт
  2. Какой? Смелый, отважный.
  3. Что делает? Летает, изучает, наблюдает.
  4. Я мечтаю стать космонавтом.
  5. Профессия.

7.НЕПТУН

Нам осталось выполнить последнее задание: сделать ракету. Как называется профессия людей, которые конструируют?

Дети: Конструкторы.

В.: Правильно. А как фамилия конструктора, который сделал первую ракету?

Дети: Королёв С. П.

Дети садятся за столы и делают ракету по схеме в технике оригами.

Голос: Внимание! Внимание! Планета Земля спасена!!!

Выходит инопланетянин.

- Здравствуйте, ребята! Простите, что мы хотели захватить вашу планету. Просто на нашей - скопилось много мусора. Вы оказались настоящей дружной командой и помогли нам. За это мы дарим вам космическое питание.

Дарит детям подарки – космическое питание (фруто-няню).

В.:  Ну, что, ребята, нам пора возвращаться домой. У нас с вами есть ракета, а как же наши гости? Давайте, им тоже подарим ракеты.

Дарят гостям ракеты-оригами.

Дети садятся в ракету, снимают скафандры. Смотрят продолжение фильма, тем временем воспитатель переодевается. Приземлились.

В.: Ребята,я рада приветствовать вас снова на Земле. И солнышко вам тоже радо! (держит в руках макет солнца) Вы, наверное, устали от такого долгого путешествия. Предлагаю прилечь вокруг солнца, взяться за руки и закрыть глаза. Поднимите руки вверх, опустите. Вспомните, где вы сегодня побывали, что увидели, что вам понравилось, где было немного трудно…

Свет тем временем выключается, включается шар «звездное небо». Дети открывают глаза и смотрят на звезды. Играет тихая расслабляющая музыка («Полет звезды»)

В.: Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие, пора подводить итог и зажигать огни на нашей елке.

Воспитатель подводит детей к елочке и при помощи синквейна дети подводят итог занятия.

- Как называлось наше занятие?

- Космическое путешествие.

- Какое оно было?

- Увлекательное. Познавательное.

- Что мы делали?

- Играли. Изучали. Составляли.

- Какое предложение можно составить?

-Мне понравилось это занятие. Я много узнал о космосе.

- Какой вывод можно подвести?

Интересное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ. «Путешествие в деревню».

Цель: освоение детьми обобщённых способов составления творческих рассказов по картине. Задачи: 1. учить подбирать точные определения при описании объектов, изображённых на картине. 2. формировать у...

Конспект занятия в старшей группе с использованием технологий ТРИЗ. «Путешествие»

Конспект занятия в старшей группе с использованием технологий ТРИЗ.«Путешествие»...

Конспект Конспект НОД по ФЭМП "Путешествие в Фиолетовый лес. Знакомство с обезьянкой - восьмёркой" в подготовительной группе с использованием технологии В.В. Воскобовича

Данный конспект разработан на основе методических рекомендаций И.А. Помораевой и В.А. Позиной   по ФЭМП (Октябрь занятие № 3)...