Познавательно - речевое развитие дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
В данной статье раскрывается опыт работы по познавательно - речевому развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_lego_._-_kopiya.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
В век высоких технологий снижается уровень культуры и развития связной речи детей.
Многие дети имеют нарушения звукопроизношения (искажение звуков, замена), объём активного словаря и уровень развития грамматического строя и связанной речи у детей старшего дошкольного возраста не соответствует возрастной норме.
А согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие фонематического слуха, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Для решения этих проблем я обратила внимание на ЛЕГО – технологию, которая способствует экспериментированию с доступными детям материалами в игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей. А также обеспечивает развитие психических процессов: памяти, внимание, логического мышления и мелкой моторики рук. Предлагая детям работу с элементами ЛЕГО, очень важно и то, что при сборке элементов одновременно работают обе руки, а значит, задействованы оба полушария головного мозга: левое ответственно за речь, правое – за ориентацию в пространстве и эмоциональное состояние. При использовании ЛЕГО мы можем отметить некоторые преимущества его перед другими игровыми приемам, используемыми для развития речи: - С поделками из конструктора ЛЕГО дети могут играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска, порезаться, проглотить ядовитый химический состав. Его можно помыть, руки ребёнка остаются чистыми. А убрать поделки можно легко и быстро. - При использование конструктора ЛЕГО у ребёнка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психологическое состояние успеха. - Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, на тумбочках, ребёнку нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для детей дошкольного возраста. - Дети воспринимают задания как игру, которая не вызывает у них негативного отношения, а приучает к внимательности, усидчивости, самостоятельности и точному выполнению инструкций. А это помогает лучшему усвоению необходимого материала. Использование ЛЕГО – конструктора позволяет осуществить системно - деятельный подход. Развивает воображение, фантазию, творческие способности, логическое мышление. Подходит для всех возрастов: для девочек и мальчиков и даже взрослых. Имеет большое количества разнообразных серий и легкий сбор, и разбор конструкций. Возможность коллективной игры.
ЛЕГО – конструктор применяем в речевых играх по:
- Закреплению навыков правильного произношения.
- Обучению первичным навыкам звукового и слогового анализа и синтеза.
- Развитию словарного запаса и навыкам словообразования.
- Развитию грамматического строя речи.
- Развитию разных видов связной речи.
В своей работе использую речевые игры с применением ЛЕГО – конструирования: «Разноцветные дорожки», «Разложите картинки под символы», «Выбери свою схему», «Зашифрованное письмо», «Гном и великан», «Часть и целое».
При конструировании построек, фигурок животных помогает научиться выделять части целого. Например: дом без чего? без крыши, котёнок без чего? без хвоста, машина без чего? без колес дом с чем? с трубой, машина с чем? с грузом, девочка в чем? в платье. Данные задания помогают детям в игровой форме усвоить такие понятия, как «вверху - внизу», «выше - ниже», «справа – слева». Собирая фигурку или другую постройку, дети познают трёхмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над», «под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Известно, что для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется ЛЕГО - конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается на планшете с помощью ЛЕГО – элементов. Манипулируя, деталями конструктора, дети превращают одну букву в другую, запоминают образ букв, лучше различают сходные буквы. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Проводим такие игры: «Построй букву», «Узнай первую букву», «Посели буквы в домики», «Сломанная буква», «Найди нужную букву» и другие. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной, когда используется не сюжетные картинки, а объёмные красочные декорации (постройки) из конструктора. В процессе конструирования из ЛЕГО, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь. К концу дошкольного периода дети знают буквы, большинство из них умеют читать.
ЛЕГО - игра – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться играя. Каждая постройка ЛЕГО – это фантастическое новое приключение, каждый раз необычное, всегда веселое, познавательное и желанное. Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Именно игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут и развиваются. В различных играх у детей активизируют свои естественные задатки – воображение, эмоции, чувства, интеллект, общение и тем самым готовим детей к школе. В силу своей универсальности, ЛЕГО – конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить образовательный процесс в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.
Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наи...
Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников
Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....
Из опыта работы Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приёмы по экологическому воспитанию.
Описание опыта работы....
«Разработка системы познавательного – речевого развития дошкольника.»
В своей практики обращала внимание, что если к общесадовому родительскому собранию тщательно не готовиться, то теряешь тонкую связь с родителями и на о...
"Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников"
Мастер-класс...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...
Использование игровых приемов и методов в развитии речи, с использованием методик в познавательно- речевом развитии дошкольников.
Целенаправленное развитие речи дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей....