Будем говорить правильно.
картотека по развитию речи

Челышкова Юлия Михайловна

Что больше всего любят дети? Конечно же, играть.

Попробуйте сделать так, чтобы игра была для ребенка не только занятием приятным и интересным, но и полезным.

Так, например, речевые игры помогают развивать мышление вашего ребенка, преодолевать трудности в произношении отдельных звуков, делают речь богатой и выразительной.

Подберите стихи с персонажем, с которым происходят разные действия.

Их можно найти в детских журналах, сборниках стихов, в народном фольклоре.

Поговорите с ребенком о прочитанном, пусть он расскажет, что понял, разъясните ему непонятные слова. А дальше на каждую строчку стиха вместе придумайте соответствующее тексту движение.

Для большего эффекта оживления и придания эмоциональности можно использовать элементы звукоподражания (если это бабушка, то говорить по-старушечьи, если мышонок – тоненьким голоском и т. д.)

Придумывание движений вместе с ребенком помогает развивать его фантазию, воображение, пластику движения. А еще, он учится сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха.

Во время речевых игр, дети примеряя на себя разные роли, избавляются от стеснительности, неуверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_rechevogo_dykhania.docx525.84 КБ
Файл kartoteka_rechevyh_igr.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания, с использованием различных предметов.

Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру. Нужно учитывать, что любое упражнение у ребенка отнимает много сил и может его быстро утомить. Самый приемлемый вариант – это чередование дыхательных упражнений и других видов игр. Во время игр постарайтесь проследить за правильным выдохом у малыша. Для этого необходимо помнить, чтовыдох считается правильным только в том случае, когда:

Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».

Совершает выдох плавно, не толчками.

Во время выдоха губы не сжимает и не надувает щеки, а складывает их трубочкой.

Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух.

Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.

Не разрешается добирать воздух короткими вдохами во время разговора и пения.

Благодаря этим играм-упражнениям малыш научиться дышать глубже, делать удлиненный целенаправленный выдох. Такая дыхательная гимнастика способствует формированию правильного произношения и выработке четкости речи.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания, с использованием различных предметов

«МАШЕНЬКА»

Картотека игр,  направленных на развитие речевого дыхания,  с использованием различных предметов.

Материал: колпачок-девочка; декорации леса: ели, берёзы и т. д., выполненные из картона и раскрашенные, — все деревья на подставках.

На стол выставляется декорация леса. На некотором расстоянии от неё ставится колпачок-девочка. Вызывается ребёнок, он садится за стол и медленно дует на колпачок. Остальные дети комментируют: (Машенька в лес пошла, к лесу подошла, в лес зашла, из леса вышла). Затем дует другой ребёнок и т. д.

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т. д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

«ИГРУШКИ-ЗВЕРУШКИ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/e8fb6d33fbd87c91c8ef4a5cf78ce6cb.jpg.jpg

Материал: колпачки-зверушки: лиса, волк, медведь, заяц, лягушка, мышка; декорации леса (те же) .

Дети называют колпачки-зверушки и ставят их на некотором расстоянии от декорации леса. Вызывается один ребёнок, он дует на колпачок-зверушку, стараясь приблизить его к лесу. Остальные дети комментируют (волк в лес побежал). Затем вызывается следующий ребёнок, он дует на другой колпачок-зверушку. Остальные дети комментируют (лиса в лес побежала и т. д.) .

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т. д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

«КОЛОБОК»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/06d4e4a5e58d084b202506886d915545.jpg.jpg

Материал: алюминиевый или деревянный желобок; жёлтый пластмассовый шарик; колпачки-зверушки: заяц, волк, медведь, лиса.

Рассказывается сказка «Колобок». При словах «. и покатился Колобок дальше» один из детей дует на шарик, который при этом катится по желобку. В конце желобка Колобок встречает очередного героя сказки — колпачок-зверушку. Сказка продолжается, но в следующий раз на шарик дует другой ребёнок.

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т. д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

«ВЕТЕР, ВЕТЕРОК»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/959c9c04b7dc9d4bbbfd94e95717cfd4.jpg.jpg

Материал: деревянная стойка, на которую на нитке длиной 10 см вывешиваются предметы, выполненные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные в соответствии с изучаемой темой:

• листочки кленовые (красные, жёлтые, зелёные и т. д.) — «Листопад»;

• листочки дубовые, липовые, берёзовые, кленовые и т. д. — «Относительные прилагательные»;

• снежинки — «Снегопад»;

• фигурки птиц (скворцы, грачи, жаворонки и т. д.) — «Перелётные птицы»;

• фигурки птиц (вороны, голуби, воробьи, синицы и т. д.) — «Зимующие птицы»;

• фигурки бабочек, жуков, стрекоз и т. д. — «Насекомые»;

• ромашки, колокольчики, васильки и т. д. — «Полевые цветы»; и т. д.

Сначала дети вспоминают названия вывешенных на стойке предметов. Проводится работа по закреплению лексических тем и грамматических категорий. Затем начинается игра.

Дети садятся на стульчики, каждый — напротив вывешенного на стойке предмета (предмет находится на уровне рта ребёнка). По сигналу педагога дуют на него. Чей предмет полетит дальше, тот и выиграл. Повторить с перерывом 3—4 раза.

«ЗАБЕЙ МЯЧ В ВОРОТА»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/c2ad152af20c8615e0c4c171bd4a48bd.jpg.jpg

Материал: двое ворот шириной 10 и 15 см (их можно заменить кубиками) ; табло с вставляющимися в него цифрами или красными кружками; мячик — ватный шарик.

На противоположный от детей край стола ставятся ворота, рядом с ними — табло. Ребёнок приседает перед столом и поддувает на ватный шарик до тех пор, пока он не попадёт в ворота. Если это удаётся, то на табло появляется красный кружок или соответствующая цифра, которую он может выбрать и вставить в табло сам. Затем дует другой ребёнок, счёт забитых мячей увеличивается. В игре принимают участие все дети. Для усложнения игры ставятся более узкие ворота.

«ПОДУЕМ НА ПУШИНКУ»

Материал: для каждого ребёнка пушинка или вырезанный из тонкой бумаги прямоугольник

(1x3 см) .

Каждый ребёнок берёт пушинку, дует на неё и смотрит, как она летает. Затем поднимает упавшую пушинку. Упражнение повторить 5—6 раз.

«ЧЕЙ ЯЗЫЧОК ДЛИННЕЕ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/e019a13702e0453e5d6dd6a8f2dd5c6e.jpg.jpg

Материал: для каждого ребёнка игрушка «воздушный язычок», выполненная из свёрнутой фольги с прикреплённой к ней пластмассовой трубочкой. Все воздушные язычки разного цвета.

Каждый ребёнок берёт свой «воздушный язычок» и дует один раз в трубочку так, чтобы фольга развернулась. Чей «язычок» длиннее, тот и выиграл. Упражнение повторить с перерывом 3—4 раза.

«БУРЯ В СТАКАНЕ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/1c3cb9aa67bd0c91ff08bc8af014a4e0.jpg.jpg

Материал: на каждого ребёнка пластмассовый стаканчик, наполненный на 1/3 водой; соломинки или пластмассовые трубочки для коктейля.

Педагог предлагает детям взять трубочку, опустить её в стаканчик с водой, вдохнуть носом и медленно выдохнуть воздух в трубочку

«МУЗЫКАНТЫ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/9bbd495ea1080e09b68fe1e6f950d320.jpg.jpg

Материал: для каждого ребёнка игрушечный музыкальный духовой инструмент: дудочка, труба, саксофон, губная гармошка и др.

Предварительно закрепляется название каждого музыкального инструмента. Дети по очереди играют на своих музыкальных инструментах. Затем играет тот, на кого укажет дирижёр.

«ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ И СКОРЛУПКУ ПОДГОНЯЕТ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/71821e8472de8dba1d8217723f4ba679.jpg.jpg

Материал: ёмкость с водой; скорлупа яйца.

Ёмкость до половины наполнена водой. На воду кладут скорлупу яйца. Дети по очереди садятся перед ёмкостью и медленно дуют на скорлупу так, чтобы она доплыла до другого «берега» и не утонула.

«ПИНГ-ПОНГ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/64bb99ca4bcd85badb642a144f99d102.jpg.jpg

Материал: ёмкость с водой; мячик для пинг-понга.

На маленьком столе стоит ёмкость с водой. Педагог вызывает детей попарно. Они садятся на стульчики перед ёмкостью с водой напротив друг друга и по очереди дуют на мячик для пинг-понга.

«ПОКАТАЕМ БРЁВНЫШКИ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/dd2e54529629a8e525a674d5d75701c4.jpg.jpg

Материал: на каждого ребёнка по одному круглому не заточенному карандашу.

Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой круглый карандаш («брёвнышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Упражнение повторить 3—4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша используется гранёный.

«УЛЕТАЙ, ТУЧКА! »

http://www.maaam.ru/upload/blogs/aea1958a7a416e8e6aafa065d6777cee.jpg.jpg

Материал: на каждого ребёнка по тучке, вырезанной из бумаги, раскрашенной и закреплённой на нитке длиной в 10 см.

Дети берут тучку за нитку, подносят её ко рту и дуют. Повторить 4—5 раз с перерывом.

«ВЕТЕРОК»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/8e2c32d266f9ffcafe966a6af01e592e.jpg.jpg

Материал: небольшая трубочка из плотного картона или ватмана длиной 10—15 см и диаметром 3—5 см.

Педагог сначала сам дует на руку или волосы ребёнка, а затем просит его «подуть так же», т. е. приблизить свои губы к трубочке и сделать выдох.

«ПАСТУШОК»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/a276121866a7afab1be769b3e683e54a.jpg.jpg

Материал: на каждого ребёнка пластмассовая бутылочка ёмкостью 0, 5 л, у которой срезано дно.

Педагог предлагает детям обхватить губами горлышко пластмассовой бутылки и погудеть.

«СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/6868d6258e8ac4302b3466040b529718.jpg.jpg

http://www.maaam.ru/upload/blogs/faf85983c5a9e4600b165557080b4f3b.jpg.jpg

Материал: индивидуальные свистки для каждого ребёнка.

Педагог предлагает детям поднести свисток ко рту и выдохнуть в него сильно и длительно так, чтобы получился протяжный свист.

«ПУСТЫШКИ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/93442220b82ea440cb5613f53cda930e.jpg.jpg

Материал: чистые пустышки на каждого ребёнка.

Педагог раздаёт детям пустышки. Они берут их в рот и по очереди выплёвывают. Выигрывает тот, чья пустышка улетит на самое большое расстояние.

«СВЕЧА»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/0f489bd2ad5c3182df4c184439db1d8c.jpg.jpg

Материал: на каждого ребёнка полоска цветной бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см.

Дети держат в правой руке полоски цветной бумаги — «свечу». Левая рука лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания, педагог предлагает участникам спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начать медленно и равномерно выдыхать. Бумажка отклонится. Если выдох ровный, то она будет до конца находиться в отклонённом положении. Повторить с перерывом 2—3 раза.

«ПОГАСИ 2, 3,. СВЕЧИ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/8a07a251f7288d21ccb4bfe8d89d7843.jpg.jpg

Материал: пять одинаковых свечей, выполненных из полосок цветной бумаги.

Педагог предлагает детям положить левую руку на живот и на одном выдохе (без добора воздуха) «погасить» 2 свечи, разделив воздух на две порции. Затем погасить 3, 4, 5 свечей. Объём воздуха всё тот же, но каждая порция на выдохе становится меньше. (Движения диафрагмы ритмичные, прерывистые.) Повторить с перерывом 2—3 раза.

«УПРЯМАЯ СВЕЧА»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/f0351873c53fb1b4049dcf7e5adf7cfa.jpg.jpg

Материал: на каждого ребёнка полоски цветной бумаги в форме свечи большого размера.

Педагог объясняет детям, что эта «свеча» большого размера. Погасить её будет трудно, но сделать это нужно обязательно. Педагог предлагает взять «свечу» в правую руку, а левую положить на живот. Сделать вдох, задержать на секунду дыхание и резко дунуть на неё. Дети должны ощутить, как подтянулись мышцы живота. Повторить с перерывом 2—3 раза.

«ДОЖДИК»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/331fabce9d403de9f58daa66ce84ced7.jpg.jpg

Материал: блестящий ёлочный дождик.

Блестящие нити дождика крепятся к натянутой параллельно полутонкой верёвочке. Ребёнок подходит к дождику, который находится на уровне его рта, и дует. Нити дождика отклоняются под воздействием воздушной струи, затем возвращаются обратно. Повторить 4—5 раз.

«НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/794159baf49a88f194673f13130557b7.jpg.jpg

Материал: блестящая новогодняя гирлянда.

Гирлянда выкладывается на стол. Педагог предлагает детям дунуть на неё один раз так, чтобы «сдвинуть» с места. Дети по очереди выполняют упражнение, при этом гирлянда перемещается от одного края стола к другому.

«ПАДАЕТ СНЕГ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/ea5b70f06a5bfd5bbddb679efc7cd228.jpg.jpg

Материал: на каждого ребёнка небольшой комочек ваты.

Педагог предлагает детям положить комочек ваты на ладошку и подуть так, чтобы вата слетела. Повторить 3—4 раза.

«ВЕСЁЛЫЕ КЛОУНЫ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/28c780442ebfc8b6ff4a5be1a88b03ec.jpg.jpg

Материал: два колпачка-клоуна; кубики или кирпичики для построения арены цирка.

На маленьком столе из кубиков или кирпичиков дети строят арену цирка. Педагог вызывает их попарно. Они садятся на стульчики перед столом друг против друга. В противоположном конце арены ставятся колпачки-клоуны. Двое детей дуют на колпачки, остальные ребята комментируют (клоуны передвигаются, падают, веселятся и т. д.) .

«ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/9736c47e033d0a7ad222592b9935490a.jpg.jpg

Материал: теремок с открывающейся дверью, выполненный из картона, ярко раскрашенный, стоящий на подставке; колпачки-зверушки (те же) .

Теремок устанавливается на маленьком столике. Дети повторяют сюжет сказки. Затем каждый выбирает себе героя — колпачок-зверушку и называет его (это мышка-норушка, это лягушка-квакушка и т. д.) . Рассказчик (им может быть ребёнок) начинает рассказывать сказку, по

ходу которой каждый из детей присаживается к столу и дует на своего героя так, чтобы он попал в дверку теремка.

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т. д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

«ВЕТЕР»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/9c8e85b24eb83f1812a10e4df460018e.jpg.jpg

Материал: «дерево» на подставке, крона которого состоит из разноцветных полосок бумаги.

«Дерево» ставится на маленький столик. Ребёнок присаживается к столу и 2—3 раза с перерывом дует на его крону, т. е. на полоски бумаги, изображая ветер.

«КОРМУШКА»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/68d9526b141c70e5b13a20569da437f5.jpg.jpg

Материал: деревянная кормушка, в центре которой за нитку длиной 10 см прикреплена фигурка птички, выполненная из бумаги и раскрашенная.

Кормушка с птичкой ставится на стол. Ребёнок присаживается к нему (птичка находится на уровне его губ) и дует на неё. Она при этом вылетает из кормушки. Ребёнок перестаёт дуть, и птичка возвращается. Повторить с перерывом 3—4 раза.

«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/0178476351c4b70ce13ae4fc43b1188d.jpg.jpg

Материал: на каждого ребёнка снежинка, сделанная из папиросной бумаги.

Каждый ребёнок кладёт снежинку на ладошку. Подносит её к губам и дует так, чтобы снежинка слетела. Повторить 3—4 раза.

«ЛЕТЯТ СНЕЖИНКИ, БЕЛЫЕ ПУШИНКИ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/df616a74693630cad43398a8acb93c09.jpg.jpg

Материал: комочек ваты на каждого ребёнка, который нужно разрыхлить так, чтобы он стал лёгким, как пушинка.

Дети дуют на «снежинки», не давая им упасть, всё время поддерживая в воздухе. Выигрывает тот, кто удержал «снежинку» дольше других участников.

«ПОМОГИ ЛЫЖНИКУ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/59516fb47e2a2b322d68d5080d881ee5.jpg.jpg

Материал: фигурка спортсмена на лыжах, выполненная из бумаги и раскрашенная; линейка с держателем.

Ребёнок садится за стол. Берёт в руку линейку, переворачивает её так, чтобы держатель был внизу, и держит её за держатель. На ближайший к ребёнку край линейки ставится фигурка лыжника. Ребёнок подносит линейку к губам и дует на лыжника. Под напором воздуха лыжник перемещается по линейке и «спрыгивает» с трамплина вниз. Повторить 3—4 раза.

«ПОИГРАЙ, ГАРМОШКА»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/820a1aafc962f203617c20baafa8174c.jpg.jpg

Материал: на каждого ребёнка «гармошку», выполненная из полосок бумаги.

Педагог предлагает детям взять «гармошку» за края, поднести к губам и дунуть на полоски. Полоски при этом должны подниматься вверх. Повторить 4—5 раз, стараясь дуть в разные места «гармошки».

«КОРОЛЬ ВЕТРОВ»

Материал: флюгер в виде вращающегося красного флажка, прикреплённого к стойке высотой 25—30 см.

Дети садятся в круг на пол. В центр ставится флюгер. С помощью считалки выбирается ребёнок, который будет дуть на флюгер первым. Далее дует тот, на кого укажет флюгер. (Для усложнения флажок можно заменить треугольником.)

«ВЕРТИТ МЕЛЬНИЦА КРЫЛО»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/6589e66d6a350155eb8545b10cbacd93.jpg.jpg

Материал: на каждого ребёнка вертушка, выполненная из цветной бумаги и прикреплённая к деревянной палочке так, чтобы она могла свободно вертеться.

Каждый ребёнок выбирает себе вертушку, подносит её к губам и дует так, чтобы она завертелась. Упражнение повторить с перерывом

«ВЕТЕРОК ШУМИТ, ПУЗЫРЁК ГУДИТ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/5a4fe40d0e53c9231614c6992736101c.jpg.jpg

Материал: для каждого ребёнка чистый пузырёк (высота 7 см, диаметр горлышка 1—1, 5 см) .

Педагог подносит свой пузырёк к губам и показывает детям, как он гудит, если в него подуть. Далее предлагает погудеть каждому ребёнку и всем вместе.

Следует помнить, чтобы пузырёк загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребёнок может дуть лишь несколько секунд.

«САЛЮТ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/7aa0e30fb3cc69176d69a042d799d086.jpg.jpg

Материал: конфетти.

На правой ладошке у детей находится конфетти. Левая рука лежит на животе для контроля дыхания. По команде педагога дети делают резкий выдох. Конфетти разлетается, мышцы живота подтягиваются. Повторить 3—4 раза.

«ПРОВЕДИ СВОЙ КОРАБЛИК»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/8bb8de08a78a7a737ce111043f8832bb.jpg.jpg

Материал: ёмкость с водой; набор бумажных корабликов.

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит ёмкость с водой. Педагог предлагает им провести свой кораблик из одного города в другой, обозначив города значками на краях ёмкости. Чтобы кораблик двигался, нужно на него подуть.

Ребёнок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. В игре принимают участие все дети.

«ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/2dd1e482f1354ce0bed0bf1de3d1fdad.jpg.jpg

Материал: ёмкость с водой; лодочки длиной 5—6 см, сделанные предварительно детьми из разноцветной бумаги.

Порядок проведения игры аналогичен предыдущей. Каждый ребёнок дует на лодочку, сделанную своими руками.

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/a96b4ba0a11bfa1fbaea97ea679a606c.jpg.jpg

Материал: на каждого ребёнка набор для выдувания мыльных пузырей.

Дети обмакивают кольцо в мыльный раствор, подносят к губам и медленно дуют в его центр, стараясь выдуть на одном выдохе как можно больше пузырей.

«МЫЛЬНАЯ ПЕНА»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/b7336fab53b751df0c7788a2efa0e333.jpg.jpg

Материал: пластмассовый стаканчик с мыльным раствором; набор трубочек для дутья (пластмассовые трубочки для коктейля) .

Ребёнок берёт трубочку, опускает её кончик в мыльный раствор и начинает дуть. Образуется мыльная пена. Другие дети по очереди пытаются сдувать эту пену с края стакана в воздух

«ПТИЧКА, ЛЕТИ! »

http://www.maaam.ru/upload/blogs/17440fcfc31a4908e44049a6dc4890d5.jpg.jpg

Материал: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Птичек ставят на противоположный от детей край стола. Педагог вызывает детей попарно. Каждый участник садится напротив птички, по сигналу дует на неё. Птички слетают со стола. Остальные следят, чья птичка улетит дальше.

Фигурки птичек можно заменить листочками, вырезанными из тонкой бумаги («Листопад») .

«А ПТИЧКА ПРЫГ-ПРЫГ-ПРЫГ-ПРЫГ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/a29bdbb95f9f40a8a2bd4d77dfa1ac07.jpg.jpg

Материал: фигурки птичек, вырезанные из бумаги и ярко раскрашенные.

Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой фигурку птички и дунуть на неё так, чтобы она несколько раз подпрыгнула. Упражнение повторить 3—4 раза.

«ХОРОВОД»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/5ea805f0e71c915eff41bf7be8c74cef.jpg.jpg

Материал: хоровод из четырёх фигурок девочек, вырезанных из бумаги, сложенной гармошкой, замкнутых в круг и ярко раскрашенных; декорация леса.

В центре декорации леса на столе образуется поляна. В неё ставится хоровод девочек. Ребёнок приседает к столу и медленно дует на хоровод, который перемещается по поляне. Повторить 3—4 раза.

«ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/4e2d3a6fa5faeae48f9d54978ab242b9.jpg.jpg

Материал: на каждого ребёнка по воздушному шарику, нитки.

Педагог предлагает детям надуть к предстоящему празднику шарики. Дети должны набрать воздух через нос и медленно выдохнуть его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, сможет поиграть с надутым шариком

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

«СЕЛА, ПОСИДЕЛА И СНОВА ПОЛЕТЕЛА»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/2b4bdbad00b69b7bce81b3ef67cf8878.jpg.jpg

http://www.maaam.ru/upload/blogs/2ae8cb9ed0db2ca1b62516164c6a31f3.jpg.jpg

Материал: на каждого ребёнка листочек, выполненный из зелёного картона, к которому с помощью нитки длиной 10—15 см прикреплено какое-нибудь насекомое (бабочка, стрекоза, божья коровка и т. д., выполненное из бумаги и ярко раскрашенное.

Предварительно дети называют всех насекомых, сидящих на листочках. Затем каждый ребёнок подносит листочек к губам и дует на него так, чтобы сидящее на нём насекомое слетело. Повторить 4—5 раз.

Листочки можно заменить цветочками, выполненными из цветного картона.

«ОДУВАНЧИК, ЛЕТИ! »

http://www.maaam.ru/upload/blogs/648a8f5cf2d7521935b58b0956150e38.jpg.jpg

Материал: одуванчики.

Игру проводят на воздухе, на поляне. Педагог просит каждого ребёнка сорвать по отцветшему одуванчику и всем по очереди подуть на цветок. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Выигрывает тот, чей одуванчик раньше улетит.

«ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/be967ae06717bcef3c71a8610899be90.jpg.jpg

http://www.maaam.ru/upload/blogs/9976ec203def3b399a30d36b27635e78.jpg.jpg

Материал: живые цветы, наиболее знакомые детям, например: ландыш, сирень, жасмин, фиалка.

Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого воспитатель прячет букет за спину, подходит к одному из них, предлагает закрыть глаза и даёт понюхать один цветок из всего букета. Если ребёнок по запаху правильно определит цветок, получает его в подарок. Выигрывает тот, кто соберёт самый большой букет. Необходимо следить, чтобы дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох.

«ЧТО ЗА ЯГОДА ТАКАЯ? »

http://www.maaam.ru/upload/blogs/73ae9536bd9786da2232dea55806d3b0.jpg.jpg

Материал: натуральные ягоды, обладающие достаточно сильным запахом, например: чёрная смородина, земляника, малина, разложенные по тарелочкам.

На столе тарелочки с ягодами. Дети вспоминают названия ягод, нюхают их. Затем вызывается к столу один ребёнок. Педагог предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и просит определить ягоду. Для этого ребёнок, не отрывая глаз, делает глубокий вдох носом.



Предварительный просмотр:

1. «Сумеешь назвать?»

Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова.

Ход игры.

Педагог задает любой гласный звук из четырех ([а], [о], [у], [и], дети подбирают слова. Игра сопровождается словами из стихотворения Л. Куклина.

Педагог.

- Вот сколько слов на [а] мы сумеем сказать!

(Дети перечисляют слова на заданный звук.)

- Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на [о] мы можем назвать?

(Дети перечисляют слова на другой заданный звук и т. д.).

2. «Угадай слово»

Цель: развивать словарь существительных и глаголов.

Ход игры.

Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь. Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.

3. «Падают, падают листья» (с использованием листьев – поддувалочек)

Цель: упражнять детей в употреблении пространственных предлогов на, под, в, за.

Ход упражнения.

1 - й вариант. Педагог (без детей) раскладывает поддувалочки в разные места в групповой комнате. Обращает внимание детей, что, пока их не было, по группе разлетелись осенние листья. Предлагает назвать, где находится каждый листик. Ребенок, правильно назвавший местоположение листика, забирает его и вешает его на дерево.

Примерные высказывания детей:

- «Один (желтый, оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, подушку, полку, книгу и пр.)»,

- «Один (желтый, оранжевый) листик улетел за штору (игрушку, полку и т. д)».

2 - й вариант. Дети с листочками в руках спокойно бегают, кружатся по группе под слова педагога:

Тихо листики летали,

Очень листики устали.

Отдохнуть они хотят.

Вот и просят ребят: ….

Далее воспитатель говорит каждому ребенку (или группе детей, куда отнести и положить листья: Даша (Данила, Лиза, Артем, положи (те) меня (нас) под ковер (стол)», и т. д. Игра повторяется 3- 4 раза.

4. «Наоборот»

Цель: активизировать словарь антонимов в речи детей.

Ход игры.

Внутри объемной ширмы сложены картинки, на которых изображены противоположные характеристики предметов и объектов.

Дети по очереди опускают магнит (прикрепленный ниткой к палочке). Достают картинку и называют, что изображено на картинке (желательно в форме сложносочиненного предложения с союзом а). Например: «Воздушный шарик легкий, а гиря тяжелая. Дедушка старый, а мальчик молодой». И т. п.

5. «Что это? Кто это?»

Цель: закреплять представления детей о родовидовых отношениях.

Ход игры.

Педагог по очереди бросает мяч детям, при этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например:

Рыба – карась

Птица – галка

Зверь – лиса

Цветок – гвоздика

Ягода – малина

Дерево – клен

Одежда – куртка

Мебель – кровать

Посуда – кастрюля

Овощи – капуста

Фрукты – груша и т. д.

6. «Чудесный мешочек»

Цель: упражнять в употреблении слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический); развивать тактильные ощущения.

Ход игры.

Дети рассматривают, берут в руки отобранные предметы, сделанные из разных материалов (5 -7 предметов). Особое внимание детей обращают на собственные тактильные ощущения. Далее все предметы складываются в мешочек, и дети выполняют задания педагога:

- Достань предмет, сделанный из дерева. Как по – другому можно сказать про этот предмет? Какой он? (Деревянный). И т. д.

7. «Закончи фразу»

Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.

Ход игры.

Педагог начинает предложение, а ребенок заканчивает.

Я люблю конфеты, потому что они…

Я беспокоюсь за бабушку, потому что…

Я хочу дружить с, потому что…

Мы любим слушать, потому что…

8. «Изобрази ритмический рисунок» (подготовка руки к письму)

Цель: развивать у детей чувство ритма; показать, как можно изобразить ритм.

Ход игры.

Педагог предлагает детям прохлопать знакомый ритм по образцу, например: хлопок – пауза – два хлопка – пауза и т. д.

Далее педагог рассказывает детям, что ритм можно зарисовать, например, в виде палочек. Просит одного из детей (того, кто умеет четко прохлопывать ритм) прохлопать простой ритм. Ребенок хлопает, педагог (параллельно) изображает мелом на доске ритмический рисунок.

В заключении детям предлагается (по очереди) прохлопать, по их желанию, определенный ритм; педагог зарисовывает его на доске.

9. «Графические рисунки»

Цель: развивать умение детей анализировать изображение, повторять контур рисунка с помощью цветной нити или веревочки.

Ход игры.

Педагог предлагает детям листы белого картона с различными графическими изображениями предметов и объектов: елку, человечка, неваляшку, домик и т. д. Дети анализируют изображения (какие элементы и сколько их, затем воссоздают изображение, прорисованное на листах - с помощью нити, веревочки.

10. «Падают, падают капли»

Цель: развивать у детей пространственную ориентировку.

Ход игры. Проводится по аналогии «Падают, падают листья» (теперь с использованием капель – поддувалочек)

11. «Букет»

Цель: развивать у детей фонематический слух; упражнять в правильном спряжении глагола хотеть.

Ход игры.

Педагог предлагает детям составить букет из цветов, названия которых начинаются со звуков [к], [г ], [х].

Предлагаемые названия цветов: ландыш, колокольчик, гладиолус, роза, хризантема, тюльпан.

- Дополните предложения словом хотеть:

Я этот букет (хочу) подарить … (называется имя).

Он этот букет (хочет) подарить … .

Она этот букет (хочет) подарить … .

Они этот букет (хотят) подарить … .

Вы этот букет (хотите) подарить … .

Мы этот букет (хотим) подарить … .

12. «В лесу»

Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги.

Ход игры.

Педагог предлагает детям представит, что они гуляют по лесу (дети ходят по группе). Все разбрелись в разные стороны, а потом стали звать друг друга, перекликаться. Дети останавливаются и по очереди зовут друг друга. При этом они произносят имя по слогам: Ма – ша, Ни – ки - та,

Ли – за и т. д. В дальнейшем дети могут называть количество слогов в названном имени: Да – ша (два слога).

13. «Падают, падают снежинки»

Цель: развивать у детей пространственную ориентировку, упражнять в употреблении пространственных предлогов (включить в отработку предлоги из - за, из – под).

Ход игры.

Проводится по аналогии с игрой «Падают, падают листья»

14. «Слово заблудилось»

Цель: упражнять детей в работе с многозначными словами (ножка); уточнить представления детей о предметах и их частях.

Ход игры.

Педагог рассказывает:

- Жило – было на свете слово ножка. Однажды слово заблудилось и стало искать хозяина. Помогите слову ножка найти тех, к кому оно относится.

Дети отбирают предметы и объекты, у которых есть ножки (стол, стул, кресло и т. д. ; гриб, человек, животное).

Например: стол – одна, две, три или четыре ножки, столешница; стул – четыре ножки, сиденье, спинка; человек – две ножки (ноги, руки, голова, туловище; гриб – ножка, шляпка).

15. «Мягко – твердо»

Цель: упражнять детей в умении выделять первый звук в слове и различать согласные звуки по твердости – мягкости.

Ход игры.

На отдельном столе лежат различные игрушки (или картинки). Педагог предлагает детям выбрать себе (по желанию) любую игрушку (картинку). Затем педагог объясняет задание:

- Мы с вами сегодня будем исследовать слова в игре «Мягко – твердо». Вы называете свою игрушку (картинку). Определяете первый звук в слове. Если этот звук мягкий, то вы кладете свою игрушку (картинку) вот на эту мягкую подушечку. Если в вашем слове первый звук твердый, то вы относите свою игрушку (картинку) вот к этому твердому кубику.

Детям предлагается набор игрушек или других предметов (картинок): кукла, кит, танк, телефон, будильник, белка, дудочка, диван, газета, гиря.

16. «Я знаю пять названий»

Цель: продолжать работу над обобщенным значением слов.

Ход игры.

Дети встают в круг и начинают передавать друг другу платочек. По сигналу педагога (хлопок) ребенок, у которого в руках оказался платок, отвечает на вопрос педагога «Кто знает пять названий предметов одежды (деревьев, ягод, фруктов, овощей, птиц, домашних животных, диких животных, посуды, мебели и т. д. ?»

17. «Ритмический рисунок»

Цель: упражнять детей в звуковом оформлении (хлопки, постукивание) ритмических рисунков.

Ход игры.

- Наши звери пришли в гости к Незнайке и сели пить чай, Но за дверями кое – кто из них оставил следы. (Показ карточек). Чьи это следы? (Зайца).

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.

(С. Маршак)

- Чьи это следы? (Птиц: воробья, попугая)

Следы похожи на ритмические рисунки. Если мы их прочитаем, то узнаем, как весело скакал зайчик, попугай, воробей.

Дети отхлопывают (простукивают по столу) ритмические рисунки.

18. «Поиск»

Цель: продолжать учить детей находить в ближайшем окружении и правильно называть предметы, в названии которых есть названные звуки.

Ход игры.

Педагог предлагает детям совершить путешествие по группе и поискать предметы, в названиях которых есть звуки [c], [з], [ц].

Можно усложнить задание: разбить детей на тир подгруппы, каждая из которых ищет предметы, в названии которых слышится определенный звук (или звук [с], или звук [з], или звук [ц]).

Дети, найдя предмет, вежливо приглашают Незнайку к себе: «Незнайка, подойди, пожалуйста, ко мне. Я нашел предмет со звуком [ц] – цветок.

Отдельных детей Незнайка может спросить, где находится звук в слове (в начале, середине или в конце слова).

19. «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).

Ход игры.

Педагог произносит фразу с одним значением, а ребенок – с противоположным. Педагог может дать образец: Я стою у высокого дерева. – А я стою около низкого дерева.

Я ямку выкопал. – А я ямку закопал.

У меня в саду земля влажная. – У меня в саду земля сухая.

Растения бывают полезные. – А бывают растения вредные.

Я люблю сладкие яблоки. – А я люблю кислые яблоки.

Я пью горячий чай. – Я пью холодный чай.

Я из парка вышел. – Я в парк пришел.

Я люблю зиму. – А я люблю лето.

Я сплю ночью. – Я сплю днем. И т. п.

20. «Такие разные дома»

Цель: продолжать работать над лексическим значением слов.

Ход игры.

Педагог показывает детям слайды с репродукциями иллюстраций Ю. Васнецова: «На улице», к книге «Ладушки»; «Три медведя» к сказке Л. Н. Толстого «Заячьи слезы»; иллюстрации из других книг с изображением различных домов.

Детям предлагается рассмотреть появляющиеся картинки и дать соответствующие названия (изба, избушка, терем, теремок, замок, дворец). Посредством кратких описаний дети доказывают, почему они отнесли конкретные изображения домов к определенному слову.

21. «Слова – действия»

Цель: упражнять детей в умении образовывать глаголы от существительных.

Ход игры.

Педагог называет существительное (предмет, ребенок – глагол (действие с предметом). Первая фраза дается педагогом как образец: Загадки загадывают.

Примерный набор слов: закладку …закладывают; заколку …закалывают; заказы …заказывают; задание …задают; запеканку …запекают; заготовки …заготавливают; заварку …заваривают и т. д.

22. «Что лишнее?»

Цель: упражнять детей в умении выделять лишний предмет из группы однородных предметов (объектов, обобщенных родовитыми связями.

Ход игры.

Упражнение используется на слух. Картинки используются по мере необходимости.

Педагог называет цепочку слов, состоящую из четырех слов. В цепочке одно слово лишнее. При этом на первых порах лишнее слово ставится в конец цепочки. Постепенно, по мере освоения детьми упражнения, место лишнего слова в цепочке может меняться. Ребенок определяет это слово и объясняет, почему он считает его лишним.

Например: клен – береза – дуб – стол. (Клен – береза – дуб – это деревья. Стол – это мебель. Значит, лишнее слово – стол.)

23. «Поиграем – посчитаем»

Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными; упражнять в пространственной ориентировке; учить согласовывать движения со словами.

Ход игры.

Педагог предлагает детям выполнить разные движения. Дети вслух считают количество (до 10) выполненных движений (шаги, прыжки, приседания, взмахи руками).

Например: «Один шаг, два шага…пять шагов» и так до 10.

Задание можно усложнить, добавив пространственные ориентиры. Например: один шаг вправо, два шага вправо и т. п. ; один прыжок к окну, два прыжка к окну и т. п.

24. «Кто как передвигается?»

Цель: активизировать словарь детей.

Ход игры.

Упражнение можно проводить как в устной форме, так и при помощи картинок.

- Назовите тех, кто ползает. А кто прыгает? Кто плавает? Кто скачет? Кто летает?

25. «Подбери похожие слова»

Цель: упражнять детей в подборе синонимов.

Ход игры.

Земля мокрая (влажная, сырая).

Воротничок свежий (чистый).

Хлеб черствый (жесткий, старый, засохший).

Вода мутная (грязная). И т. д.

26. «Слоги»

Цель: упражнять детей в умении проводить слоговой анализ слов.

Ход игры.

Дети берут по одной картинке из разложенных на столе, встают в круг. Педагог рассказывает правила: «Тот, у кого в слове один слог, - подпрыгивает; тот, у кого два слога, - выходит в центр; тот, у кого три слога, - приседает.

Задание проверяется.

27. «Что каким бывает?»

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Ход игры.

Педагог предлагает детям ответить на вопросы: что бывает твердым? Что бывает мягким? Что бывает сладким? Что бывает острым? Что бывает холодным? Что бывает белым? Что бывает холодным?

28. «Узнай по контуру»

Цель: развивать аналитическую деятельность (в рамках подготовки к письму).

Ход игры.

Детям предлагается картинка с контуром ракетой. В коробочках лежат геометрические фигуры (прямоугольники – по 1 шт., равнобедренные большие треугольники - по 1 шт., маленькие прямоугольные треугольники – по 2 шт., на каждого ребенка). Дети анализируют изображение: предполагают, из каких фигур можно сложить такую ракету и сколько каких фигур понадобится. Педагог предлагает каждому ребенку отобрать необходимые фигуры в нужном количестве и сложить ракету.

В дальнейшем дети приклеивают детали на лист бумаги, получившуюся ракету вырезают, прикрепляют к нитке и используют для развития речевого дыхания (как поддувалочку) и пространственной ориентировки.

29. «Разноцветные ритмы»

Цель: развивать у детей чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритмический рисунок с изображением.

Ход игры.

Педагог показывает детям условные сетки с одним и двумя рядами клеток. В них вклеены (нарисованы, вставлены) круги и квадраты (одного цвета).

Педагог объясняет, что это ритмические рисунки дети будут изображать следующим образом: круг – хлопнуть руками, топнуть ногой.

Примеры:

а) для сеток в один ряд:

красные круги и квадраты: круг - квадрат – круг – квадрат и т. д.

синие круги и квадраты: круг – круг – квадрат - круг – круг – квадрат – и т. д.

б) для сетки в два ряда:

зеленые круги и квадраты: круг - квадрат – круг, круг - квадрат – круг и т. д.

красные круги и квадраты: квадрат – квадрат – квадрат, круг – круг – круг и т. д.

30. «Угадай слово»

Цель: развивать словарь существительных и глаголов.

Ход игры.

Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь. Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буду говорить правильно

Развитие мелкой моторики...

Будем говорить правильно и красиво. Л.А.Быкова, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационная категория.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Одним из важнейших ее качеств является звукопроизношение....

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Буклет-памятка для родителей "Будем говорить правильно"

В помощь родителям для ежедневных логопедических занятий дома, по исправлению звукопроизношения детей дощкольного возраста....

Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста....

Развлечение для детей подготовительной логопедической группы "Будем говорить правильно"

Сценарий логопедического развлечения  "Будем  говорить правильно". В сценарии использованны игры, песни, задействованы родители....

Нищева Н. В. Будем говорить правильно

В пособии представлены упражнения для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей.Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовател...