Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ. «Путешествие в деревню».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Акимова Елена Степановна
Цель: освоение детьми обобщённых способов составления творческих рассказов по картине. Задачи: 1. учить подбирать точные определения при описании объектов, изображённых на картине. 2. формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображённые на картине, и давать им соответствующие названия. 3. упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1 лица, развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями , характерами. 4. расширять и активизировать словарь детей по теме: «деревня». 5. активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение , аналитические умения. 6. воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. 7. Заинтересовать детей жизнью жителей деревни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_svyaznoy_rechi_s_triz.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ. «Путешествие в деревню».

Цель: освоение детьми обобщённых способов составления творческих рассказов по картине.

Задачи:

  1. учить подбирать точные определения при описании объектов, изображённых на картине.
  2. формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображённые на картине, и давать им соответствующие названия.
  3. упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1 лица, развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями , характерами.
  4. расширять и активизировать словарь детей по теме: «деревня».
  5. активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение , аналитические умения.
  6. воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
  7. Заинтересовать детей жизнью жителей деревни.

Материал к занятию:

1. сюжетная картина «деревенское подворье»

2. Аудиозапись: голоса домашних животных.

3. простые карандаши и чистые листы по кол-ву детей

4. ватман и маркер для воспитателя.

5. картинки с изображением живых и неживых объектов , изображённых на сюжетной картине .

6.  воздушный  шарик с волшебником – « Путешественником».

7. эмблемы этапов работы с картиной.

Словарная работа: 

деревенское подворье, деревенский воздух, подзорная труба, трактор, живой или неживой объект, деревенская жизнь, деревенские жители, деревня , ненастный, заклинание.

Методические приёмы:

  1. игровая мотивация- «путешествие в деревню»
  2. игра «подзорная труба»
  3. игра «фотографирование»
  4. игра «стрелочки» (связь между объектами)
  5. физминутка «домашние животные»
  6. игровой тренинг «вхождение в картину»
  7. игровой тренинг «превращение в объект на картине»
  8. рефлексия

Предварительная работа:

1. Беседа: «Каких животных называют домашними и почему?»

2. Загадки, стихи и рассказы о деревенской жизни.

3. Составление рассказов по сюжетным картинам с использованием технологии триз.

4. Знакомство с волшебником «путешественник».

Ход занятия:

Вводная часть:  дети стоят в кругу.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день. Давайте друг другу улыбнемся. Ну, вот теперь все в порядке.

Воспитатель. Ребята, скажите -где мы с вами живём ? – да в городе, а где живут ваши бабушки и дедушки.  Ответы детей .

 - в деревне очень интересная жизнь. Людям там скучать некогда. Хотите попасть в деревню?  

 Посмотрите, на шарике к нам прилетел волшебник –«путешественник».

 Он то  нам и поможет, переместиться в деревню.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

 Сейчас закройте глаза и скажите заклинание: РАЗ, ДВА, ТРИ - волшебник в деревню нас перенеси.(включается аудио запись с голосами домашних животных, картина в деревне)

Ну, вот мы с вами в деревне ,присаживайтесь. на пенёчки.(дети садятся на стульчики)

1 этап

Игра подзорная труба

Детям предлагается картина «деревенское подворье» для рассматривания.

- Ребята посмотрите на картину , а что бы её лучше рассмотреть    нам понадобится подзорная труба , с помощью рук мы настроим свою трубу.

-Ребята назовите один живой или неживой объект , который вы увидели на картине.(корова, трактор  топор и  т.д) молодцы .хорошо , справились.

Игра фотографирование.

А что бы ни чего не забыть мы схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске , а вы на листах. ( дети садятся за столы)

 -Алеся, что ты увидела ? (трактор). Где он находится на картине?

( в середине) и т.д

дети называют как можно больше объектов , изображённых на картине. Посмотрите  внимательно , мы не чего не пропустили?

Проверти своей подзорной трубой.

Молодцы .вы были внимательны.

-Ребята что мы сейчас с вами делали (называли объекты на картине и их зарисовывали )

-Правильно, запомните правило: «смотрю на картину и называю объекты» , а поможет нам это запомнить эмблема ( выставляю эмблему 1- приложение)

2 этап

 Игра стрелочки ( связь между объектами).

- все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: как они связаны между собой.? Соединяем стрелками 2 предмета на нашей схеме и объясняем связь между этими предметами.( например: трактор и водитель связаны между собой ,потому что водитель едет на тракторе ; девочка и гуси)

молодцы, все справились с заданием .

- А что мы сейчас делали с вами (мы говорили о том как связаны объекты между собой) .

-Правильно,  а вот эмблема 2 этой игры и её правило: «Один предмет связан с другим, потому что….» (выставляю эмблему 2- приложение)

физминутка : «Зверятки на зарядке.»  И утята, и котята, И козлята, и щенки, Все собрались на зарядку, Чтобы силу обрести. (Собираемся в круг.)Головой кивает утка, Повтори и ты малютка. (Наклоны головой 5-6 раз.)Кошка вертит головой, Ну и мы не отстаем. (Вращение головой в одну и другую стороны по 5 раз.)Козлик ноги разминает, На носочках он шагает. (Ходьба на носочках по кругу.)А потом утятки, Ходят все на пятках. (Ходьба на пятках по кругу.)Бегает собака На окрепших лапах. (Легкий бег по кругу.)То за мухой понесется, То обратно развернется(Бег по кругу с разворотом по сигналу "стоп".)И утенок, и котенок, И козленок, и щенок, Тянут-тянут свои лапки, Тянут прямо в потолок. (Поднимаем руки вверх.)А потом на плечи - скок. (Руки на плечи.)Ну и снова в потолок. (Руки вверх.) Повторим еще разок. (5-6 раз.)А сейчас наклон вперед, И теперь наоборот. (Наклоны вперед - назад.) Вот теперь попрыгаем, Ножками подрыгаем. (Прыжки ноги вместе - ноги врозь.)Мы немножко отдохнем, Носом резко все вдохнем, Ртом протяжно выдыхаем. (5-6 раз.)И зарядку продолжаем.Шагом марш! Идем по кругу. (Ходьба с высоко поднятыми коленями.)Взглядом ищем рядом друга (Смотрим в затылок товарищу, чтоб круг не поломался.)Все, закончилась зарядка, Со здоровьем все в порядке! садимся на пенёчки        

3 этап

Игровой тренинг- вхождение в картину 

 -ребята, а вы хотели бы войти в картину, тогда закроем глаза и представим как мы туда попадаем, открываем глаза. Сейчас мы находимся в картине.

Давайте потрогаем объекты, которые  вы увидели на картине , какие они ?, что вы ощущаете? ( я потрогала гусей–они мягкие  и пушистые, трактор – он жёсткий  . яблоко- оно гладкое и т. д )  молодцы.

Ребята, а  какие звуки вы  слышите  ? ( я слышу как мычит корова, тарахтит трактор , мяукает кот).

Молодцы , вот сколько звуков мы услышали.

 Понюхайте ребята, чем пахнет деревенский воздух?  какой запах вы чувствуете? (я чувствую запах цветов.  ответы детей).

-Молодцы , а что мы с вами делали? ( трогали , нюхали , слушали объекты на картине)

-А вот  эмблемы 3,4, 5  этой игры и их правила: «Я слышу как…», «здесь пахнет…», «я ощущаю ,что….»  (выставляю эмблемы 3,4,5 - приложение)

4 этап

 Игровой тренинг – превращение в объект на картине.

 Ребята , а вы хотите превратиться в объект на картине? Да .

 ребятам предлагаются картинки с изображением объектов нарисованных на картине, каждый ребёнок выбирает себе одну картинку.

-Алеся в кого превратилась ты? Кто ты? Что ты делаешь? Какое у тебя настроение?( каждый ребёнок выбирает себе образ и рассказывает о себе)

А вот эмблема  6  этой игры и её правило: « я превращаюсь в героя , изображённого на картинке , и у меня…»(выставляю эмблему 6 -приложение)

Молодцы вы так интересно о себе рассказывали.

Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились.  

Вам понравилось играть с картиной, а как бы вы назвали картину?

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Воспитатель:

 Нам с вами пора возвращаться в свою группу.( обращаемся к волшебнику) Давайте скажем заклинание. Закрывайте глаза «Раз, два, три- волшебник нас в садик перенеси».

РЕФЛЕКСИЯ:

Вам понравилось путешествие в деревню?

В какие игры вы играли в деревне?

Что было самое для вас интересное?.

 Что самое трудное?

Приложение:

Эмблема 1

Эмблема 2

Эмблема 3

Картинки по запросу ухо картинка для детей

Эмблема 4

Похожее изображение

Эмблема 5

Картинки по запросу нос картинка для детей

Эмблема 6

Картинки по запросу маска картинка для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Путешествие в библиотеку»

Цель: Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого характера по серии сюжетных картинок предложенных воспитателем.Задачи:·       продолжать формир...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"            ...

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники (рисование мнемодорожек).

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники(рисование мнемодорожек). Цель: научить детей пересказывать текст, с наглядной опорой, отображающую последо...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"    ...