Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Инструменты» (подготовительная группа)
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrumenty_kartoteka_rechevyh_igr_i_zadaniy_dlya_roditeley.docx | 891.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр и заданий для родителей
по лексическим темам «Инструменты»
(подготовительная группа)
Лексическая тема: Профессиональные инструменты.
Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, сверло, гвозди, ключ, гайка, болт, кисть, краска, валик, раствор, мастерок, нож, расческа, нитки, мел, лопата, грабли, тяпка, дрель, наперсток, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень; музыкальные инструменты: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан и др.
Прилагательные: нужный, необходимый, острый, металлический, разный, различный, стеклянный, бумажный, деревянный, пластмассовый, резиновый, кожаный, каменный, кирпичный, острый, тяжёлый.
Глаголы: забивать, рубить, пилить, чинить, строить, собирать, разбирать, вскапывать, откручивать, закручивать, шить, вбивать, точить, отвинчивать, красить, штукатурить, подстригать, шить, готовить, исполнять, резать, копать, сгребать, зажимать, собирать, разбирать, вскапывать, закапывать, выкапывать, перекапывать.
Родителям рекомендуется:
Задание 1. Покажите ребенку инструменты, имеющиеся у Вас дома, внимательно рассмотрите их вместе с ребенком.
Расскажите, к какой группе инструментов относится каждый из них (рабочие, музыкальные, сельскохозяйственные).
Познакомьте ребенка с их использованием.
Рассмотрите, какого цвета, из каких частей и материалов сделан тот или иной инструмент.
Задание 2. «Сосчитай: 1 – 3 – 5 » (согласование существительных с числительными в роде, числе)
Один острый нож, …пять острых ножей.
Одни длинные ножницы, …
Один топор, три топора, пять топоров
(рабочие инструменты: нож, пила, метла, карандаш, отвертка, иголка, кисть, коса, ключ, валик, молоток, рубанок, дрель, указка, фен).
Задание 3. «Назови действие» (подбор слов – действий к словам)
Иглой (что делают?) - шьют, вышивают, зашивают.
Пилой (что делают?) – пилят, отпиливают, распиливают.
Отверткой (Что делают?) — …
Косой (Что делают?) — …
Граблями (что делают?) — …
лопатой – копают;
метлой - подметают, метут;
топором – рубят;
мастерком - штукатурят;
валиком – красят;
молотком - вбивают, забивают;
ножом – режут;
ножницами - разрезают, стригут;
ключом закручивают (гайку);
кистью - …;
Задание 4. Игра «Мой новый» ( составь словосочетания со словами мой новый, моя новая, мое новое, мои новые)
моя новая балалайка
(Музыкальные: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан
Сельскохозяйственные: грабли, лопата, тяпка, вилы, коса.)
Задание 5. Игра «Назови ласково».
Грабли – грабельки
Молоток – молоточек
Топор — топорик
Скрипка — …
Дудка – …
Лопата — …
Ключ - …
Гайка - …
Гвоздь - …
Наперсток - …
Игла — ...
Метла — ...
Слова: пила, тяпка, отвертка, иголка, ножницы, рубанок, болт, кисть, карандаш, ручка, краска, расческа, нитки, нож.
Задание 6. Игра «Музыкант».
На пианино играет — пианист
На скрипке играет – скрипач
На балалайке — …
На гармони — …
На гитаре — …
На барабане — … .
Задание 7. Дид/упр. «Подбери пару и объясни свой выбор».
Палец – напёрсток,
голова - … (каска) первый защищает палец, вторая – голову.
Задание 8. «Где лежит? Откуда достаю?»
Тебя папа попросил принести из мастерский инструменты. Посмотри на картинку. Составь предложения с парами предлогов на – с(со), под – из – под, за – из – за, используя схемы.
Задание 9. «Что можно сделать…»:
Лопатой – выкопать яму (под -, от -, за -, пере - );
Ножом - перерезать верёвку (от -, с -, под -, на -, про - )
Топором – …
Молотком - …
Граблями - …
Ножницами - …
Задание 10. Отгадай загадки и нарисуй понравившуюся отгадку.
Зубы имеют,
а зубной боли не знают
(Грабли)
***
Зубастые, а не кусаются. (Грабли)
***
Одна подружка
Пролезла другой в ушко.
(Иголка с ниткой)
***
Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой)
***
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)
***
Быть мне нужно очень колкой:
как иначе шить…(иголкой)!
***
***
У них тяжёлый труд –
всё время что-то жмут. (Тиски)
***
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб. (Пила)
***
Два конца, два кольца,
а посередине гвоздик.(Ножницы)
***
Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются.
(Ножницы)
***
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
(Лопата)
***
Быстро грызёт,
Мелко жуёт,
А сама не глотает.
(Пила)
***
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет.
(Метла)
***
Без головы, а в шляпе,
Одна нога, да и та в сапоге.
(Гвоздь)
***
Толстый тонкого побьет.
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)
***
Сам худ, а голова с пуд.
(Молоток)
***
Зубы есть, а хлеб не ест.
(Пила)
***
Кланяется, кланяется,
придёт домой – растянется.
(Топор)
***
Листья падают в саду,
я их быстренько смету.
(Грабли)
***
Я землю копала — ничуть не устала.
А кто мною копал, тот и устал. (Лопата)
***
Задание 11. Выложить «отгадки» из счётных палочек (спичек) по образцу.
Задание 12. «Что лишнее и почему?»
Грабли, яма, лопата.
Синий, меховой, кожаный.
Иголка, шёлк, ножницы напёрсток.
Топор, пила, дрова, рубанок.
Задание 13. «Какое слово не подходит?»
Лопата, лопаточка, лопать, перелопатить.
Шерсть, шесть, шерстяной, шерстка.
Задание 14. «Придумай предложения с парами слов».
Гвоздь – молоток; игла – ткань;
Пила – дрова; лопата – яма.
Задание 15. «Исправь предложения».
Дыркой сверлят сверло.
Гаечный ключ откручивают гайкой.
Стекло упало потому, что разбилось.
Задание 16. Дид/упр. «Раздели словечко»
Разделить на слоги некоторые названия инструментов
Мо-ло-ток, то-пор, пи-ла, кле-щи, и-гол-ка, нож-ни-цы, тис-ки, ру-ба-нок, свер-ло, гвоз-ди, ключ, болт, кисть, крас-ка, ва-лик, мас-те-рок, нож, рас-чес-ка, нит-ки, ло-па-та, граб-ли, дрель, ги-та-ра, скрип-ка, ба-ра-бан.
Задание 17. Дид/упр. «Составь схему»
Сделать звуковой анализ слов:
топор, пила, клещи, тиски, гвозди, ключ, болт, нож, лопата, гитара, барабан.
Задание 18. «Что бывает…»:
Каменным – дом;
Стеклянным - …
Бумажным - ….
Металлическим - …
Задание 19. «Какой? Какая? Какие?»
Пила, напильник из металла — (какие?) ... (металлические)
Лопата, линейка из дерева — (какие?) ...
Молоток, гвозди из железа — (какие?) ...
Лупа из стекла — (какая?) ...
Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) ...
Задание 20. «Из чего – какой?»
Из чугуна – чугунный;
Из металла - …
Из бумаги - …
Из стали - …
Из резины - …
Из камня - …
Из серебра - …
Из пластика - …
Из золота - …
Из дуба - …
Из синтетики - …
Из глины - …
Из полиэтилена - …
Из меха - …
Из шерсти - …
Из кожи - …
Задание 21. «Придумай загадку»
Составление рассказа - загадки – описания об инструменте по плану.
Человеку какой профессии он принадлежит?
Назначение инструмента.
Форма инструмента.
Из какого материала изготовлен инструмент?
Пользовался ли ты сам этим инструментом?
Отгадка (название инструмента)
Образец: Это инструмент врача. Он им слушает дыхание или работу сердца у человека. Этот инструмент состоит из круглой металлической детали и резиновых трубочек. Я сам этим инструментом не пользовался, но очень бы хотел попробовать послушать. (фонендоскоп)
Загадку - описание придумываете вместе, взрослый записывает ее в тетрадь, а ребенок сможет рассказать, загадать другим детям. Можно наклеить в тетрадь картинку (или нарисовать) – отгадку.
Задание 22. Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Дровосеки рубят бор — есть у каждого ... (топор).
Папе гвоздь забить помог деревянный ... (молоток).
Пыль на полу — подайте ... (метлу).
Возле школы все ребята убирают снег ... (лопатой).
Задание 23. Выучи стишок, прохлопай ритм:
Летят опилки белые, летят из – под пилы,
Это плотник делает рамы и полы.
Топором, рубанком выстругивает планки.
Сделал подоконники без сучка – задоринки.
Задание 24. Игра «Стихи — небылицы»
Детям предлагается прослушать стихотворение и найти в нём ошибки:
Кистью гвозди забивают,
Подметают молотком,
Землю ножиком копают,
Ну а пилят топором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека речевых игр и логопедических заданий для выполнения дома с родителям по лексической теме "Весна"(подготовительная группа)
Дети должны усвоить названия весенних месяцев,основные признаки весны; установление причинно-следственных связей и т.д...
Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Профессии»
Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями...
Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Инструменты»
Картотека речевых игр и заданий для родителейпо лексическим темам «Инструменты»...
Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексической теме: «Профессии» (подготовительная группа)
Картотека заданий для родителей и их детей по лексической теме:«Профессии»(подготовительная группа)...
Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Инструменты» (подготовительная группа)
Подборка игр и заданий по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"....
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Домашнее задание по лексическим темам в подготовительной группе
Подобраны игры и упражнения для закрепления лексики и грамматики в домашних условиях...
Речевые игры и задания для родителей по лексической теме"Одежда,обувь"
Речевые игры и задания для родителей по лексической теме"Одежда,обувь"...