План самообразования
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ващенко Юлия Алексеевна

План самообразования воспитателя старшей группы, который включает в себя изучение литературы, работу с детьми, ролителями, педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon План самобразования21.2 КБ

Предварительный просмотр:

План

работы воспитателя Ващенко Юлии Алексеевны

над темой самообразования:

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Цель: повышение профессионального уровня и педагогического мастерства по развитию связной речи старших дошкольников на основе русских народных сказок.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.
  3. Создать альбом «Волшебный мир сказок».
  4. Разработать рекомендации, памятки для детей и родителей по теме.

1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

Сроки

1

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

Сентябрь

2

Постановка целей, задач работы

Сентябрь

2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

Сроки

1

Составление плана работы по самообразованию

Сентябрь

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

Сроки

1

Теоретическая часть:

  • Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.

- Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.

- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия // Дошкольное воспитание. 2010.

- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - 2-е изд.

- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.

- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2010.

- Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр. / Под ред. О.С,Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 1990.

- Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 1987 и др.

- Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой.

- вебинар по теме.

  • Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

Сентябрь-май

Сентябрь

Октябрь-ноябрь

Сентябрь

2

Практическая часть:

  • Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация:

С детьми:

  1. Занятие «Что такое сказка».
  2. Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой.

3. Досуг "Путешествие в сказочную страну".

1. Занятие «Сивка-бурка».

2. Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках».

1. Творческий вечер «Перевирание сказки».

1. Игра-занятие «В гостях у сказки».

1. Беседа «Сказка, но по-новому».

1. Игровое занятие «Сказочный сундучок, откройся».

1. Мозговой штурм в работе со сказкой "Кот, петух и лиса".

1. Викторина сказок.

1. Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой.

С родителями:

1.Анкета для родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».

2. Консультация «Мама, почитай мне сказку».

3. Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников».

5. Консультация «Сказка в жизни ребенка».

С педагогами:

1.Консультация «Развиваем речь детей».

2. Мастер-класс «Развивающий массаж в речевом развитии детей».

3. Картотека игр по речевому развитию детей.

  • Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности:

- Изготовление масок для героев сказок.

- Пополнение книжного уголка.

- Изготовление книжек-малышек.

- Создание альбома «Волшебный мир сказок».

  • Проведение открытых мероприятий:

        1.Мастер-класс по изготовлению книжек малышек.

2. Досуг «Вечер сказок».

3. Родительское собрание.

  • Выступление на педагогическом совете.
  • Участие в работе творческих групп

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Май

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Февраль

Ноябрь

Январь

Апрель

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Апрель

Январь

Март

Май

Май

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

Сроки

1

Оформление опыта работы:

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практического материала
  • Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

Сентябрь-май

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

Сроки

1

Отчет о проделанной работе:

  • Доклад;
  • Выступление детей старшей группы с драматизацией сказки "Теремок" перед воспитанниками младшей и средней групп

Май

Май

2

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях

Апрель - май

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
  3. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004
  4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.
  5. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. — Курск: Академия Холдинг, 1976.
  6. Вадченко Н.Л, Хаткина Н.В. Азбука и сказки, загадки и подсказки. — М.: Лабиринт—К, 1998.
  7. Грекова О.Ю. Детский фольклор. — Ярославль, 1998.
  8. Расскажи мне сказку. http://www.opekaweb.ru 
  9. Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. — М.: Сфера, 2007.
  10.  Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...