Кружковая работа
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок по развитию речи детей в подготовительной группе "Буквознайка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irina_kruzhok.docx | 56.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал № 1 МАДОУ детский сад №5 с. Субханкулово
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании педагогического совета Заведующий филиала №1 МАДОУ
Протокол №________ детский сад с.Субханкулово
___________Яппарова Г.Р.
от «___»___________20___г. Приказ № ______
от «____»___________20___г.
Рабочая программа
дополнительного образования
кружок по развитию речи детей в подготовительной группе «Буквознайка»
Направление: речевое развитие
Возраст: 6-7 лет
Срок реализации программы: 2020-2021 г.
Программу составил: воспитатель
Чулакова Ирина Викторовна
с. Дуслык, 2020 г.
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………...3
- Актуальность…………………………………………………………..….4
- Цель……………………………………………………………………..…4
- Задачи…………………………………………………………………..….4
- Режим организации занятий…………………………………………..….4
- Принципы и подходы…………………………………………………..…4
- Возрастная характеристика развития детей 6-7 лет………………….…6
- Возрастная характеристика детей 6-7 лет (речевое развитие)…….…...6
- Планируемые результаты………………………………………….…..…7
- Календарно - тематическое планирование работы кружка «Буквознайка» с детьми подготовительной группы……………………………………………….8
- Методика выявления уровня речевого развития……………….…......12
- Список использованной литературы…………………………….….....25
Прекрасна речь, когда она как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щуки
По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
В.В. Мамаева
Пояснительная записка.
Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим работа по развитию речи направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовки детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Процесс усвоения языковых средств ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и закрепление соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.
Программа составлена в соответствии с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» , Е. Куциной, Н. Сазоновой, Н. Хрушкова «Учимся пересказывать». Также в данной программе включена работа с опорными мнемотаблицами, как средство работы по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества старших дошкольников.
Занятия направлены на развитие лексико-грамматического строя, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических представлений и обучение грамоте. Разработано календарно - тематическое планирование кружковой деятельности, которое представлено в виде таблицы
Актуальность выбора кружка «Буквознайка» определена тем, что у детей подготовительной группы слабо развита связная речь. Программа также предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, текстами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель: создать условия для формирования у детей готовности к обучению грамоте в школе.
Задачи:
- развитие речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
-формирование навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков, обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции;
-развитие речевого дыхания, ритмико-интонационной стороны речи, фонематического слуха;
-активизация устной речи детей, сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка;
– формирование умения работы в коллективе;
- формирование связной речи.
Режим организации занятий
Программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Продолжительность обучения (общий объём) – 32 занятия.
Группа состоит из 21 детей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Содержание кружковой деятельности основано на следующих принципах:
а) Личностно ориентированные принципы:
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача – это развитие будущего школьника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы:
Принцип целостности содержания образования. Представление ребёнка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное знание о нем.
Это ни знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня : это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача образования - помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно-ориентированные принципы:
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности - конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Возрастная характеристика развития детей 6-7 лет
Программа строится с учётом возрастных особенностей всех когнитивных процессов детей дошкольного возраста и на основе дифференцированного, личностно-ориентированного подхода. Необходимо учитывать, что поступающие в первый класс дети 6 – 7 лет, имея одинаковый возраст, существенно различаются по уровню общего развития.
Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам. К 6-летнему возрасту развивается чёткая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
В старшем дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это повышение, с возрастом изменяются. Дети в этом возрасте начинают сознательно управлять своим вниманием и удерживать его на определенных предметах.
Шестилетний ребёнок может многое, но не следует переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления, хотя и доступна, но еще нетипична, не характерна для этого возраста. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.
Оказание каждому ребёнку эмоциональной поддержки обеспечивает ситуацию успеха, способствующую формированию устойчивой мотивации к обучению и общению в коллективе.
Возрастная характеристика речевого развития детей 6-7 лет
• способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов;
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
• грамматически правильно строят предложения;
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;
• свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Планируемые результаты освоения детьми программы кружка к концу года.
Обучающие должны уметь:
- достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- свободно читать слоги и трѐхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
- правильно согласовывать слова в предложении;
- составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, и т.д;
- ориентироваться на странице книги;
- составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
- правильно использовать предлоги;
- правильно произносить звуки.
Календарно - тематическое планирование работы кружка «Буквознайка» с детьми подготовительной группы.
(1-2 неделя сентября, 3-4 неделя мая - выявление уровня речевого развития)
№ Занятия | Тема нзанятия/ Задачи | Задачи | ||
Развитие лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематических представлений и обучение грамоте. | ||
1 | Осень. | Согласование числительных с существительными | Составление рассказа с опорой на картинку «Осень» | Звук и буква У. Звук и буква А. |
2 | Деревья. | Образование относительных прилагательных. | Составление описательного рассказа о дереве.
| Звуки У-А. Звук И. Буква И. |
3 | Овощи. | Согласование существительных единственного числа с существительными | Пересказ рассказа «Праздник». | Звуки П-Пь. Буква П. Звуки К-Кь . Буква К |
4 | Фрукты. | Существительные множественного числа в родительном падеже | Составление описательного рассказа о фруктах при помощи мнемотехники. | Звуки Т,Ть . Буква Т |
5 | Насекомые. | Относительные прилагательные. Предлог НА | Работа с мнемотаблицей. Разучивание стихотворения «Про насекомых» | Звуки П-Т-К Звук О Буква О |
6 | Перелетные птицы. | Согласование числительных с существительными в родительном падеже. | Пересказ рассказа «Что увидел кот». | Звуки Х-Хь Буква Х |
7 | Грибы. Ягоды. | Пересказ рассказа «Пластилиновая мышка». | Звук и буква Ы Гласные звуки А, У, И, Ы, О | |
8 | Домашние животные и их детеныши. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Пересказ рассказа «В гости к гному». | Звуки М, Мь Буква М |
9 | Дикие животные и их детеныши. | Образование притяжательных и сложных прилагательных | Пересказ услышанного рассказа В.В.Бианки «Купание медвежат» | Звук Н, Нь. Буква Н Звуки Н-М Звук и буква Б |
10 | Одежда. Обувь, головные уборы. | Согласование существительных с количественными числительными. | Пересказ рассказа «Ботинки». | Звуки Б-бь. Буква Б. Звуки П-Б. |
11 | Зима. | Предлог ПЕРЕД | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке по образцу воспитателя | Звук и буква С. Звук СЬ. Буква С.Звуки С-Сь. Буква С. Звук и буква З. |
12 | Птицы зимой. | Образование сложных прилагательных | Работа с мнемотаблицей. Разучивание стихотворения «Зимняя прогулка» | Звук Зь. Буква З Звуки З,Зь Буква З |
13 | Мебель. | Предлоги МЕЖДУ, НА, В, ПОД | Составление рассказа « Как изготавливают мебель» по опорным словам. | Звук Зь. Буква З Звуки З,Зь Буква З Звуки С-З |
14 | Посуда. | Предлог ИЗ-ПОД | Составление описательного рассказа о предметах посуды. | Звуки В-Вь. Буква В. |
15 | Новый год. | Предлоги НА, ПОД | Пересказ рассказа «Ёлка» | Повторение изученных ранее звуков и букв |
16 | Животные жарких стран. | Образование притяжательных прилагательных | Пересказ рассказа «Как дуб свинью проучил». | Звуки Д,Дь Буква Д Звуки Т-Д |
17 | Семья. | Образование сравнительной степени прилагательных | Составление рассказа по сюжетной картинке «семья». | Звуки Ть-Дь. Звук Г. Буква Г. |
18 | Инструменты. | Существительные в форме творительного падежа | Пересказ рассказа «Гоша- озорник». | Звуки Г,Гь. Буква Г ЗвукиГ-К |
19 | Морские речные и аквариумные обитатели. | Притяжательные прилагательные | Работа с мнемотаблицей. Разучивание потешки«Водичка, водичка» | Звук Э. Буква Э.
Звук Й. Буква Й |
20 | День защитников Отечества | Употребление существительных и глаголов в единственном и множественном числе. | Составление рассказа « Случай на улице» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. | Повторение изученных ранее букв и звуков. |
21 | Транспорт. | Синонимы, антонимы. | Описание увиденного (по наблюдениям за движением транспорта) | Звуки С-Ш |
22 | Весна. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Работа с мнемотаблицей. «Заюшкина избушка» | Звук Ж. Буква Ж Звуки Ж-З |
23 | 8 марта | Словообразование | Составление рассказа по сюжетной картинке «Поздравляем маму» | Звуки Ж-Ш Звуки Ш-Ж-С-З |
24 | Перелетные птицы весной. | Изменение глаголов по временам. | Пересказ рассказа «Друзья». | Звук Л. Буква Л. Звук Ль. Буква Л. |
25 | Растения и животные весной. | Согласование существительных с числительными. | Обсуждение литературных текстов А. Н. Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев «Весенние воды». | Звуки Л-Ль Звук Ц. Буква Ц.
|
26 | Наша страна. | Образование синонимических рядов. | Обсуждение художественного произведения А. Прокофьев «Родина» | Звуки Ц-С Буква Ю |
27 | Профессии. | Образование существительных от глаголов. | Пересказ рассказа «Друзья птиц». | Звук Р. Буква Р Звук Рь. Буква Р |
28 | Наш дом. | Предлог ИЗ-ЗА | Работа с мнемотаблицей. Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | Звуки Р-Рь. Звуки Р-Л |
29 | Сад - огород - лес | Предлог ЧЕРЕЗ | Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой» | Звук Ч .Буква Ч. Звуки Ч -Ть. |
30 | Человек. | Возвратные глаголы. | Пересказ рассказа «Фантазёр». | Звуки Ф-Фь. Буква Ф. Звуки Ф-В |
31 | Домашние животные. | Развитие навыков словообразование. | Пересказ рассказа «Семья дома». | Звук Щ. Буква Щ. Звуки Щ-Ч |
32 | Лето. | Прилагательные сравнительной степени. | Составление рассказа в будующем времени «Про лето и про меня» | Звуки Щ-Ть Звуки Щ-Ч-Сь-Ть. |
Методика выявления уровня речевого развития
Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 - 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).
Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже - низкий уровень)
При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.
Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы
Словарь
Выявляются умения:
1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика
1) Образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок);
подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;
2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! Потанцуй / искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
3) строить сложные предложения разных типов.
Фонетика
1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р, различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
2) изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь
1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
2) составлять описание, повествование или рассуждение;
3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
I серия заданий (словарь и грамматика).
1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
2) называет отдельные признаки, действия;
3) называет 1—2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом ручка?
1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
2) называет два значения этого слова;
3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
4. Придумай предложение со словом ручка.
1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
2) называет два слова (словосочетания);
3) называет только одно слово (ручка).
5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно...(писать, открывать дверь).
1) Правильно заканчивает разные типы предложений;
2) называет два слова;
3) подбирает только одно слово.
6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у неговеселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
2) называет 2—3 слова;
3) подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный,
обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)»,
1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
2) называет 2—3 слова;
3) подбирает только одно слово.
7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)
1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет только одно слово.
8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет одно слово.
9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»
1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
2) называет правильно только одну форму;
3) не выполняет задание.
10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок — жеребята —много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
1) Ребенок называет все слова правильно;
2) называет два-три слова;
3) говорит одно слово.
11. Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)
1) Называет более двух слов;
2) называет два слова;
3) повторяет заданное слово.
12. Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
2) называет только одно значение этого слова;
3) повторяет слово за взрослым.
13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?
1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);
2) правильно подбирает два слова;
3) называет одно слово.
14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
2) называет два действия (накалывать грибы, шить);
3) называет одно действие (шить).
15. Составь предложение со словом игла.
1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);
3) называет одно слово.
16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
2) правильно исправляет два предложения;
3) повторяет предложения без изменения.
Показатели:
Высокий уровень – (48 - 40 б.)
Средний уровень – (39 - 24 б.)
Низкий уровень – (23 - 16 и менее б.)
II серия заданий (звуковая культура речи).
1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
2. В названии, каких животных слышится звук рь (Тигр, корова, баран, жираф, черепаха, курица.)
3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)
1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
2) называет более двух слов;
3) называет одно слово.
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко —шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2) недостаточно четко произносит;
3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
1) Ребенок передает заданные интонации;
2) передает только вопросительную интонацию;
3) повторяет повествовательную интонацию.
6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;
2) отвечает, нарушая ритм;
3) говорит одно слово.
Показатели:
Высокий уровень – (18 – 15 б.)
Средний уровень – (14 - 10 б.)
Низкий уровень – (9 - 6 и менее б.)
III серия заданий (связная речь).
1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;
2) рассказывает, опуская начало (или конец);
3) перечисляет отдельные качества.
2. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный
рассказ;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) перечисляет нарисованное на картинках.
3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
2) составляет рассказ с помощью взрослого;
3) не справляется с заданием.
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).
Показатели:
1. Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет
заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.
2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца),
выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двухструктурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логикиизложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.
3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений,
Правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.
4. Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи ( через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.
5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.
6. Звуковое оформление высказывания ( плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.
Протокол обследования речевого развития ребенка подготовительной к школе группы «Солнышко»
- Словарь и грамматика
№ | Задания | Ответы ребёнка | баллы |
1. | Ты знаешь уже много слов. Что означает слово автобус ,тарелка, обувь?
| ||
2. | Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым? | ||
3. | Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь? | ||
4. | Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые? | ||
5. | Составь предложение со словом игла | ||
6. | Подбери слова, близкие по смыслу: «бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный ….» «Он не просто шел, а…» | ||
7. | Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой бельчонок, которого обидели вернулся домой……» Обиженный бельчонок не прыгал, не бежал, а….» | ||
8. | Что сделал бы Богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча? | ||
9. | Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать | ||
10. | Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…? | ||
11. | Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы | ||
12. | Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес? | ||
13. | Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно? | ||
Итог: Уровень: |
2.звуковая культура речи
№ | задания | Ответ ребёнка | баллы |
1. | В названии каких животных слышится звук «р», звук «р, »? | ||
2. | Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» | ||
3. | Скажи скороговорку: «тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом | ||
4. | Произнеси фразу «я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь | ||
5. | Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был? | ||
Итог: Уровень: |
3.связная речь
№ | Задания | Ответы ребёнка | Специальные критерии | баллы | ||||
содержательность | структура | грамматика | Лексические ср-ва | просодика | ||||
1. | Опиши по картинке | |||||||
Разложи картинки по порядку и составь рассказ | ||||||||
Придумай рассказ или сказку | ||||||||
Итог: Уровень: |
Сводная таблица результатов обследования речевого развития детей подготовительной группы
№ | Список детей группы | Словарь и грамма тика | зкр | Связная речь | Уровень | Примечания |
1. | Абаева Софья | |||||
2. | Абзалетдинова Чулпан | |||||
3. | Айвазова Зара | |||||
4. | Асмандияров Родион | |||||
5. | Валитов Марат | |||||
6. | Гайнетдинова Лиза | |||||
7. | Галимов Нияз | |||||
8. | Исмагилов Радэль | |||||
9. | Королёв Матвей | |||||
10. | Маргачёва Зульфина | |||||
11. | Муллабаева Арина | |||||
12. | Никитина Женя | |||||
13. | Салихова Рузанна | |||||
14. | Сибагатуллин Артем | |||||
15. | Урусова София | |||||
16. | Хамидуллина Д. | |||||
17. | Шакирова Лилиана | |||||
18. | Шарафутдинов Булат | |||||
19. | Шарифуллина Аида | |||||
20. | Шафикова Милена | |||||
21. | Яппаров Платон |
Список использованной литературы
- Гомзяк О. С. «Говорим правильно» , -- М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008
- Ушакова О.С, Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»:
Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», изд. Дом «Литур», 2013.
- Интернет источник: http://ru.i-docx.ru/30pedagogika/106955-1-prekrasna-rech-kogda-ona-kak-rucheek-bezhit-sredi-kamney-chista-netoropliva-gotov-vnimat-potok-voskli.php.
- Интернет источник: http://dou24.ru/1/images/stories/psiholog/kuzina/roditelam/1.pdf
- Интернет источник: https://zdamsam.ru/b42006.html
- Интернет источник: https://infourok.ru/parcialnaya-programma-abvgdeyka-podgotovka-k-shkole-1321206.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»
Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»
Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...
Непосредственно-образовательная деятельность для родителей по работе кружка "Волшебная мастерская" на тему "Одуванчиковая сказка" (открытое занятие по кружковой работе)
Конструирование весенних цветов - одуванчиков....
Перспективный план работы по кружковой работе в первой младшей группе на тему «Пластилиновая мозайка»
планирование на год. самообразование...
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...
Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)
Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...