Сборник дидактических игр и упражнений на развитие логического мышления и связной речи для детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи
Игры на развитие логического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Селиванихинский детский сад комбинированного вида
Сборник дидактических игр и упражнений на развитие логического мышления и связной речи для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Девяшина Л.А.
Селиваниха, 2022
- Игра «Так бывает или нет?»
Цель: развитие логического мышления, умения замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».
Примерные рассказы:
- Наступило лето. Ярко светило солнце, и мы с ребятами вышли на прогулку. Слепили снеговика и стали играть в снежки.
- Пришла весна. Выпал снег. Дети развесили на деревьях скворечники. Птицы в них поселились и стали в нем жить.
- У Никиты сегодня день рождения. Он принес в д/сад угощения: соленые конфеты, яблоки и сладкие лимоны. Дети ели и удивлялись. Чему они удивлялись?
- Наконец пришла зима. Ребята обрадовались первому снегу. Они надели шорты и майки и выбежали на улицу. Там они стали пускать кораблики и ловить бабочек.
- Упражнение «Закончи предложение».
Цель: развитие умения устанавливать простые закономерности и делать выводы.
Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
- Сначала котенок бывает…, а потом вырастает в большую … . Тогда его называют уже не котенком, а … .
- У зайца уши очень…, а у мышки… . И сам заяц…, а мышка… .
- Весной трава…, а летом вырастает… .
- Настоящий стул, а игрушечный… .
- Если я говорю «утенок», то он…, а если я говорю «утка», то она… .
- Если я говорю «шарик», то он …, если я говорю «шар», то он … .
- Упражнение «Чего не хватает?»
Цель: развитие умения рассуждать и делать простые выводы.
Игровой материал. Карточки с картинками предметов, у которых чего-либо не хватает.
Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и найти, чего не хватает.
- Упражнение «Угадай кто?»
Цель: побуждение детей вспоминать признаки предметов без опоры на образец.
Описание упражнения. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Он одет был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник?» Ребята отгадывают, кто это, а потом сами повторяют во что был одет гость. Такие разговоры-загадки можно проводить о разных предметах.
- Игра «Угадай, что мы загадали»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по различным признакам.
Игровой материал. Карточки с изображением разных предметов (чашка, кукла, теплоход, паровоз и др.)
Ход игры. Перед группой детей воспитатель выкладывает несколько карточек с изображениями разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии предмета. Чтобы дети лучше поняли правила игры, воспитатель сам пробует несколько раз отгадать, что загадала команда детей. Вот как может проходить игра:
Воспитатель: Из этого предмета можно пить? Дети: Нет.
Воспитатель: У него есть ручки и ножки? Дети: Нет.
Воспитатель: На нем можно плавать по морю? Дети: Нет.
Воспитатель: На нем можно ездить? Дети: Да.
Воспитатель: Он ездит по рельсам? Дети: Да.
Воспитатель: Вот этот паровозик вы загадали.
- Игра «Мебель».
Цель: развитие умения классифицировать предметы по определенным признакам.
Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Мебель». Вы знаете, как называется различная мебель? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову предмет мебели, вы ответите словом «да», если же этот предмет не является мебелью, то вы скажете слово «нет». Кто ошибается, тот проиграет.» Воспитатель задает вопросы, дети отвечают. ( Можно использовать разные обобщающие понятия).
7. Упражнение «Какое время годы?»
Цель: развитие умения детей слушать описание природы в стихах, прозе и соотносить его с определенным временем года.
Игровой материал. Короткие тексты о временах года.
Описание упражнения. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемежку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.
8. Игра « Когда это бывает?».
Цель: развитие умения классифицировать по различным основаниям.
Игровой материал: 4 карточки с изображением времен года, карточки с картинками природы в разное время года, карточки на темы «Труд людей в разные времена года», «Игры детей», «Одежда».
Ход игры. Каждый ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона. Воспитатель дает детям разные задания. Одним предлагает собирать картинки по теме «Труд людей», другим – картинки по теме «Одежда» и т.д. После этого игра проводится аналогично игре «Лото».
- Игра «Отгадай-ка»
Цель: развитие умения детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки: по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит, Каждый из вас будет выполнять роль какого-либо предмета. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовится к ответу) воспитатель дает палочку кому-то. Ребенок встает и описывает предмет, а затем передает палочку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, тот описывает свой предмет и передает палочку другому игроку. Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопросы загадывающему: «Где этот предмет находится?» или «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать ребенку возможность самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.
10. Игра «Похож – не похож».
Цель: развитие умения детей сравнивать предметы, находить в них различные признаки, различия, сходства, узнавать по описанию.
Ход игры. Воспитатель, усадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру. Обращаясь к ним он говорит: «Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем они отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. У меня в руках палочка, кому я ее положу, тот и будет загадывать». Ребенок получивший палочку, загадывает: «Две птицы, одна большая, черная, с толстым клювом, а другая маленькая, с желтой грудкой». Загадывающий после небольшой паузы передает палочку любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупает в конце игры.
В следующий раз воспитатель предлагает выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают задание и дают описание, например, скамейки и дивана, кошки и котенка, сосны и ели.
- Игра «Отвечай поскорей».
Цель: закрепление умения детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству.
Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила: « В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо цвет и брошу кому-то из вас мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет такого цвета, после чего сам называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь еще. Тот ловит мяч и называет предмет, и т.д. Например, я говорю: «Зеленый» (Воспитатель делает маленькую паузу, давая возможность вспомнить предметы зеленого цвета.) – и бросаю мяч Роме. Рома должен ответить: «Лист». После такого ответа он бросает мяч следующему игроку и говорит: «Голубой», - и т.д. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много».
В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку, который называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму.
Игровой материал. Мяч
- Игра «Что кому нужно?»
Цель: закрепление умения у детей классифицировать предметы, называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
Ход игры. Воспитатель: «Сегодня мы поиграем в игру, где вы должны вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что нужно для этой работы». Можно предложить другой вариант: воспитатель называет предметы труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.
13.Упражнение «Сравни картинки».
Цель: развитие умения сравнивать картинки, выделять общие признаки.
Игровой материал: «Домик» для 3 картинок (из счетных палочек), картинки: собака, пчела, рыбка, курица, аквариум, улей, конура, пирамидка, замок, ключи.
Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где они будут учиться сравнивать картинки. На столе перед ними он раскладывает все картинки в 3 ряда в любом порядке. Ниже кладет домик для картинок и говорит: «Здесь я буду класть картинки, которые чем-нибудь похожи! (Кладет картинки собаки и пчелы). Чем они похожи?» Дети отвечают: «Собака и пчела похожи тем, сто они – животные, пчела и собака приносят пользу. Также они могут причинить боль.
Затем воспитатель убирает эти картинки из домика и кладет картинки с рыбкой и курицей и просит найти, что у них общего. Дети отвечают: «Курица и рыбка – живые. У них есть голова, рот, глаза, хвост, живот, спина.
Далее использованные картинки убираются и на их место выкладывает картинки с аквариумом, конурой, ульем. Дети сравнивают картинки.
- Игра «Вершки и корешки»
Цель: закрепление умения детей в квалификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле?)
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что «вершки», а что – «Корешки»: «Съедобный корень овоща будем называть «корешки», а съедобный плод на стебле – «вершки». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь». Дети отвечают: «Корешки», «Помидор» - «Вершки». «Лук» - «Вершки и корешки».
- Игра «Что было, а что будет».
Цель: закрепление представлений детей о прошлом и настоящем времени.
Ход игры. Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А.Барто хорошо служит этой цели. Например:
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:
«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду».
Дети говорят: «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет». Или:
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Дети говорят: «Уронили и оторвали» - это было, «не брошу» - это будет.
- Игра «Наоборот»
Цель: развитие у детей быстроты мышления.
Игровой материал. Мяч
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель объясняет правила игры: «Я произнесу слово и брошу кому-нибудь мяч, тот должен сказать слово, противоположное по смыслу.
- Игра «Придумай предложение».
Цель: развитие речевой активности, быстроты мышления.
Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы придумаете с ним предложение. Придумывание предложения происходит с передачей палочки друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творчества при обучении связной речи у детей старшего дошкольного возраста сОНР.
Содержит информацию: о важности формирования творческого рассказывания в развитии словесно-логического мышления,о предпосылках для развития творческого воображения у детей, о разных видах рассказывани...

Развитие логического мышления и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Вся работа по развитию логического мышления - это длинная интеллектуальная лестница, чем выше поднимаешься, тем больше усилий нужно прилажить. Зато какое удовлетворение в душе. Наша с вами...

Буклет для педагогов и родителей "Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks"
Логические игры с конструктором Artec Blocks способствуют развитию разных видов мышления у дошкольников (наглядно-действенного; наглядно-образного; словесно-логического; абстрактно-логического; про...
гры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи для детей среднего возраста
Развитие логического мышления.Учить устанавливать простые закономерности и делать выводы.Побуждать рассматривать предметы устанавливать закономерность между ними....

Мастер- класс «Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks».Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы СОК "Кванториум"
Цель: способствование повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления и творческого воображения дошкольников.За...

"Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks".Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы сетевой образовательной команды «Кванториум ДОО»
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем ...

Презентация "Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста."
Данная презентация направлена на использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей с....