Сборник дидактических игр и упражнений на развитие логического мышления и связной речи для детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи

Игры на развитие логического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_igr_po_rechevomu_razvitiyu.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Селиванихинский детский сад комбинированного вида

Сборник дидактических игр и упражнений на развитие логического мышления и связной речи для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                   

                                                                                     

                                                                                                   

                                                                               

Воспитатель: Девяшина Л.А.

 

                       

                                          Селиваниха, 2022

  1. Игра «Так бывает или нет?»

   Цель: развитие логического мышления, умения замечать непоследовательность в суждениях.

  Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».

   Примерные рассказы:

- Наступило лето. Ярко светило солнце, и мы с ребятами вышли на прогулку. Слепили снеговика и стали играть в снежки.

-  Пришла весна. Выпал снег. Дети развесили на деревьях скворечники. Птицы в них поселились и стали в нем жить.

-  У Никиты сегодня день рождения. Он принес в д/сад угощения: соленые конфеты, яблоки и сладкие лимоны. Дети ели и удивлялись. Чему они удивлялись?

- Наконец пришла зима. Ребята обрадовались первому снегу. Они надели шорты и майки и выбежали на улицу. Там они стали пускать кораблики и ловить бабочек.

 

  1. Упражнение «Закончи предложение».

  Цель: развитие умения устанавливать простые закономерности и делать выводы.

 Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

- Сначала котенок бывает…, а потом вырастает в большую … . Тогда его называют уже не котенком, а … .

- У зайца уши очень…, а у мышки… . И сам заяц…, а мышка… .

- Весной трава…, а летом вырастает… .

- Настоящий стул, а игрушечный… .

- Если я говорю «утенок», то он…, а если я говорю «утка», то она… .

- Если я говорю «шарик», то он …, если я говорю «шар», то он … .

 

  1. Упражнение «Чего не хватает?»

  Цель: развитие умения рассуждать и делать простые выводы.

  Игровой материал. Карточки с картинками предметов, у которых чего-либо не хватает.

 Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и найти, чего не хватает.

 

  1. Упражнение «Угадай кто?»

  Цель: побуждение детей вспоминать признаки предметов без опоры на образец.

  Описание упражнения. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Он одет был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник?» Ребята отгадывают, кто это, а потом сами повторяют во что был одет гость. Такие разговоры-загадки можно проводить о разных предметах.

  1. Игра «Угадай, что мы загадали»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по различным признакам.

       Игровой материал. Карточки с изображением разных предметов (чашка, кукла, теплоход, паровоз и др.)

    Ход игры.  Перед группой детей воспитатель выкладывает несколько карточек с изображениями разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии предмета. Чтобы дети лучше поняли правила игры, воспитатель сам пробует несколько раз отгадать, что загадала команда детей. Вот как может проходить игра:

   Воспитатель: Из этого предмета можно пить?    Дети: Нет.

   Воспитатель: У него есть ручки и ножки?     Дети: Нет.

  Воспитатель: На нем можно плавать по морю?     Дети: Нет.

  Воспитатель: На нем можно ездить?      Дети: Да.

 Воспитатель: Он ездит по рельсам?     Дети: Да.

Воспитатель: Вот этот паровозик вы загадали.

 

  1. Игра «Мебель».

Цель: развитие умения классифицировать предметы по определенным признакам.

       Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Мебель». Вы знаете, как называется различная мебель? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову предмет мебели, вы ответите словом «да», если же этот предмет не является мебелью, то вы скажете слово «нет». Кто ошибается, тот проиграет.» Воспитатель задает вопросы, дети отвечают. ( Можно использовать разные обобщающие понятия).

 

7. Упражнение «Какое время годы?»

      Цель: развитие умения детей слушать описание природы в стихах, прозе и соотносить его с определенным временем года.

     Игровой материал.  Короткие тексты о временах года.

    Описание упражнения. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемежку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

 

8. Игра « Когда это бывает?».

Цель: развитие умения классифицировать по различным основаниям.

         Игровой материал: 4 карточки с изображением времен года, карточки с картинками природы в разное время года, карточки на темы «Труд людей в разные времена года», «Игры детей», «Одежда».

       Ход игры. Каждый ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона. Воспитатель дает детям разные задания. Одним предлагает собирать картинки по теме «Труд людей», другим – картинки по теме «Одежда» и т.д. После этого игра проводится аналогично игре «Лото».

  1. Игра «Отгадай-ка»

Цель: развитие умения детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки: по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит, Каждый из вас будет выполнять роль какого-либо предмета. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовится к ответу) воспитатель дает палочку кому-то. Ребенок встает и описывает предмет, а затем передает палочку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, тот описывает свой предмет и передает палочку другому игроку. Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопросы загадывающему: «Где этот предмет находится?» или «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать ребенку возможность самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.

 

             10. Игра «Похож – не похож».

Цель: развитие умения детей сравнивать предметы, находить в них различные признаки, различия, сходства, узнавать по описанию.

 Ход игры. Воспитатель, усадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру. Обращаясь к ним он говорит: «Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем они отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. У меня в руках палочка, кому я ее положу, тот и будет загадывать». Ребенок получивший палочку, загадывает: «Две птицы, одна большая, черная, с толстым клювом, а другая маленькая, с желтой грудкой». Загадывающий после небольшой паузы передает палочку любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупает в конце игры.

 В следующий раз воспитатель предлагает выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают задание и дают описание, например, скамейки и дивана, кошки и котенка, сосны и ели.

 

  1. Игра «Отвечай поскорей».

Цель: закрепление умения детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству.

 

 Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила: « В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо цвет и брошу кому-то из вас мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет такого цвета, после чего сам называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь еще. Тот ловит мяч и называет предмет, и т.д. Например, я говорю: «Зеленый» (Воспитатель делает маленькую паузу, давая возможность вспомнить предметы зеленого цвета.) – и бросаю мяч Роме. Рома должен ответить: «Лист». После такого ответа он бросает мяч следующему игроку и говорит: «Голубой», - и т.д. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много». 

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку, который называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму.

 Игровой материал. Мяч

  1. Игра «Что кому нужно?»

Цель: закрепление умения у детей классифицировать предметы, называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры. Воспитатель: «Сегодня мы поиграем в игру, где вы должны вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что нужно для этой работы». Можно предложить другой вариант: воспитатель называет предметы труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

 

          13.Упражнение «Сравни картинки».

Цель: развитие умения сравнивать картинки, выделять общие признаки.

Игровой материал: «Домик» для 3 картинок (из счетных палочек), картинки: собака, пчела, рыбка, курица, аквариум, улей, конура, пирамидка, замок, ключи.  

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям  поиграть в игру, где они будут учиться сравнивать картинки. На столе перед ними он раскладывает все картинки в 3 ряда в любом порядке. Ниже кладет домик для картинок и говорит: «Здесь я буду класть картинки, которые чем-нибудь похожи! (Кладет картинки собаки и пчелы). Чем они похожи?» Дети отвечают: «Собака и пчела похожи тем, сто они – животные, пчела и собака приносят пользу. Также они могут причинить боль.

Затем воспитатель убирает эти картинки из домика и кладет картинки с рыбкой и курицей и просит найти, что у них общего. Дети отвечают: «Курица и рыбка – живые. У них есть голова, рот, глаза, хвост, живот, спина.

Далее использованные картинки убираются и на их место выкладывает картинки с аквариумом, конурой, ульем. Дети сравнивают картинки.

 

 

  1. Игра «Вершки и корешки»

Цель: закрепление умения детей в квалификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле?)

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что «вершки», а что – «Корешки»: «Съедобный корень овоща будем называть «корешки», а съедобный плод на стебле – «вершки». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь». Дети отвечают: «Корешки», «Помидор» - «Вершки». «Лук» - «Вершки и корешки».

 

  1. Игра «Что было, а что будет».

Цель: закрепление представлений детей о прошлом и настоящем времени.

Ход игры. Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А.Барто хорошо служит этой цели. Например:

     Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:

    «Ой, доска кончается! Сейчас я упаду».

Дети говорят: «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет». Или:

   Уронили Мишку на пол,

   Оторвали Мишке лапу.

    Все равно его не брошу,

    Потому что он хороший.

 Дети говорят: «Уронили и оторвали» - это было, «не брошу» - это будет.

 

  1. Игра «Наоборот»

Цель: развитие у детей быстроты мышления.

Игровой материал. Мяч

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель объясняет правила игры: «Я произнесу слово и брошу кому-нибудь мяч, тот должен сказать слово, противоположное по смыслу.

 

  1. Игра «Придумай предложение».

Цель: развитие речевой активности, быстроты мышления.

Ход игры.  Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы придумаете с ним предложение. Придумывание предложения происходит с передачей палочки друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творчества при обучении связной речи у детей старшего дошкольного возраста сОНР.

Содержит информацию: о важности формирования творческого рассказывания в развитии словесно-логического мышления,о предпосылках для развития творческого воображения у детей, о разных видах рассказывани...

Развитие логического мышления и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Вся работа по развитию логического мышления - это длинная интеллектуальная лестница, чем выше поднимаешься, тем больше усилий нужно  прилажить.  Зато какое удовлетворение в душе. Наша с вами...

Буклет для педагогов и родителей "Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks"

Логические игры с конструктором Artec Blocks  способствуют развитию разных видов мышления у дошкольников (наглядно-действенного; наглядно-образного; словесно-логического; абстрактно-логического; про...

гры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи для детей среднего возраста

Развитие логического мышления.Учить устанавливать простые закономерности и делать выводы.Побуждать рассматривать предметы устанавливать закономерность между ними....

Мастер- класс «Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks».Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы СОК "Кванториум"

Цель: способствование повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления  и творческого воображения дошкольников.За...

"Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks".Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы сетевой образовательной команды «Кванториум ДОО»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем ...

Презентация "Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста."

Данная презентация направлена на использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей  у детей с....