Речевые игры и задания для родителей по лексической теме"Одежда,обувь"
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Речевые игры и задания для родителей по лексической теме"Одежда,обувь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_i_zadaniy_dlya_roditeley_po_teme.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевых игры и заданий для родителей по теме «ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»
1. Дидактическая игра: «Много-один»
Цель: образование существительных в ед. числе
Сапоги - сапог, носки – носок, варежки – варежка, ботинки – ботинок, перчатки – перчатка, тапочки – тапочек, кроссовки – кроссовок и т.д.
2. Д/и «Скажи наоборот»
Цель: образование антонимов
длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие носки,
зимняя одежда -…летняя одежда, чистые ботинки -…грязные ботинки,
широкая юбка – … узкая юбка, длинное пальто – … короткое пальто,
белый пиджак – … черный пиджак. и т. д. Пришивать – отрезать, Яркий – бледный, Снимать – надевать, Толстый – тонкий, Вешать – снимать, Сухая – сырая, Расстёгивать – застёгивать, Лёгкий – тяжёлый, Завязывать-развязывать, Дорогая – дешёвая, Чистить – пачкать, Длинный-короткий, Шнуровать – развязывать, Твёрдый – мягкий, Найти – потерять, Покупать – продавать, Старый – новый, Намочить – высушить, Высокие-низкие, Много-мало, Детский-взрослый.
3. Д/и «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: педагог называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице. У мамы блузка, а у Тани
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки. У мамы перчатки, а у Тани…
- У мамы брюки, а у Тани … брючки. У мамы кофта, а у Тани …
- У мамы куртка, а у Тани … курточка. У мамы шарф, а у Тани…
4. Д/и «Всё наоборот»
Цель: образование глаголов муж. и жен. рода и согласование их с существительным
Катя разделась, а Дима…оделся,
Катя застегнула пуговицы, а Дима…расстегнул пуговицы,
Катя обулась, а Дима…
Катя надела свитер, а Дима…
Катя развязала шарф, а Дима… и т. д.
5. Д/и «Что из чего?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: педагог сообщает:
- У мамы и у Оли много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
- Блузка из хлопка (какая?) – хлопковая.
- Шуба из меха (какая?) – меховая.
6. Д/и «Подбери слова»
Цель: образование сущ. Винит. падежа
- что вяжут?.. шапку, варежки…
- что шьют?.. платье, пальто…
- что надевают?.. куртку, юбку…
- что обувают?. сапоги, валенки…
- что завязывают?.. шнурки, шарф… и т. д.
7. Д/и «Жадина» («Мой, моя, моё»)
Цель: согласование сущ. ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, мое.
Ход игры: педагог раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто
(можно усложнить: моя юбочка, мои юбочки)
8. Д/и «Сравнилки»
Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать предметы
Детям предлагается сравнить перчатки и варежки, зимнюю одежду и летнюю одежду, …
9. Д/и «Для чего это нужно?»
Цель: развитие связной речи
Для чего нужен? (карман, пуговицы, шнурки, рукава, воротник … и т. д.).
10. Д/и «Добавь словечко»
Цель: образование сущ. Творит. падежа
Пуговицу пришиваем чем? (иглой).
Одежду гладим чем? (утюгом).
Ткань разрезаем чем? (ножницами)
Блузку стираем чем? (мылом).
Обувь чистим чем? (щеткой)
Варежки вяжем чем? (спицами) и т. д.
11. Д/и «Исправь предложение»
Цель: развитие слухоречевого внимания и восприятия
- Одежда была грязная потому, что ее постирали.
- Платье было мятое, потому что его погладили.
- Мама гладил юбку.
- Папа завязала шнурки. и т. д.
12. Д/и «Чего нет?»
Цель: образование сущ-х в ед.. числе Род. падежа
Платье - нет чего? …нет платья, сапог – нет чего? … нет сапога,
Шапки - нет чего? …нет шапки, кепка – нет чего? … нет кепки,
Блузка – нет чего? … нет блузки, ботинок – нет чего? … нет ботинка и т.п.
13. Д/и «Подберите слова»
Цель: формирование умения подбирать прилагательные к существительному (синонимы)
Шуба какая?-…теплая, пушистая, мягкая, новая, длинная, красивая, зимняя…;
Туфли какие? - … черные, удобные, новые, красивые, кожаные…
Платье какое? … красивое, длинное, вечернее, нарядное, шелковое
Блуза – какая?- …шёлковая, разноцветная, лёгкая …
Куртка – какая?-…осенняя, удобная, лёгкая …
Свитер – какой?#1090;ёплый, вязаный, шерстяной …
Кеды – какие?-…спортивные, модные, мягкие …
14. Д/и «Разложи по полочкам»
Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Педагог показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в шкафу имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней полочке. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам. Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я кладу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту я кладу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- туфли я кладу на нижнюю полку, потому что это – обувь.
15. Д/и «Что лишнее?»
Цель: формирование умения находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Ход игры. Педагог показывает ребёнку картинки (или словесно), просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.
- Юбка, брюки, сапоги, кофта. Что лишнее? Сапоги - потому что, это обувь.
- Одежду стирают, купают, гладят, сушат. Выделите лишнее слово.
16. Д/и «Закончи предложение»
Цель: употребление в речи глаголов
- Покупая в магазине обувь, покупатель (что делает?) …покупает.
- Ухаживая за обувью, человек (что делает?) … ухаживает.
- Надевая платье, девочка (что делает?)… одевает.
- Обувая сандалии, мальчик (что делает?) … обувает и т. д.
17. Упражнение «Подбери словечко и повтори»
Цель: употребление в речи сущ-х в В.п. и Р.п мн.числа
У Вани рубашка, у мальчиков ..., а в магазине много ...
У Маши кофта, у девочек ..., а в магазине много ...
У мамы платье, у женщин ..., а в магазине много ...
У папы шляпа, у мужчин ..., а в магазине много …
18. Д/и «Во что одет Ваня? Таня?»
Цель: формирование умения составлять описание одежды, развитие связной речи.
19. Д/и «Расскажи-ка» или «Писатель»
Цель: составление описательного рассказа о предметах одежды по наглядному плану (мнемотаблице).
- название?
- цвет?
- из каких частей состоит?
- из какого материала сшита?
- для кого предназначена?
20. Д/и «Сосчитайка»
Цель: согласование сущ. с числительными
- одна варежка, две варежки, три варежки, четыре варежки, пять варежек…
(можно усложнить - одна синяя варежка, две синих варежки)
(шляпа, платье, сапог)
21. Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»
Цель: развитие связной речи
Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...».
Что будет, если летом носить меховую шапку?
Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?
Что будет, если в дождь обуться в тапочки?
Что будет, если в жару не надеть панамы?
Что будет, если в ветреную погоду гулять бе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного досуга с родителями по лексическим темам: Одежда.Обувь. Головные уборы."Мода из комода"
Конспект совместного досуга с родителями по лексическим темам: Одежда. Обувь. Головные уборы. "Мода из комода". Для детей старшего дошкольного возраста....
Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Профессии»
Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями...
Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Инструменты» (подготовительная группа)
Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями...
Домашнее задание для родителей по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы"
Уважаемые родители! Если вы хотите помочь своим детям в развитии речи в домашних условиях, то этот материал для вас! Желаю успеха!!!...
Рекомендации для родителей по лексической теме: «Одежда, обувь, головные уборы»
Рекомендации для родителейпо лексической теме: «Одежда, обувь, головные уборы»...
памятка для родителей по лексической теме "Одежда. Обувь"
в материале подобраны задания для самостоятельно повторения материала лексической темы с детьми дома...
Рекомендации для родителей по лексической теме: "Одежда,обувь"
Рекомендации родителям. Лексическая тема: "Одежда, обувь"...