Развитие речи в подготовительной группе Тема: «Осень»
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развитие речи в подготовительной группе
Тема: «Осень»
Цель:
1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи.
2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.
3.Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите,о каком времени года говорится в этом стихотворении.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там,то здесь в листве сквозной
Просветы в небо,что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
(И.Бунин)
Дети:
Это осень!
Звучит мелодия Чайковского «Осень»
Воспитатель:
Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное ,красивое и интересное.
И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами, что же происходит осенью в природе.
Дети садятся.
-Какое время года нарисовано на картинке? (осень)
-Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Какие листья на деревьях? (Красные,желтые)
-Почему картина называется золотая осень? (Всё жёлтое как золото)
Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)
- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
-Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
-А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
-А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
-Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
- Осенью холодно или тепло?
Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла …(осень) Осенью опадают…(листья) Дует холодный…(ветер) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) — Молодцы! Вы правильно закончили предложения!
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.
- Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
- Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
Ветер подул (губы в трубочку — дуем)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Дождь заморосил ( стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели…(машут ладошками)
-Запомнили? А теперь я говорю, а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т.д.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери действие».
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
-Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.
Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.
Листья осенью (что делают?)- Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью -Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью -Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
-За осенью идёт… (Зима)
-А после зимы… (Весна)
-После весны идёт… (Лето)
-А за летом наступает…(Осень)
- Потом всё повторяется в природе.
— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
— Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
— Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
Воспитатель: — А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.
Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.
Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),
Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые), Небо ( серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)
Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте!
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова- действие». ( учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)
Лист (Что делает?) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы (Что делают?) — улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.
Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет,
Воспитатель: Игра «Близкие слова». (Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений)
Осенью дни пасмурные, ….. (серые , унылые…)
Осенью часто погода бывает холодной,….. (ветреной, дождливой…)
Осенью настроение грустное,….. (печальное, тоскливое…)
Осенью дожди частые, ….. (холодные, проливные…)
Небо покрывают серые тучи, ….. (темные, дождливые…)
В начале осени бывают ясные дни, ….. (безоблачные, светлые…)
Поздней осенью на улице холодно, ….. (пасмурно, ветрено…)
Воспитатель: Проведем физминутку
Воспитатель: Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем в игру « Угадайка . Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.
1.Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)
2.Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
3.Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)
4.Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява.
Кто очень любит щи,
Меня в них отыщи. (Капуста)
5.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)
6.Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа. (Груша)
7.Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
8.Без рук, без ног,
А окна открывает? (Ветер)
Воспитатель:. Молодцы! Все загадки отгадали. Сейчас мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Осенний букет»:
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).
— Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечислили много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)
А теперь обратите внимание на ваши столы. На них лежат листочки. Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво ,неторопясь.
Обведем пунктирные линии -соберем листочки в кучу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, так славно потрудились.
«Игра ДА или НЕТ»
— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
Итог:
Воспитатель: Ребята , о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?
Что вам показалось интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы».
Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: "Осенние одежда, обувь, головные уборы".Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема «Осень»
Цель: Закреплять и систематизировать знания об осени (Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Социализация)Задачи:1....
Конспект-ОД по познавательному развитию в старшей-подготовительной-группе-Тема-Осень..Осень.Наблюдение за Осенью
Тема: «Осень» Цель: способствовать формированию у воспитанников элементарных математических представлений....
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Разучивание стихотворения А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало...""
Данный конспект разработан с целью совершенствования художественно-речевых исполнительских навыков детей подготовительной к школе группы при чтении стихотворения А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышал...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Осенние мотивы»
Конспекторганизованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группеТема: «Осенние мотивы»...
Развитие речи в подготовительной группе. Тема: «Краски Осени»
Развитие речи в подготовительной группе.Тема: «Краски Осени»Задачи:Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях.Закрепление умения рассказывать по мнемотабл...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Золотая Осень.» интегрируем с ФЭМП время суток.
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе детского садана тему: " Золотая осень"...