Мероприятие по татарскому языку «Веселый кубик» - «Шаян шакмак».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Для того, чтобы занятие для детей прошло веселым, занимательным и интересным, мы используем дидактические игры. Такие игры не только закрепляют пройденный материал, но и развивают у детей память, внимание, воображение, речь, мелкую моторику; а также воспитывают усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_zanyatiya_na_temu_veselyy_kubik_-_shayan_kubik.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку с детьми подготовительной группы на тему
«Шаян шакмак» - «Веселый кубик».
Составила:
воспитатель по обучению
татарскому языку:
Хайруллина Альбина Рифкатовна
Тема занятия: «Шаян шакмак» - «Веселый кубик».
Основная предметная область: развитие речи (татарский язык).
Интеграция областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, деятельная.
Возрастная группа: дети подготовительной группы (6-7 лет)
Цель: закрепление пройденного лексического материала по темам «Гаилә», “Ашамлыклар”, «Яшелчәләр», “Җиләк-җимешләр”, “Уенчыклар”, “Саннар”, «Киемнәр», «Нишли?», а также ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкции в известных игровых ситуациях.
Задачи:
1. Образовательные:
- активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие;
- способствовать умение составлять мини-диалоги в речевых ситуациях.
2. Развивающие:
- продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;
- развивать и стимулировать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, самостоятельно выполнять задания, умения общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно, корректно поправлять их;
-воспитывать интерес к игре, дружелюбие, взаимопомощь, сотрудничество.
- воспитывать интерес к изучению татарского языка,
Дидактическое обеспечение занятия:
Для воспитателя: проектор, ноутбук, интерактивная доска, демонстрационный и раздаточный материал, дидактическая игра “Сүзне төзе” – “Составь слово по первым буквам», “Рәсемне җый” – “Собери картину”, “Агачтамы? Түтәлдәме?” – “На дереве? На грядке?” , “Нәрсә артык?” – “Что лишнее?”, “Сана! Ничә? – “Посчитай! Сколько?» , “Нишли - “Что делает?”, “Портфельне тутыр”- “Собери портфель”, муляжи продуктов, сюжетные картинки, волшебные кубики с сюжетными рисунками.
Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение и повторение с детьми лексического материала .
Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме «Гаилә», “Уенчыклар”, “Ашамлыклар”, “Саннар”, “Киемнәр”, Яшелчәләр” , “Мәктәп кирәк – яраклары” и т.д.
Можно играть с детьми в индивидуальном порядке, а можно небольшими группами, дети могут сами предлагать ход диалога, а могут просто отвечать на предложенные педагогом вопросы.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез, балалар!
Дети: Исәнмесез!
Воспитатель: Хәлләрегез ничек?
Дети: Әйбәт, рәхмәт! Сезнең хәлләр ничек?
Воспитатель: Яхшы, рәхмәт. А сейчас пожелаем друг-другу доброго дня по-татарски.
Дети: Хәерле көн миңа,
Хәерле көн сиңа,
Хәерле көн безгә,
Хәерле көн сезгә!
Воспитатель: Бик яхшы. Молодцы!
II. Основная часть
1. Сюрпризный момент .
Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня что-то есть интересное для вас. (Дети присаживаются к столу). Это веселый кубик. Шаян шакмак. Он и волшебный. Хотите с ним поиграть?
Ответы детей:…
Воспитатель: Но у кубика есть одно условие. Он тоже хочет с вами поиграть и узнать, как вы разговаривайте на татарском языке. И так, условия у него такие: вы по одному должны подбросить кубик. И какая сторона кубика выпадет с рисунком, надо решить задачу. На экране покажется рисунок который выпал, а там задание.
Во время работы с детьми следить, чтобы дети правильно проговаривали названия предметов на татарском языке.
1 Дидактическая игра: “Рәсемне җый”- “Собери картину”. ( Картина “Гайлә”).
Цель:
1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по теме «Моя семья» (әти, әни, кыз, малай, бабай,әби).
2. Учить ребенка составлять диалог «Бу кем?»
3. Развивать внимание, память и логическое мышление;
4. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции.
Правила игры:
Перед детьми располагается веселые кубики с сюжетными картинками. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть картинки кубика, дает пояснение по ней. Далее детям задаются вопросы «Что это?» - «Бу нәрсә?», “Нинди рәсем?” – “Какой рисунок?” «Кто они?» - «Болар кемнәр?», «Назови!» - «Әйт!» и т.д. Дети находит подходящие по смыслу карточки и собирают картину “Гайлә”. И отвечают на вопросы, заданные воспитателем.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель предлагает подкинуть кубик. Следующая игра называется:
2 Дидактическая игра “Что лишнее? – “Нәрсә артык?
Цель игры: Закрепить умение находить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Задачи игры:
- развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.
- - развивать зрительное восприятие.
- - развивать монологическую и диалогическую речь на двух государственных языках.
- - воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.
Ход игры:
Ребенку предлагаются пять или шесть картинок, пять из которых объединены общим признаком. Воспитатель поочередно показывает картинки и задает ребенку вопросы: « Бу нәрсә?» (Что это?), « Бу кем?» (Кто это?). Ребенок должен ответить на вопрос на татарском языке. Затем воспитатель задает вопрос:« «Нәрсә артык ?» (Что лишнее?). После чего ребенок должен найти лишнюю картинку и ответить почему он выбрал именно ее.
Мәсәлән: - Бу нәрсә? Артык рәсемне күрсәт. Это что? Покажи лишнее. Ответ детей: ипи – хлеб, сөт – молоко, чәй - чай и курчак – кукла. (лишнее – кукла).
Физкульминут. Бармак уены “Куянкай”
Куян китап тапты.
Укыды, укыды. Япты.
Онытып бетергәч,
Тагын ачты.
Укыды, укыды, укыды.
Япты.
Яңадан ачты.
Укыды, укыды.
Япты.
Куян китапны шәп белде.
3 дидактическая игра ”Сана! Ничә?” – “Посчитай! Сколько?”
Цель: Закрепить умение считать до 10. Активизировать в речи использование числительных.
Ход игры:
Участвуют 3-4 игроков. Детям раздаются карточки с цифрами. На карточках изображены предметы с определенным количеством. Воспитатель показывает соответствующие карточки и спрашивает “Сколько?”(Ничә?). Дети должны указать цифры по соответствующим картинам. Кто первым заполнит свою карту, тот - победитель.
4 дидатическая игра “Собери портфель” - “Портфельны тутыр”
Цель: Закрепить названия школьных принадлежностей. Воспитывать бережное отношение к ним. Побудить желание учиться в школе.
Ход игры:
Участвуют 2 игрока. Дети должны сортировать школные принадлежности в портфель, а игрушки в корзину. Ведущий показывает разрезную карточку, спрашивает “Это что?” (Бу нәрсә? ). Игроки называют рисунок и сортируют по правилам игры. Кто первым заполнит пустые места на своей карте, тот – победитель.
5 дидактическая игра: “Сүзне төзе” – “Составь слово по первым буквам».
Цель игры:
1. Обучить дошкольников звукобуквенному анализу слова.
2. Содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической диологической речи.
Задачи: Образовательные:
1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по темам: «Игрушки» - «Уенчыклар», «Домашние животные» - «Йорт хайваннары», «Дикие животные» - «Кыргый хайваннар», «Овощи» - «Яшелчәләр» «Продукты» - «Ашамлыклар», «Школьные принадлежности» - «Мәктәп кирәк-яраклары»
2. Учить ребенка составлять развивающий диалог «Бу нәрсә»? – «Что это?»
3. Закрепить буквенный состав слова.
Развивающие:
1.Развивать зрительное восприятие и внимание.
2.Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1.Воспитывать дружеские взаимоотношения.
2. Воспитывать интерес к изучению татарского языка.
Используемое оборудование: карточки с разными картинками (формата А4) и кармашками для букв, карточки с буквами.
Количество участников для игры: 1-10 человек.
Ход игры:
В игре могут принимать участие дети (1-10 человек, как самостоятельно, так и с помощью взрослого. Ребенок берет карточку с картинками и карточки с буквами. Нужно выбрать те карточки с буквами, которые соответствуют первой букве изображенного предмета. Если все буквы будут выставлены правильно, то можно будет прочесть СЛОВО.
6 дидактическая игры: «Әкияне тап» - “Найди сказку”. (“Шалкан” әкияте)
Ход игры:
Воспитатель предлагает найти по рисункам, приклеянных на маленьких кубиках сказку.
- Балалар, у вас у всех есть волшебные кубики – серле шакмаклар. Вот на этих кубиках спрятаны рисунки из какой-то сказки. Надо найти эту сказку.
7 дидактическая игра: “Агачтамы? Түтәлдәме?” - На дереве? “На грядке?»
Ход игры:
На столе расположены картины фруктов и овощей. Воспитатель просит детей правильно распределить фигурки, вспомнив, что где растет: овощи – на грядке, фрукты – на дереве.
III. Заключительная часть.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Как хорошо мы с вами сегодня потрудились. Спасибо вам. Ребятки, вам сегодня было интересно? Что особенно запомнилось, может что-то было трудным? А расскажете об этом дома? Умницы! Мне тоже очень понравилось, я очень рада и довольна! Но нам пора прощаться! Сау булыгыз!
Дети: Сау булыгыз!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Изучаем татарский язык» (дополнительные платные образовательные услуги по татарскому языку)
Пояснительная записка.В татарском детском фольклоре,лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного ,нравственного и эстетического развития дошкольник...
Видеофрагмент открытого мероприятия с родителями «Шигырьләрем – балалар телендә, җырларым – һәрберегезнең күңелендә» на МО для воспитателей по обучению татарскому языку по теме: «Художественная литература татарских писателей в детском саду»
https://www.youtube.com/watch?v=SjP7suUrwcU...
Выступление с опытом работы на тему: "Новые подходы в обучении детей татарскому языку в дошкольном образовательном учреждении" на семинаре-практикуме для воспитателей татарского языка
Краткосрочный курс обучения татарскому языку для родителей и детей, не владеющих татарским языком...
Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей по обучению татарскому языку по теме:" Реализация Программы краткосрочного курса обучения русскоязычных родителей и детей татарскому языку"
Данная программа курса имеет практическую направленность, подразумевает гибкость и вариативность, направлена на развитие татарской речи и формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возр...
Дидактическая игра по обучению детей татарскому языку.«Кубик - рубик»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12814774","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"230","width":"407"}}]]Дидактическая игра по обучению детей татарскому языку. "К...
«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...
Дидактическая игра. Магнитный куб "Шаян шакмак"
Дидактические игры позволяют повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, дают возможность усвоить татарский язык, закрепить речевой материал в игровой форме, подд...