Профилактика нарушений речевого развития детей 4-5 лет
статья (средняя группа)
В этом материале представлены ориентиры для родителей , для оценки состояния речи ребенка, даны рекомендации для профилактики задержки речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazateli_razvitiya_rechi.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ориентиры, для анализа состояния речи детей 4-5 лет:
• ребёнок употребляет слова точно по смыслу;
• кроме основных частей речи он пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;
• ребенок может достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;
• большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может
быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];
• ребенок может управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;
• темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;
• при рассказывании стихов, сказок дети пользуются выразительной интонацией.
В этом возрасте дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти особенности в речи других людей. Основное достижение детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.
Профилактика задержки речевого развития
Для развития речи у детей данного возраста, родители должны поощрять их стремление поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что они видели и даже о том, что они сочинили. При любой занятости не стоит обрывать попытки малыша пообщаться. Если же ребёнок не стремится к общению, мало разговаривает, нужно всеми способами стимулировать его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке, с кем играл в детском саду.
Произведения художественной литературы, особенно полюбившиеся,
дети этого возраста могут слушать по нескольку раз. Чтение надо закончить беседой по содержанию произведения, оценить поступки героев. Так лучше запоминается смысл и содержание сказки, рассказа, стихотворения. На этом возрастном этапе нужно развивать понятия о пространстве и времени, активизировать в речи эти понятия (справа, слева, посередине, сзади, впереди) .
Родители наблюдают вместе с ребёнком за явлениями и предметами,
окружающими малыша, учат его описывать увиденное. Детям, умеющим говорить чётко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чётко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.
Когда внимание родителей направлено на развитие речи детей , они могут в короткие сроки добиться появления правильных и распространённых высказываний, появления богатых интонаций, чёткой артикуляции. Невнятно говорящие дети должны быть обследованы логопедом, с ними следует проводить специальные занятия с участием логопеда, психолога, дефектолога. Как только у рёбенка наметилось отставание от сверстников в темпе освоения речи, следует немедленно обратиться к специалистам.
Детская психика пластична. При значительных усилиях родителей и
квалифицированном сопровождении коррекции задержки речевого
развития можно сделать очень много. В любой, даже самой тяжёлой
ситуации, есть возможность хотя бы на полшага продвинуться вперёд.
Важно понимать, что нерешённые проблемы с речью в дошкольном
возрасте приведут к отставанию в освоении школьной программы ещё на этапе начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Профилактика нарушений речевого развития детей».
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучен...
"Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста
Статья "Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста была включена в сбор...
Консультация "Нормы и нарушения речевого развития детей дошкольного возраста"
Информационный материал для родителей и педагогов ДОУ....
Профилактика нарушений когнитивного развития детей.
Развитие когнитивных процессов дошкольника.Что же такое это "когнитивное развитие" и почему так важно играть с детьми?! Когнитивное развитие, то есть формирование и развитие когнитивной сфер...
Родительский клуб в дошкольном образовательно учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста
Для любого общества одной из главных проблем является воспитание и социализация подрастающего поколения, так как перспективы развития общества и сохранение его трудового потенциала, прежде всего, опре...
Родительский клуб в дошкольном образовательно учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста
Для любого общества одной из главных проблем является воспитание и социализация подрастающего поколения, так как перспективы развития общества и сохранение его трудового потенциала, прежде всего, опре...