Развитие речи у детей 5 лет
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Способствовать развитию речи у детей дошкольного возраста с помощью пересказа по картине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_otkr._razv.rech_.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

НОД открытого занятия в средней группе «Семицветик»

 Составил воспитатель: Зуева Светлана Николаевна.

                                       Тема: «Осень в гости к нам пришла».

Образовательные области:

 -Речевое развитие

 -Познавательное развитие

- Физическое развитие

Цель: Развитие устной речи у детей посредством рассказа по картинке.

Задачи:

- закрепить знания детей о признаках осени,

- учить рассказывать по картине,

 -развивать внимание и память.

- развивать способности детей грамматически правильно строить простые предложения

-формировать у детей интерес к слову, уточнить понятие «слово», формировать умение выделять отдельные слова в предложении.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Загадки о осени», осенние листья, ёжик, картины для рассказывания, 3 магнитные доски для наглядного материала.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений: Бунин И.А. «Листопад», Майков А.Н. «Осенние листья…», Ушинский К.Д. «Четыре желания».

Рассматривание иллюстраций по теме «Осень». Беседы с детьми, Рисование по теме «Осень». Дидактические игры: «Подбери листочки».

                                               

                                             Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята у нас сегодня гости. Здравствуйте. (Дети сидят на стульчиках)

ДЕТИ: Здравствуйте! (Воспитатель предлагает встать в круг и взяться за руки)

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

И тепло пойдет по кругу

ВОСПИТАТЕЛЬ: а теперь присаживайтесь.

Для начала сделаем зарядку для язычка и губ, ведь мы сегодня будем много говорить.

(Артикуляционная гимнастика «Часики»)

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз –два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку:

Дождик с самого утра, 
Птицам в дальний путь пора
Деревья в золото одеты, 
когда же всё бывает это?

ДЕТИ: Осенью.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно. Мы сегодня поговорим об осени.

Будем еще разгадывать осенние загадки?

ДЕТИ: Да.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ветер тучу позовет

Туча по небу плывет

И поверх садов и рощ

Моросит холодный…

ДЕТИ: Дождь.

ВОСПИТАТЕНЛЬ: Дети, а как вы догадались, что это дождь?

ДЕТИ: Потому, что моросить может только дождь.

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел - оставил их,

Средних, маленьких, больших.

ДЕТИ: Лужи.

Ветер листьями играет, их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат - 
это значит…

ДЕТИ: Листопад.

Белка осенью без спешки

Прячет желуди, орешки,

Мышка - зерна собирает,

Норку плотно набивает.

Это склад, а не нора -

Зерен выросла гора!

Что же делают зверята?

Угадайте-ка, ребята!

ДЕТИ: Запасы на зиму.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Все верно! Молодцы! Правильно отгадали все осенние загадки! Дети, скажите мне, а Осень - она, какая?

ДЕТИ: золотая, красивая, яркая, разноцветная, хмурая, дождливая, грустная, печальная.

ВОСПИТАТЕЛЬ: а дождь осенью, какой?

ДЕТИ: холодный, моросящий.

ВОСПИТАТЕЛЬ: а погода осенью, какая?

ДЕТИ: пасмурная, дождливая, хмурая.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Деревья ранней осенью, какие?

ДЕТИ: золотые, нарядные, с разноцветными листьями

ВОСПИТАТЕЛЬ: а поздней осенью, какие?

ДЕТИ: голые, без листьев.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Листья осенью, какие?

ДЕТИ: желтые, красные, багряные, золотые, оранжевые.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как можно сказать об этом, одним словом?

ДЕТИ: Разноцветные.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы!

Физминутка

Дети, а покажем, как листья осень слетают с деревьев?!

ДЕТИ: Да.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Мы листики осенние (покачиваем руками над головой)

На ветках мы весим

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели (легкий бег)

И на землю тихо сели. (присели)

Ветер снова набежал (наклоны)

И листочки все поднял

Повертел их покружил (закружились)

И на землю опустил. (присели)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Отдохнули? Хорошо!

Описание картины

Теперь посмотрите внимательно на картину, изображенную на экране.

Дети рассматривают её.

Задаются вопросы по содержанию картины.

-ВОСПИТАТЕЛЬ: Какое время года на картине? Как вы думаете?

ДЕТИ: Осень.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите и назовите все приметы осени, которые вы здесь видите.

ДЕТИ: На небе много туч, пасмурно, льёт дождь, кругом лужи листья на деревьях пожелтели и опадают, трава пожелтела, выросли грибы

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чем занимаются дети?

ДЕТИ: мальчик собирает грибы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Во что они одеты дети?

ДЕТИ: в куртки, шапки и сапожки, они идут под зонтом.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что делают животные и птицы?

ДЕТИ: Готовятся к зиме, делают запасы, перелетные птицы улетают в теплые края, заяц меняет шубку серую на белую.

Игра «подбери листочки»

Воспитатель: Сейчас мы с вами на картине рассматривали листья, я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери листочки»

Составление рассказа

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, мы с вами будем составлять рассказ по картине. Используйте в своём рассказе те предложения, которые мы уже говорили.

Начнем свой рассказ

Наступила осень. Листья на деревьях стали красными, желтыми, оранжевыми – разноцветными. Стало холодно. Дети надели теплые куртки, шапки и пошли в лес. Они собирают грибы и ягоды. Животные и птицы готовятся к зиме. Всем очень весело гулять в красивом осеннем лесу.

 ВОСПИТАТЕЛЬ: а теперь попробуйте вы составить рассказ

ДЕТИ: Составляют рассказ с помощью воспитателя.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, а вам нравиться осенью гулять по лесу?

ДЕТИ: Да.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здорово! В осеннем лесу чистый, свежий воздух, а под ногами много листьев, которые шуршат, когда мы шагаем по лесу.

Дыхательная гимнастика

Давайте вдохнем полной грудью воздух и выдохнем. Повторение 3 раза

Сюрпризный момент

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ой, я слышу, кто-то к нам бежит!

Раздается шуршание и фырканье ежа.

Дети, это же ежик к нам в гости из леса с корзинкой прибежал. А что же он нам принес?

ДЕТИ: грибочки!

Воспитатель: Какие замечательные осенние гостинцы! спасибо тебе ёжик присаживайся с нами твой сюрприз мы попробуем позже, а с ребятами мы вспомним что у нас было интересного на занятии.

Рефлесия:

О каком времени года мы сегодня говорили?

ВОСПИТАТЕЛИ: Вы сегодня очень активно работали на занятии. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...