Занятие "В гости к леснику"
план-конспект занятия по развитию речи

Клюка Елена Ивановна

Занятие "В гости к леснику"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_gosti_k_lesniku.docx46.76 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА: «В ГОСТИ К ЛЕСНИКУ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Выполнила:

Клюка Елена Ивановна,

воспитатель МДОБУ  № 6«Малыш» г. Соль – Илецк.

г. Соль – Илецк.

                                                                                 СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

    Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

7

3)

дальнейшая разработка темы;

13

III.

Список литературы

14


                                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Конспект занятия построен в соответствии с ФГОС и на основе ООП ДОУ №6 «Малыш» с учётом возрастных особенностей детей и требований СанПиН.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что обучение родному языку одна из главных задач в подготовке детей к школе, так как процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Речь – это инструмент развития высших отделов психики. Речевое развитие формирует как личность в целом, так и во всех основных психических процессах.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

Творческое название «В гости к леснику»

2.

Доминирующая

образовательная область

Речевое развитие

2.

Виды деятельности детей

 1.Игровая. (Д  \и «Назови слова», «Назови одним словом», «Назови ласково», д\и «Кто с кем?»)

 2.Коммуникативная: Беседа «Кто живёт в лесу?»

3.Восприятие художественного слова ( Отгадывание загадок),

4. музыкально-художественная (Танец с листочками)

5. двигательная (физминутка)

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: рассказ - разъяснение о труде лесника, беседа « Кто живёт в лесу».

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: пр упражнение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намек).

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность (презентация); проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха (подведение итога).

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

1.Дидактические  игры с лингвистическим содержанием, направленная на формирование грамматического строя речи, развитие  фонематического восприятия, активизацию словарного запаса, по тематическим группам «Классификация», «Преобразование слов при помощи суффиксов».

 2. Беседа о  лесных жителях  и том, как они готовятся к зиме.

3.Восприятие художественного слово - отгадывание загадок, с целью развития умения слушать и понимать смысл услышанного.

4. Художественно – эстетическое  (Танец с листочками)

5. Двигательные – (физминутка) с целью развития двигательной активности детей.

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие: ознакомление с профессией лесника;

Художественно – эстетическое развитие:  презентация, танец.

Физическое развитие: физминутка.

4.

Возрастная группа

Средний дошкольный возраста (4-5 лет)

5.

Цель

 Формирование  грамматического строя речи в процессе игровой деятельности.

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

Упражнять детей в изменение слов при помощи суффиксов.

Умеет изменять слова при помощи суффиксов, называть форму уменьшительно- ласкательную.

6.2

Совершенствовать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Употреблять эти существительные в именительном падеже.

Способен  называть детёнышей животных (лисята, медвежата и т.д.).

6.3

  Развивать словарь детей.

Охотно вступает в беседу со сверстниками и взрослыми по вопросам темы, стремится к изучению природы.

6.4

Воспитывать бережное отношение к природе                                          

Знает правила поведения в лесу, имеет желание оказать помощь.

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Образование форм существительных множественного числа (ручищи, глазищи..)

Использование личного примера воспитателя,   фрагмента художественного произведения.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Изобразительный ряд: Презентация на тему «Осень»

Музыкальный ряд: Песня «Поезд» Метловой.

Материалы и оборудование: Осенние листья; избушка лесника; проектор; зал, оформленный под лесную полянку.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Прогулка в  сквер

Беседа о лесе.

Наблюдения на прогулке.

Д.и: «Чья песенка?», «Стань другом природы»

Альбомы  «Животные», «Насекомые», «Фрукты, овощи», «Птицы»

Разучивание танца с листочками.


ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Воспитатель:

Собрались ребята в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

 и друг другу улыбнёмся.

 Ребята, посмотрите, что это?  Осенний листок, а на нём послание!
 Здравствуйте девочки и мальчики!  Мне нужна ваша помощь. Обитатели моего леса загрустили, я не знаю, что мне делать.  

Жду вашей помощи,  буду  рад встрече с вами!

 Лесник. 

Вы знаете кто такой лесник?

(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)

- Ему нужна ваша помощь.
Чем мы можем помочь леснику, если его звери грустят? Что мы можем сделать?
Что мы любим и умеем хорошо делать? (играть)

Но для того, чтобы помочь леснику нам надо отправиться  в лес.

На чём мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей)

Я предлагаю поехать на поезде.

А, как гудит поезд? (Ту – у – у).

(Звучит музыкальная заставка «Поезд»)

1.2

Мотивация деятельности детей

Вызвать желание у детей помочь леснику развеселить лесных жителей.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Научиться преобразовывать новые слова при помощи суффиксов.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

 (На экране осенний лес)

Посмотрите, как красиво в осеннем лесу, как много листочков, давайте подуем на них (дыхательная гимнастика – дети дуют – листочки на экране разлетаются).

- А кто же покажет нам  дорогу к сторожке лесника? Смотрите, пчелка (на экране появляется пчела).  Давайте у нее спросим

"Пчёлка, пчёлка - покажи,
Пчёлка, пчёлка - расскажи.
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?" 
Пчёлка: Покажу, конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку
 комарика
(з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж), ветра (ш-ш-ш-ш), водички (с-с-с-с).
- Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу.

Звучит музыкальная заставка  «Поезд»
Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.
"Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Белка: Покажу. Только для начала отгадайте мои загадки.

Загадки.

Кто в берлогу спать ложится-

Волк, медведь или лисица?(медведь)

Кто колючий словно елка,

Носит на спине иголки? (еж)

Есть у нас такой обычай-

Ходим стаей за добычей,

Прячемся  у темной елки,

Кто мы лисы или волки? (волки)

Не барашек и не кот

Носит шубу круглый год

Шуба серая для лета,

Шуба для зимы другого цвета (заяц)

Это что за шалунишка

Рвет с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает,

Шелуху на снег бросает? (белка)

Белочка. Молодцы, А теперь поиграйте со мной. Игра называется «Кто с кем?» Вышли на полянку разные животные, разошлись по всей полянке. Стали мамы своих детей к себе подзывать. Ребята. Помогите мамам, найдите их детенышей. Скажите, кто с кем вышел гулять.

Лиса с кем вышла... лисятами,

Волчиха с кем... волчатами,

Зайчиха с кем... зайчатами,

Ежиха с кем ... ежатами, медведица с кем... медвежатами,

А я, белочка, пошла гулять... бельчатами.

Белка. Молодцы! Всем мамам нашли их детенышей.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

А теперь поиграйте со мной в игру, которая называется «Маленький-большой»

У меня меленькие лапки, а у медведя большие... лапищи,

У меня маленький носик. У медведя большой... носище,

У меня маленькие глазки, а у медведя большие…  глазищи.

Белка. Молодцы, ребята, повеселили вы меня. Отправляйтесь дальше там встретите зайку, он вам дальше дорогу покажет.

Воспит-ль. Ну, что ребята, отправляемся дальше.

(Звучит музыкальная заставка «Поезд»)

Воспит-ль. А вот и зайка. Здравствуй зайка.

Зайка, зайка - покажи,

Зайка, зайка - расскажи,

Как найти дорожку

К леснику в сторожку?

Зайка. Я покажу дорогу, только сначала давайте отдохнем, а то наверно вы устали в дороге.

Физминутка. Зайцы.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки вперёд - назад)

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенёк

Прыг – скок,

 Прыг – скок, (скачут на месте)

И - молчок (присаживаются).

Зайка. Ну, вот и отдохнули. А теперь поиграйте со мной. 

Д/и "Назови одним словом"

бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;

берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;

скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;

брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;
ромашка, колокольчик, роза,  ландыш, василек 
– цветы;

лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик -  животные  

Зайка. Молодцы, ребята. Мне так понравилось играть с вами. Идите  дальше вы встретите ежика, он покажет вам дорогу.

Звучит музыка.

Воспит-ль. А вот и ежик.

Ежик, ежик - расскажи.

Ежик, ежик- покажи,

Как найти дорожку

К леснику в сторожку.

Еж. Расскажу и покажу, если ответите на мои вопросы.

Кто живет в лесу?

Как называются животные, которые живут в лесу?

Ребята скажите, а чего нельзя делать в лесу? А, что можно найти в осеннем лесу? (грибы, листочки и т.д.)

 

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

 Вот, и я походил по лесу и кое – что нашёл (Показывает лукошко).

Д/и "Назови ласково"
Лист - 
листочек, гриб - грибочек, ветка - веточка, куст – кустик, ягода - ягодка,

Паук - паучок, гусеница - гусеничка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек.

Еж. Молодцы, на все вопросы ответили. Вы меня очень порадовали. Идите скорее к дедушке леснику он вас уже ждет.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Подходят  к домику лесника. Воспитатель стучит по домику.

На экране появляется дедушка лесник.

Воспит-ль. Здравствуй,  дедушка лесник. А мы к тебе пришли в гости.

Лесник. Здравствуйте, ребята. Молодцы что пришли ко мне в гости. А мне мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли и их не обижали. Расскажите, пожалуйста, с кем вы встречались в лесу? Удалось ли вам порадовать лесных жителей? Что вы для этого сделали? В какие игры вам понравилось играть?  Вы довольны собой? (Ответы детей).

- Спасибо, вам, что пришли ко мне в гости, поиграли с лесными  жителями.  Я хочу подарить вам вот эти красивые осенние листочки.

Ребята, а мы с вами станцуем танец с листочками для лесника.

(танец)

А теперь нам пора возвращаться в группу. Наш поезд отправляется.

                                                         ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие,

Познавательное развитие

Загадки о природе.

- Артикуляционная гимнастика .

- Конкурс чтецов «Мой любимый друг…»

- Создание альбомов о животных родного края.

в режимных моментах

К разучиванию стихов о животных привлекаются родители (Домашнее задание)

Совместная работа воспитателя, родителей и детей.

1.2

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Художественный труд  (Создание осеннего панно)

Пальчиковая  игра  (Моя семья)

Театрализация

 Дидактическая  игра «Собери и расскажи»

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Участие в драматизации  сказки «Рукавичка».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Картотека дидактических игр.

2.В.Г  Лысаков  1000 загадок   - М.:АСТ: Полиграфиздат, 2011.-318,(2) с.:ил.

3.Интернет-ресурс:

http://www.maam.ru/detskijsad/tema-v-gosti-k-lesniku.html


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие " В гости к леснику"

Комбинированное занятие по развитию речи и по ознакомлению с окружающим для детей средней группы....

Конспект занятия по развитию речи средняя группа «В гости к леснику»

Тема. «В гости к леснику»Цель. Формирование грамматического строя речи у детей средней группы....

Конспект занятия для 2-ой младшей группы «В гости к леснику»

Конспект занятия для 2-ой младшей группы «В гости к леснику»Цель: Закрепить умение использовать в речи существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом (дедушка, белочка, зайчик); Учить де...

Занятие по развитию речи в старшей группеТема:В гости к леснику.

Цель:учить детей развивать речь, отвечать на вопросы, образовывать слова при помощи суффиксов, закрепить навыки правильного произношения, учить различать на слух и называть слова с определённым ...

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ « В ГОСТИ К ЛЕСНИКУ»

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ  НА ТЕМУ « В ГОСТИ К ЛЕСНИКУ»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»

Конспект Образовательной деятельности " В гости к леснику"....

Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "В гости к леснику"

Цель занятия: учить различать на слух слова с определенным звуком;                            -упражнять в изменении слов при...