Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа).
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа).
Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.
Задачи:
-Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи.
-Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.
-Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.
Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.
Оборудование: изображения героев сказки, диафильм.
Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.
Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы, разбор пословиц:
Слово может обидеть,
Слово может спасти,
Слово может полки за собой повести,
Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит,
Худое слово доведет до дела злого;
От худого слова – да навек ссора,
Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других,
Как аукнется, так откликнется.
Ход занятия:
В.: Ребята, я приглашаю вас подойти к карте. Сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку.
Воспитатель показывает на карте, где живут эскимосы.
Предлагает детям сесть на свои места и показывает слайды, изображающие эскимосов и их быт.
В.: Героев сказки вы отгадаете через загадки , которые я вам загадаю :
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, не говорю,
Глаза есть -не мигаю,
Крылья есть -не летаю. (Рыба)
Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)
В.: Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок. (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.
2. Чтение сказки, показ слайдов.
В.: Сказка называется «Как лисичка бычка обидела». 3. Беседа по сказке.
В.: Как называется сказка?
В.: Как лисичка бычка обидела?
В.: Где шла лисичка?
Д.: Лисичка шла по берегу моря.
В.: Кто высунулся из воды?
Д.: Из воды высунулся бычок — рыба морская.
В.: Какие слова пропела лисичка?
Д: Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.
В.: Что ответил бычок?
Д.: У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.
В.: Понравились слова бычка лисичке?
Д.: Нет, не понравились, она заплакала.
В.: Что спросила лиса – мать?
Д.: Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?
В.: Как ответила лисичка?
Д.: Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.
В.: Что еще спросила лиса -мать?
Д.: А ты ему ничего не говорила?
В.: Что ответила лисичка?
Д.: Сказала, что он пучеглазый да большеротый.
В.: Какой вывод сделала мама-лиса?
Д.: Вот видишь, ты первая его и обидела.
4. Физ.минутка «Лисонька».
(Дети встают из-за столов).
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
6. Игра » Слова наоборот».
В.:Дети, давайте, поиграем в игру «Слова наоборот».
Мир – вражда, ссора.
Друг – враг.
Грубая – ласковая.
Добрая – злая.
Хитрая – простодушная.
Обижать – утешать.
Дразнить –хвалить.
Плакать – радоваться, смеяться.
Косматая – причесанная.
Колючий – гладкий.
Глупая – умная.
6. Подготовка детей к пересказу.
В.: А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.
7. Пересказ сказки детьми по частям .
Дети рассказывают по цепочке.
8. Рефлексия.
В.: Какую сказку вы сегодня слушали?
Д.: «Как лисичка бычка обидела».
В.: Кто больше всех вам понравился?
Д.: Бычок, Лисичка, мама Лиса.
В.: Согласны ли вы с концовкой сказки?
Как бы вы закончили сказку?
Д.: Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.
В.: Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?
Д.: Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по- своему особенный.
В.: Какие пословицы вы знаете по данной теме?
«От худого слова – да навек ссора».
В.: Какие вежливые слова вы знаете?
Д.: Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.
В.: На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эскимосы - это народ, который живет на севере. Слово «эскимос» переводится как « человек , который ест сырую рыбу»
Иглу – зимний дом эскимосов в форме полусферы, который возводится из снежных блоков.
Кухлянка – это традиционная верхняя одежда у народов Севера и Сибири из оленьих шкур.
Классические унты изготавливались из шкуры оленя и украшались кусочками песцовых или заячьих шкурок, цветным сукном, бисером.
Сегодня вы услышите чудесную эскимосскую сказку . Обработал эту сказку, т.е. записал Г. Снегирёв. Снегирёв много путешествовал по Северу и услышал эту сказку. Теперь эту сказку знают и другие народы.
Шла однажды лисичка по берегу моря.
А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать .
Увидала лисичка бычка и запела: — Бычок, бычок, Пучеглазый, Бычок, бычок, Большеротый, Бычок, бычок, Колючий бочок!
А бычок ей говорит: — А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой. Лиса-мать спрашивает: — Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь? — Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает: — А ты ему ничего не говорила? Лисичка говорит: — Сказала. — Что ты ему сказала? — спросила лиса. — А я ему сказала, что он пучеглазый да большеротый. — Вот видишь, — сказала мать-лисица, — ты первая его обидела.
КОНЕЦ СКАЗКИ
Главная мысль сказки «Не хочешь чтобы тебя обидели, не обижай и сам других.» «Как аукнется, так и откликнется.»
спасибо
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект комплексного занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.
Тема: « Мы потешки распеваем и немного поиграем». Программное содержание:Закрепить с детьми знание потешек. Учить проговаривать их не торопясь, выразительно. Продолжать учить детей составля...
План- конспект интегрированного занятия( аппликация, развитие речи) младшая группа "Ночь за окном".
Открытое интегрированное занятие (развитие речи и аппликация) для младшей группы ...
Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "Пересказ эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"...
Презентация эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"
Задачи: Раширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок - это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Приобщать детей к фольклору....
конспект ООД по развитию речи в старшей группе " Пересказ эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"
1. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки.2. Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать не большое произведение.3. Пополнить и активизировать словарь детей.4. Расширить ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки....
Конспект занятия по развитию речи (Старшая группа) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»
МКДОУ Воскресенский детский сад № 2 «Семицветик» Конспект занятия по развитию речи(Старшая группа) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Ка...