Проект по развитию речи "Чудо-мнемотехника"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Информационно-творческий проект по развитию речи "Чудо-мнемотехника" предполагает знакомство детей подготовительной группы компенсирующей направленности с технологией мнемотехники.Данная технология применяется в проекте для развития у детей произвольной памяти при заучивани стихотворений на осеннюю тематику.В процессе реализации проекта дети учатся заполнять схему - модель как план стихотворения,пользуются способом заучивания стихотворений с опорой на мнемотаблицу.Таким образом у детей развивается ассоциативное и наглядно-образное мышление.А у родителей повышаются компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад № 9»
Проект по развитию речи «Чудо- мнемотехника»
в подготовительной группе компенсирующей направленности
Подготовили:
Кисленкова М.А. воспитатель
I квалификационной категории
Сучкова О.В. воспитатель
Кострома 2020 г.
Проблема.
«Расскажите стихотворение наизусть…», - попросили мы детей своей группы. Некоторые дети не могли вспомнить ничего, а ведь им уже 6 лет и через год они пойдут в школу, где им необходимо будет запомнить большое количество разной информации. Справится ли с этим память. Это проблема и её надо решать! Так возникла идея нашего проекта.
Заучивание стихотворений расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, но самое главное – способствует развитию памяти. Современные дети стихов учат мало, а родители жалуются, что у детей плохая память. В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Программой детского сада, конечно же, предусматривается заучивание стихов, но в малом количестве. А для того, чтобы заучивание стихотворений вызывало у детей интерес, мы в своем проекте будем использовать технику, которая представлена ниже.
Актуальность проекта
Мы считаем, что наиболее действенным методом развития у детей произвольной памяти будет заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запоминания». Это своеобразная система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Работа с дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, облегчает запоминание какой-либо информации и увеличивает объем памяти у детей. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Также использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Таким образом, прием символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
Вид проекта: информационно-творческий
Образовательные области: познавательное и социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги
Сроки реализации проекта: 2 месяца
Цель проекта:
Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста на основе
заучивания стихотворений путем овладение мнемотехникой.
Задачи
◦ Познакомить детей с мнемотехникой
◦ Учить заполнять схему - модель как план стихотворения
◦ Формировать интерес к художественной литературе
◦ Развивать ассоциативное и наглядно-образное мышление
◦Предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность и творческую активность при создании мнемотаблиц
◦ Расширять кругозор и активизировать словарный запас, связную речь.
Принципы 1.Интегративный - реализуется в сотрудничестве с семьей
2.Дифференцированный подход - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой и технологией «мнемотехника»
3.Развивающий характер обучения - переживание всеми участниками проекта конкретного опыта и его осмысление с последующим обобщением и рефлексией.
Предполагаемый результат
1.Повышение уровня произвольной памяти, внимания, развития речи детей.
2. Владение детьми различными способами запоминания стихов.
3.Повышение интереса к заучиванию стихов.
Этапы работы над проектом:
1.Организационный: сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме, первичная диагностика детей (память, внимание), ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
2. Практический (реализация самого проекта, папки с консультациями для родителей) составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, мастер-класс для родителей, консультации для родителей по теме проекта;
3. Заключительный (итоговая диагностика, сравнительный анализ, отчет о реализации проекта, музыкальный праздник «Осенняя пора…»)
Суть мнемотехники:
Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Методы проекта: беседы, чтение стихотворений и рассказов, рассматривание иллюстраций, зарисовок; метод «крокирования» (составление схем, чертежей, набросков, зарисовок), развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.
Методическая работа
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
Сбор и анализ информации, работа с методической литературой. Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы:сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники. | Сентябрь- 2020 г. | Список использованной литературы |
Анкета для родителей «Мнемотехника» Подготовить консультации для родителей по данной теме | Сентябрь 2020 г. | Консультации, анкеты |
Создание картотеки мнемотаблиц | Сентябрь-октябрь 2020 г. | Наличие картотеки с мнемотаблицами |
Подготовка и проведение родительского собрания на тему «Что такое мнемотехника», а также мастер-класса для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста». Музыкальный праздник «Осенняя пора»
| сентябрь 2020 г. Октябрь 2020 г. | Протокол родительского собрания Конспект мастер-класса для родителей |
Перспективный план работы
Сентябрь | С детьми: Беседа о мнемотехнике « Расшифруем символы». Цель: Научить ребенка читать модель (мнемотаблицу). Составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицу. Цель: Знакомство детей с новой технологией рассказывания по готовой мнемотаблице. Цель: Развитие у детей ассоциативного и наглядно-образногомышления. Цель: Овладение детьми методом «мнемотехника» для заучивания стихотворений. С родителями: Анкетирование для родителей: «Мнемотехника». Цель: Выявление знаний родителей о технологии развития речи и памяти « Мнемотехника». Проведение родительского собрания на тему «Что такое мнемотехника». Цель: Знакомство родителей с темой проекта и методом «Мнемотехника». Консультация для родителей «Мнемотехника - искусство запоминания». Цель: Повышение компетенции родителей в развитии речи детей дошкольного возраста. |
Октябрь | С детьми: Составление совместно с детьми мнемотаблицы по стихотворению «Осень в нашем парке». Цель: Учить заполнять схему - модель как план стихотворения Составление совместно с детьми мнемотаблицы по стихотворению «Зонтик» с заучиванием. Цель: Овладение способом заучивания стихотворений с опорой на мнемотаблицу. Рассматривание картотеки мнемотаблиц. Цель: Знакомство детей с новыми стихотворениями об осени. Подготовка к проведению музыкального праздника «Осенняя пора» (оформление группы осенними листочками, заучивание детьми стихотворений об осени по своим мнемотаблицам). Цель: Закрепление умения составлять и использовать мнемотаблицы в самостоятельном и совместном с родителями творчестве. Праздник для детей с чаепитием: «Осенняя пора». Цель: Предоставить детям возможность проявлять самостоятельность и творческую активность при рассказывании стихотворений по мнемотаблицам.
С родителями: Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста». Цель: ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Индивидуальные консультации «Как учить стихи с ребёнком» Цель: предложить рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников. Рассматривание картотеки мнемотаблиц. Цель: Знакомство родителей с символами для запоминания стихотворений об осени. Привлечение родителей к подготовке и проведению музыкального праздника «Осенняя пора» (оформление группы осенними листочками, заучивание с детьми стихотворений об осени и изготовление дома своих мнемотаблиц). Цель: Предоставить родителям возможность проявлять творческую активность при совместном с детьми заучивании стихотворений по мнемотаблицам, изготовленным своими руками. С педагогами: Консультация для педагогов: «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы) Цель: Знакомство педагогов с опытом работы по технологии «мнемотехника». |
Анализ итогов проекта.
Проанализировав все этапы проекта, можно сделать следующие выводы: цели и задачи, которые были поставлены, полностью реализованы совместными усилиями всех участников проекта.
Дети:
1. Дети активно осваивали мир социальных взаимоотношений, учились сотрудничать друг с другом, педагогами и родителями в творческой деятельности.
2. Появился интерес к заучиванию стихов и составлению рассказов по мнемотаблицам,
обогатился словарный запас по теме «Осень».
Родители:
1. Родители осознали ценность работы по развитию речи детей, проводимой в нашей группе.
2. Родители были заинтересованы в успешной творческой и продуктивной деятельности своих детей, в получении представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
3. Родители активные участники и помощники педагогов в реализации проекта.
Педагоги:
1.Педагоги апробируют новую педагогическую технологию, используют в образовательном процессе методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Список литературы:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
2. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.
6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Проект на тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы.
Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы. ...
Проект по развитию речи во второй младшей группе Тема проекта: «Сказка о веселом язычке».
Проект по развитию речи во второй младшей группеТема проекта: «Сказка о веселом язычке»....
Творческий отчёт по реализации проекта «Раннее развитие у дошкольников компетенции Сити фермер, в рамках проекта «Инженерная компетентность – сила развития Родины»
Творческий отчёт коллектива....
Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного образования». О презентации групповых проектов ДОУ «Новый
Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного обр...
Проект по развитию математических представлений у детей среднего возраста. Тема проекта «В стране геометрических тел».
Проект по развитию математических представлений у детей среднего возраста....
Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»
Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...