Проект «Разучивание песен при помощи приёмов мнемотехники»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Проект «Разучивание песен при помощи приёмов мнемотехники»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Работая в детском саду мы сталкиваемся с большой проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов и сценок. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.

Как сформировать речь ребенка, помочь ребенку почувствовать ритм речи, мелодию слов, запомнить содержание песни и эмоционально ее исполнить? Ответы нашли в методике мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехникиоблегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Разучивание песен с приемами мнемотехника для формирования непроизвольной памяти и речевого воспроизведения.

Целями моего проекта являются:

1. Развитие слуховой и зрительной памяти,

2.Психических процессовпамяти, мышления, воображения, внимания и речи посредством мнемотехники, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Основные задачи:

1. Формировать у детей умения с помощью графического рисунка понимать и рассказывать знакомые песни по мнемотаблице;

2. Развивать музыкальный слух, умственную активность, сообразительность, наблюдательность;

3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды, музыкальный слух;

4. Обучать детей правильному звукопроизношению.

5. Учить детей исполнять песни с помощью мнематаблиц и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их;

6. Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх.

 

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д., для детей старшего возраста возможно использование любых цветовых форм мнемотаблиц.

Пение – наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, а так же повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.

В дальнейшей работе с детьми, предполагаю добиться следующих результатов:

- овладеть высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях;

-научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;

- самостоятельно кодировать и декодировать информацию о предмете, окружающей действительности;

- составлять самостоятельно небольшие рассказы — загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т. д.).

- научиться обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.

Сроки реализации проекта: 1 год.

 

 

 

План реализации проекта:

Реализация данного проекта будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь).

1. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.

2. Составление диагностических карт с целью выявления уровня знаний детьми.

3. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр.

4. Подбор и изготовление наглядных, дидактических материалов для осуществления проекта.

5. Картотека музыкально-дидактические игры, творческо-речевых игр с элементами ТРИЗ.

2 этап – основной (ноябрь – март).

оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей;

оформление альбома «Споём вместе»

-разучивание и исполнение песен детьми по программе.

-раскрашивание картинок к знакомым музыкальным произведениям, песням.

- работа с детьми по мнемотаблицам (групповая, подгрупповая).

- создание мнемотаблиц песен по программе.

3 этап – заключительный (апрель).

1. Включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

2. Выступление на пед совете по итогам работы над темой ( представление презентации).

3. Представление результатов работы совместной творческой деятельности детей в ходе праздника, концерта, театрализованных представлений ДОУ.

Работа на занятиях по мнемотехнике состоит из 5 этапов.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2 этап: Рассматривание картинки и разбор того, что на ней изображено.

3 этап: Пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

4 этап: Для того чтобы спеть текст, в каждом рисунке рисуем стрелочку. Это помогает ребенку увидеть движение мелодии и он может управлять певческим голосом. В старших группах дети самостоятельно могут определять движение мелодии в песне и пропевать ее индивидуально, по подгруппам или коллективно, а также прохлопывать ритм мелодии, произнося и пропевая текст.

5 этап: После того, когда дети усвоят этот метод запоминания текста песен, они сами могут нарисовать песни. Сначала с помощью музыкального руководителя, а затем самостоятельно. Это развивает у ребят фантазию и воображение.

Принцип работы по разучиванию песни:

1. Прослушивание новой песни.

2. Беседа о характере песни и ее содержании.

3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки.

4. Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок.

5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.

В мнемосхемах к песням мы используем маленькие картинки (изображения): схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями.

Так же, на музыкальных занятиях,необходимо предлагать ребятам такой вариант: придумать мнемотаблицу на новую песню, которую они услышат в исполнении педагога. Обсудить с детьми какие рисунки они хотели бы нарисовать согласно прослушанной песни. Совместный творческий процесс педагога и ребят предполагает быть очень интересным и увлекательным.

Но самое главное в разучивании песни при помощи мнемотаблиц - это вовремя отойти от графического изображения текста, дать ребенку возможность самому, без подсказок, исполнять разученную песню.

Реализуя свой проект, синтезируя его с основной программой, мы в младших группах ожидаем получить существенные результаты по развитию речи, музыкального слуха, внимания и памяти. Предполагаем, что модульная игра с применением мнемотаблиц повысит концентрацию внимания и станет хорошей мотивацией для качественного исполнения «нарисованной» песни. Таким образом, использование метода в мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста позволит детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и запомнить стихотворение, рассказ или песню.

На протяжении учебного года, по факту использования методики с применением мнемотаблиц планируем проводить анализ качественных изменений психических процессов младших дошкольников: связной речи, памяти, внимания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_kursov_-_kopiya.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Разучивание песен при помощи приёмов мнемотехники. Подготовила Воспитатель первой квалификационной категории Лобашева О.П.

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему, пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Слайд 3

Актуальность мнемотехники : преобладание наглядно-образной памяти, - запоминание носит в основном непроизвольный характер. - облегчается процесс запоминания у детей увеличивается объём памяти

Слайд 4

Цель проекта : Развитие слуховой, зрительной памяти , мышления, воображения, внимания и речи посредством мнемотехники.

Слайд 5

Задачи : 1. Формировать умения понимать и рассказывать знакомые песни по мнемотаблице . 2. Развивать музыкальный слух, умственную активность, сообразительность, наблюдательность; психические процессы. 3. Обучать детей правильному звукопроизношению, исполнять песни с помощью мнематаблиц

Слайд 7

Развитие певческих способностей Пение : - доступный вид музыкальной деятельности - помогает развитию речи, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления - воздействует на возникновение различных эмоциональных состояний.

Слайд 8

Предполагаемые результаты: - овладеть высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности; - научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета; - самостоятельно кодировать и декодировать информацию о предмете ; - составлять самостоятельно небольшие рассказы — загадки - научиться обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.

Слайд 9

Реализация проекта: Срок проекта:1 год Этапы : 1. Подготовительный : сентябрь- октябрь Основной : ноябрь- март Заключительный : апрель

Слайд 10

Работа по мнемотехнике состоит из 5 этапов . 1 этап : рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено 2 этап : Рассматривание картинки и разбор того, что на ней изображено. 3 этап : Пересказ сказки или рассказ по заданной теме. 4 этап : Произношение и пропевание текст. 5 этап : Самостоятельный рисунок песни

Слайд 11

Принцип работы по разучиванию песни : 1. Прослушивание новой песни. 2. Беседа о характере песни и ее содержании. 3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки. 4. Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок. 5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы . 6. Исполнение песни без подсказок и таблиц.

Слайд 13

Участие родителей в проекте : -Проведение консультаций для родителей «Значение мнемотехники для формирования памяти у детей» Участие родителей в праздничных мероприятиях Помощь в создании музыкального уголка.

Слайд 15

Продукт проекта: Готовые мнемосхемы к заучиванию песен по программе детского сада. - овладеть высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности; - научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета; - самостоятельно кодировать и декодировать информацию о предмете; - составлять самостоятельно небольшие рассказы — загадки - научиться обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся правильно говорить. Различение правильного произношения звуков [Ш] и [ж] в скороговорках c помощью приёмов мнемотехники.

Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания и известна она ещё со времён античности. В дошкольном возрасте приёмы мнемотехники (в частности, мнемотехнические таблиц...

Консультация "Разучивание стихотворений с помощью приёмов мнемотехники".

Консультация "Разучивание стихотворений с помощью приёмов мнемотехники"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения » с использованием приёма мнемотехники

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием приёма мнемотехники...

Конспект мастер - класса "Разучивание песен с использованием приема "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи....

Консультация для родителей "Разучивание песен с использованием приемов мнемотехника для детей дошкольного возраста"

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственны...

Семинар-практикум для педагогов и родителей "Разучивание стихотворений с помощью приёмов мнемотехники "

Не все дети могут быстро запомнить стихи. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к разучиванию стихотворений, можно использовать приём мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление де...

Разучивание песен с использованием приема мнемотехники

Разучивание песен с использованием приема мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста....