«Ложечка точеная, ручка золоченая»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Силаева Любовь Павловна

Знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Совершенствовать эстетическое восприятие, используя художественное слово, музыку, живопись. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, способность сочувствовать героям сказки. Закреплять умение передавать свои впечатления от художественного произведения в рисунке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_pro_lozhku.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Колокольчик» с.Петропавловка Кусинский район»

НОД на тему:

«Ложечка точеная, ручка золоченая»

Составил:

воспитатель высшей

категории Силаева Л.П.

2020

      Тип: интегрированное

Вид: художественно-эстетическое

Тема: «Ложечка точеная, ручка золоченая»

Форма проведения: открытое

Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Совершенствовать эстетическое восприятие, используя художественное слово, музыку, живопись. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, способность сочувствовать героям сказки. Закреплять умение передавать свои впечатления от художественного произведения в рисунке.

Задачи:

- учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением;

- упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти;

- закреплять умение равномерно располагать узор на ограниченной поверхности (ложке);

- закреплять умение передавать свои впечатления от художественного произведения в рисунке;

- воспитывать любовь к русскому народному творчеству, способность сочувствовать героям сказки.  

Предварительная работа. Чтение авторской сказки «Ложечка точеная, ручка золоченая» (по мотивам русской народной сказки «Жихарка»). Беседа по сказке. Активизация словаря. Знакомство с народным прикладным искусством. Рассказ воспитателя об истории хохломы. Рисование хохломских узоров на полосках бумаги. Изготовление с участием родителей атрибутов к инсценировке сказки, пошив костюмов сорок, кото и петуха. Ознакомление детей с творчеством художника И.И. Шишкина. Показ репродукций картин «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу» с целью создания представлений о дремучем лесе. 

Материал и оборудование: аудиозапись русских народных мелодий; ширма, куклы для кукольного театра; шапочки лисы, медведя, ежа, сорок. Кисти, гуашь, баночка с водой, салфетки, заготовки ложек.

Ход занятия:

Тихо звучит «Пение птиц лесов средней полосы России» (грамзапись). На пеньке за елочкой сидит лиса, прихорашивается. Музыка затихает.

Воспитатель.

В дремучем лесу под трухлявым пеньком,

В глубокой норе у лисицы был дом.

Лисица свой дом берегла, охраняла

И много вещичек в него натаскала:

Подушек, перинок, посуда для снеди.

Богатству ее удивлялись соседи.

Из леса выходят соседи лисы – ежик и медвежонок.

Медвежонок. Ох, много лиса натаскала добра…

Ежик. Ох, совесть ее нечиста, нечиста.

Лиса прислушивается к разговору соседей и возмущенная, выходит на поляну.

Лиса.

 Все думают: много добра, а мне мало!

О ложке с узором я давно мечтала.

Украсть золоченую ложку не прочь я,

Узнать помогла мне болтливость сорочья.

Где ложечка есть и как ее взять,

От них удалось мне, лисице, узнать.

Дума о ложке меня так измучила,

Жду не дождусь удобного случая.

 Лисья норка закрывается ширмой. На которой изображен лес.

Воспитатель.

 А как все случилось, я вам рассажу.

Послушайте, дети, сказку мою…

На бревнышке, около домика, сидят

Жихарка, кот и петух. Они нанизывают на нитки грибки, сделанные из пластилина, и развешивают их на ветках сосны. Около домика стоит стол на нем самовар.

Воспитатель.

 На полянке лесной, под высокой сосной,

Стоял домик маленький со резною ставенкой.

В этом доме небольшом, жили котик с петушком,

Да мальчишечка в нем жил -  жихаркою назван был.

Жили мирно, жили дружно, помогали, кому нужно.

Котик с Петею с утра уходили со двора,

Уходили со двора в лес, готовили двора.

Кот. 

Чтоб зимою жить в тепле и с достатком на столе,  

Надо много потрудиться и с соседями делиться.

Петух.

 Жирахка, тебе наказ – запри калитку и до нас

Ни кому не отпирай, в дом чужих не допускай.

Навари нам каши, щей, стол накрой, чайку согрей.

 Петух и кот из-за домика вывозят тележку, кладут на нее сделанную из плотного картона пилу и топор и уходят в лес. Жихарка заходит в домик. В открытое окно видно, как он готовит еду.  Затем он выходит из домика веником и подметает около стола, накрывает стол скатертью. Ставит на стол посуду. Ведущий комментирует его действия.

Ведущий.

 Жихарка – мальчик славный – был помощником исправным,

Подметет, наварит щей, стол спешит накрыть скорей,

 Станет ложки раздавать да тихонечко шептать…

Жихарка.

 Эту ложечку простую я для Пети положу,

Эту ложечку простую другу Коте предложу,

А вот эту расписную, всю точену, золотую

Никому  я не отдам, буду ею кушать сам. 

Ведущий.

 Жихарка захлопотался да все ложкой любовался,

Про калитку позабыл, на засовчик не закрыл,

Две сороки-белобоки, тараторя на суку,

Про мальчишкину оплошность разболтали всем в лесу.

1-я сорока.

 Тра-та-та, тра-та-та!

Дом без Пети и кота.

Жихарка наказ забыл

И калитку не закрыл.

2-я сорока.

И лиса про то узнала, вмиг к избушке прибежала

Да калитку растворила, ложку Жихарки схватила

И скорее шасть за дверь! До чего же  хитрый зверь!

1-я сорока.

Ой, бежит, бежит лиса, бежит в темные леса,

Уносит ложечку точеную, ручку золоченую.

Сороки улетаю.

Звучит русская народная мелодия. Лиса бежит между елочек, березок и скрывается в лесу. Кот и петух возвращаются дом ой из леса. В тележке они везут дрова.

Ведущий.

 Котик с Петею в лесу наработались,

В  срок, к обеду, возвратиться позаботились.

Ко двору они, уставшие, пришли.

Что ж они у домика увидели они?

Петух.

 Широко раскрыта дверь!

Значит, был у нас здесь зверь!?

Не иначе от лисы

Мы натерпимся беды!

Петя и кот забегают в домик.

Ведущий. Забежали в дом и...

Кот и Петя. Ах!

Ведущий. Видят, Жихарка в слезах

Кот, петух и Жихарка выходят из домика и садятся на бревнышко.

Жихарка.  

Расскажу вам все, как было, что лиса здесь натворила:

Ворвалась ко мне она, мою ложечку отняла,

Ложечку точеную, ручку золоченую.

Мне за стол уже не сесть. Чем теперь я буду есть?

Котик, Петя, помогите, вы мне ложку смастерите,

Распишите так красиво, чтоб узоры всем на диво!

Кот (берет полено, рассматривает его).

Мастерить мы ложки можем, в этом деле вам поможем,

Но мы с Петей (вот беда!) не рисовали никогда.

Петух.

В нашем доме доля затей нет ни красок, ни кистей.

Что нам делать? Как нам быть? Как тебе нам подсобить?

Из-за домика, вдали, появляются дети в русских народных костюмах, с корзинами в руках. В корзинах угощения для лесных жителей.

Кот.

Чу, шаги я чьи-то слышу, сквозь кусты детишек вижу.

Вот так радость, вот удача! Вот удача из удач!

Поскорее вытри слезы, больше, Жихорка, не плачь!

В гости к нам идут друзья, побегу встречать их я.

Кот бежит навстречу детям, Жихарка и Петя остаются около домика.

 Петух.

В детский сад дети ходят, научились там всему:

Говорить, лепить, считать, песни петь и танцевать,

Заправлять свои постельки и, конечно, рисовать.

К домику подходят дети и с ними кот

1-й ребенок.

Навестить мы вас пришли и гостинцы принесли:

Пирожков, конфет, компота, кушайте кому охота.

С радостью вас угощаем и на игру приглашаем.

2-й ребенок.

Отчего не весел кот? Петя песен не поет?

Жихарка повесил нос? Расскажите, что стряслось.

Кот.

Злая, хитрая лиса нашу ложку унесла.

Ложечку точеную, ручку золоченую.

Петух (показывает гостям простую деревянную ложку)

Вот мы сделали простую, а украсить не смогли,

Он же просит расписную, хоть бы вы нам помогли.

Воспитатель.

 Вы, ребята, помогите, рисовать их научите,

Чудо-ложки распишите, им на память подарите,

Чтоб у жителей лесных, ложек не было простых,

Были б ложечки точеные, были б ручки золоченые.

3-й ребенок.

Вам не надо горевать, вас научим рисовать.

А пока давайте вместе песни петь и танцевать.

Дети встаю вокруг березки и водят хоровод по русскую народную песню « Во поле березка стояла».

4-й ребенок.

Надо взяться всем за дело, пока в доме не стемнело.

Чтоб умело рисовать, надо правила вам знать.

5-й ребенок.

Вы к мольбертам подойдите, не толкайтесь, не спешите,

Встаньте прямо, не сутультесь и кистями не балуйтесь.

Жихарка, кот и петух  подходят к мольбертам, берут хохломские ложки, рассматривают их и кладут на прежнее место.

6-й ребенок. (подходит к свободному мольберту и начинает обучать рисованию лесных жителей).

Хохломскую рассмотрите, кисти в краски опустите,

Опустите только ворс, да не пачкайте свой нос.

В хохломе важней всего

Завиток, веди его

Сверху вниз и закругли,

Тонкой линей веди.

 Шестой ребенок показывает лесным жителя, как надо рисовать завиток. Лесные жители рисуют каждый на своем шаблоне, приколотом к мольберту , элемент хохломской росписи завиток.

Седьмой ребенок обучает лесных жителей аккуратности в момент рисования.

7-й ребенок.

Краску лишнюю на кисти  очень долго не держи.

Чтоб не капнуло на листик, о край баночки сними.

8-й ребенок.

Кисть промой водою чистой, о салфетку промокни,

Набери зеленой краски  и трехлистник сотвори.

Нарисуй его веем ворсом, меж витками приложи,

А затем рисуй тычками россыпь ягод иль цветы.

Ребенок показывает примеры рисования кистью всем ворсом и рисование тычками.

Тихо звучит русская народная мелодия.

Все дети встают к своим мольбертам, рассматривают узоры на ложках. Затем берут шаблоны ложек и расписывают их хохломской росписью. Закончив рисование, отходят от мольбертов, давая работам подсохнуть.

9-й ребенок.

Милые друзья лесные, вот вам ложки расписные,

Для себя и для друзей, ваших дорогих гостей.

А к лисице мы пойдем и нору ее найдем,

Отберем все, что украла, а добра в норе немало.

Воспитатель. На этом сказочке – конец, А кто слушал, молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие во второй младшей группе: "Ложечка точеная - ручка золоченая", углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе

Открытое занятие «Ложечка точеная - ручка золоченая»,  углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе № 10 детского сада №115.Цель и задачи:1.     Обучение детей украшать...

"Ложечка точеная, ручка золоченая"

Презентация к интегрированному занятию "Ложечка точеная, ручка золоченая"...

Проект "Ложечка точеная - ручка золоченая".

В формате технологии блочно-тематического планирования любая образовательная область может быть представлена как в развернутом, так и в узком варианте её реализации в работе с детьми. В соответствии...

Образовательная деятельность "Ложечка точеная, ручка золоченая"

Данная работа направлена на развитие творческой и исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста....

Проек второй младшей группы "Ложечка точеная - ручка золоченая"

Содействовать развитию представления  у детей о столовых приборах. Знакомить с отличительными признаками и условных моделях ложки....

Краткосрочный проект "Ложечка точеная-ручка золоченая"

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они ча...

Проект "Ложечка-точеная, ручка- золоченая"

Консультация для педагогов ДОУ....