Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи
Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста"
Цель: повышение мотивации у педагогов к овладению технологии «Синквейн».
Задачи:
- пропагандировать использование синквейна в педагогической деятельности;
- создать условия для активного взаимодействия выступающего и участников педагогического совета;
- совершенствовать практические навыки в использовании метода синквейн.
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решений, что требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль педагога является направляющей, развивающей.
Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находят подходящих слов для выражения своих мыслей.
Использование синквейн технологии в работе учителя – логопеда и воспитателя благотворно влияет на речь детей старшего дошкольного возраста имеющих речевые нарушения. Это один из эффективных, интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи дошкольников.
Начиная с дошкольного возраста можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Так что же значит это необычное слово?
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.
Какие же задачи мы можем решить при помощи синквейна?
- развитие предметного, глагольного словаря и словаря прилагательных;
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;
- развитие связной речи;
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности: поиск в большом потоке информации главные существенные признаки, умение анализировать, делать выводы, формулировать свои высказывания;
- является диагностическим инструментом;
- используется для закрепления изученной темы;
- помогает подготовить ребёнка к школе;
- является игровым приёмом.
Начиная с дошкольного возраста уже можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
А раз это игра, то как вы знаете, что у каждой игры есть свои правила. Так и у Синквейна.
Правила составления синквейна
- Первая строка синквейна –заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем он говорит.
- Пятая строка – последняя. Одно слово - существительное, может быть словосочетанием, используется для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне.
Предварительные задания:
- Игра: «Кто больше»
- Игра с числовым кубиком
- Расскажи какой
- Что делает
- Игры с прищепками «Прицепи и назови» (с использованием числового кубика, без числового кубика)
- Игры с камешками Малблс
- Игра: «Цепочка слов»
- Упр: «Расскажи о предмете»
- Упр: «Угадай по описанию»
- Упр: «Назови какие, какой, какое» и т. П.
Рассмотрим с вами синквейн, к слову (кот)
Я показываю схему и говорю Синквейн.
- Кот - предмет
- Серый полосатый - признаки
- Мурлычет, царапается, кусается - действия
- Я его очень люблю – своё отношение к этому объекту.
- Домашнее животное – ассоциация 1 слово или фраза.
Синквейн можно делать в форме загадке. Для этого можно использовать игру: «Кто яжка»
Тогда первое слово опускается и начинается синквейн со второй строки:
- Серый полосатый – признаки
- Мурлычет, царапается, кусается – действия
- Я его очень люблю – своё отношение к этому объекту.
- Домашнее животное – ассоциация 1 слово или фраза.
При изучении лексических тем значимость синквейна не заменима.
Синквей можно использовать во всех сферах деятельности, включать его везде и этим самым он окажет нам хорошую услугу в речевом развитии детей.
Составление синквейна можно начать с простых карточек: большой карты, которая отображает само поле Синквейна, маленькие карточки отображающие: предмет, действие, признак, предложение, слово – ассоциация.
На поле и на карточках изображены линии: одинарная линия, двойная линия, волнистая линия. В русском языке члены предложения подчёркиваются:
- подлежащее (кто? что?) - сплошной линией;
- сказуемое (что делает?) - двумя сплошными линиями;
- определение (какой?) – волнистой.
Детям дошкольного возраста можно не озвучивать о том, что означают эти полоски, но нам известно, именно то, что ребёнок неоднократно видит, наблюдает, является процессом восприятия и запоминания, а значит, ребёнок обязательно запомнит и скорее всего в школе ему будет легче усвоить части речи. Используя цветные карточки, ребёнку легче будет подобрать (соотнести) количество слов с предложенным вариантом на карте.
Можно предложить ребёнку поиграть в синквейн с другими правилами, где он сможет самостоятельно определить количество прилагательных и глаголов. Работа происходит по той же схеме. Единственная разница в том, что ребёнок смотрит на линейный образец, где он видит, что признаков действий предмета он сможет подобрать больше.
Как же о происходит взаимодействие с учителем – логопедом?
Каждую неделю у нас новая лексическая тема, с которой мы должны ознакомить ребёнка. В начале недели у детей нет в запасе словаря существительных, прилагательных и глагольного словаря. Одной из задач взаимодействия всех специалистов ДОУ является обогащение словарного запаса ребёнка. В этом очень хорошо помогает синквейн. Что касается связной речи, то такие игры в синквейн очень подходит к описательному пересказу и пересказу по плану.
Синквейн также можно использовать и в других видах деятельности.
Завершая своё выступление предлагаю рассмотреть синквейн к слову «Презентации», таким образом использовать приём рефлексии.
- «Презентации»
- Актуальные, интересные
- Объединяют, информируют, обучают
- На других посмотреть, себя показать.
- Опыт
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста «В мире животных»
КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельностиучителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста«В мире животных»(по лексической теме «Дикие и домашние животные»...
Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.
Слово "синквейн" с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.Сочинять стихи в этом стиле несложно даже детям. Это один из эффективных метод...
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...
Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста
Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста...
Проект «Использование технологии развития критического мышления в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»
В основе моего проекта заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что развитие связной речи будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственно...
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Для преодоления фонетико- фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, постро...
Работа учителя-логопеда по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Психическое развитие ребенка происходит при условии высокой двигательной активности. Моторика, мышление, психика и речь - взаимосвязанные процессы. Отсутствие или небольшое количество физи...