Путешествие по русским народным сказкам
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район
Конспект ОД
«Путешествие по русским народным сказкам»
Подготовительная группа
ОО «Речевое развитие»
Воспитатель Савельева Н.А.
Ст. Каневская
2015г.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: подготовительная
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Цель: Продолжать обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; закреплять знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Программное содержание
Образовательные задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Пополнить литературный багаж сказками, стихотворениями, загадками. Развивать умение выразительно пересказывать сказку. 2. Учить узнавать сказку по заданию (мнемотаблице). 3. Учить передавать структуру сказки с помощью мнемотаблиц.
Развивающие:
1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
2. Развивать умение действовать согласованно.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, (эмоциональность исполнения, естественность поведения).
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Предварительная работа: чтение сказок, лепка сказочных героев, работа с мнемотаблицами, рассматривание картинок с персонажами русских сказок, беседы: «Моя любимая сказка», «За что я люблю сказки». Настольные игры: «Путешествие по сказкам», «Сложи картинку (кубики по сказкам)», п/и «Волк и зайцы» и др.
Словарная работа: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Материалы и оборудование: : магнитофон, аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, презентация с мнемотаблицами по русским сказкам,
Ход НОД.
Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, любите вы русские народные сказки?
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. Почему они называются русскими народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Воспитатель: (читает отрывок стихотворения «В мире много сказок» Ю. Энтин)
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в сказочную страну, где мы встретимся с нашими любимыми русскими народными сказками. Вы согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики (дети садятся и под музыку из к/ф «Весёлые путешественники» отправляются в путь).
Много сказок есть на свете
Всей душой их любят дети
Известно всем давно
Побеждает в них добро
Забывать нам их нельзя.
Отправляемся мы в путь друзья
В чудо сказку – вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
Воспитатель: Вот ребята мы приехали с вами на первую станцию (на экране появляется мнемотаблица к сказке «Колобок»).
(слайд № 1)
На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. /Колобок/
Дети: Это сказка «Колобок». Воспитатель: А кто здесь главный герой? Дети: «Колобок» Воспитатель: От кого ушёл «Колобок» Дети: От дедушки и бабушки, от зайца и волка и от медведя. Воспитатель: А что же всё таки случилось с колобком? Дети: Его лиса обхитрила и съела. Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше в путь (звучит музыка из к/ф «Весёлые путешественники»). Вот ребята мы приехали с вами на следующую станцию (на экране появляется мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»).
(слайд № 2)
Воспитатель: Ой, а это что за сказка у нас?
Дети: «Курочка Ряба»
Воспитатель: Кто разбил яичко?
Дети: мышка.
Воспитатель: Хорошо, отправляемся дальше в путь (звучит музыка из к/ф «Весёлые путешественники»). Вот ребята мы приехали с вами на следующую станцию (на экране появляется мнемотаблица к сказке «Репка»)
(слайд № 3)
Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. /Репка/
Дети: «Репка»
Воспитатель: Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать? (рассматривание и работа по таблице слайд 3).
Дети: Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку и мышка за кошку.
Воспитатель: Путь у нас длинный, предлагаю вам выйти на сказочную поляну и поиграть немножко. /Дети строят круг/. Давайте представим, что мы с вами персонажи русских народных сказок.
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Воспитатель: Хорошо, присаживайтесь, отправляемся дальше в путь (звучит музыка из к/ф «Весёлые путешественники»). Ой, ребята, посмотрите, мы приехали с вами на волшебную станцию, на которой живут несколько сказок. (На экране появляется мнемотаблицы к сказкам: «Теремок»; «Волк и семеро козлят»; «Заячья избушка»; «Петушок и Бобовое зернышко»).
(слайд № 4)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на таблицы и скажите, какие сказки вам знакомы.
Дети: «Теремок»; «Волк и семеро козлят»; «Заячья избушка»; «Петушок и
Бобовое зернышко»
Воспитатель: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Дети: (индивидуальные ответы) Мышка Норушка, лягушка Квакушка, зайчик Побегайчик, лисичка Сестричка, волк Зубами щелк, а медведь теремок разломал.
Воспитатель: Настенька нам сейчас расскажет о сказке «Волк и семеро козлят».
Ребёнок: Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Воспитатель: «Петушок и бобовое зёрнышко» - об этой сказке нам расскажет Саша. Ребёнок: Петушок и бобовое зернышко - русская народная сказка о петушке, который торопился, когда кушал зернышки. Курочке приходилось ему постоянно говорить, чтобы он помедленнее клевал. Как и ожидалось, петушок однажды подавился бобовым зернышком, но курочка - его верный друг быстренько побежала к хозяйке за помощью, та её отправила к корове, корова - к хозяину, хозяин - к кузнецу. Всех обошла курочка и спасла петушка.
Воспитатель: Много мы с вами сказок знаем, а вот из какой сказки эти слова: «Как выскачу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам?»
Дети: Из русской народной сказки «Заячья избушка»
Воспитатель: А кто говорил эти слова?
Дети: Лиса
Воспитатель: Может кто-то нам расскажет об этой сказке?
Ребёнок: У лисы избушка ледяная, у зайца - лубяная. Весной избушка у лисы растаяла, и она хитростью выгнала зайчика из его жилья. Зайцу пытались безрезультатно помочь: собака, медведь, бык. Помог зайцу петух: выгнал лису, и они вдвоем (петух и заяц) стали жить в лубяной избе.
Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше в путь. Вот ребята мы приехали с вами на последнюю станцию (на экране появляется мнемотаблицы к сказкам «Три медведя»; «Маша и медведь», «Гуси - лебеди»).
(слайд № 5)
Воспитатель: Ну что, узнаёте эти сказки, только внимательно смотрите на таблицы.
Дети: «Три медведя»; «Маша и медведь», «Гуси - лебеди»
Воспитатель: Арина нам сейчас кратко расскажет содержание сказки, а вы ребята, слушайте внимательно и скажите нам, о какой сказке идёт речь. Ребёнок: У дедушки и бабушки в лесу заблудилась и пропала внучка Машенька. В лесу Маша нашла избушку, долго жила в ней с медведем. Машенька соскучилась по бабушке и дедушке, напекла пирожков, залезла в корзинку и наложила сверху пирожков, обхитрила медведя, с его помощью вернулась живая и здоровая домой, а медведя собака прогнала.
Дети: «Маша и медведь»
Воспитатель: Правильно, а теперь нам расскажет Вика следующую сказку.
Ребёнок: Родители оставили девочку приглядывать за младшим братцем, и ушли на работу. Она не усмотрела за братом, и его унесли гуси-лебеди к бабе-яге. Девочка пошла, вызволять брата, на пути ей встретились печка, яблоня, молочная река, они просили её о помощи, но она не кому не помогла. Пришла к бабе-яге. В избушке на курьей ножке жила мышка, она посоветовала девочке поскорей забрать братца и убежать - не то их баба-яга съест. Девочка с братом убежали в сторону дома, в пути им помогли укрыться от погони гусей-лебедей: молочная река кисельные берега, яблоня, печка, так как девочка им тоже помогла.
Ребёнок: У Алёнушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Дети: «Гуси - лебеди»
Ребёнок: Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети: «Три медведя»
Воспитатель: Очень много мы сегодня с вами путешествовали по сказкам, на этом наше путешествие окончено. Скажите мне, ребята, какие сказки мы сегодня посетили?
Дети (индивидуально): «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Гуси - лебеди», «Заячья избушка», «Теремок»; «Волк и семеро козлят», «Петушок и Бобовое зернышко».
Воспитатель: В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
(Воспитатель дарит детям книжки – раскраски по русским народным сказкам.)
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговое занятие для детей младшего возраста на тему: "Путешествие по русским народным сказкам"
Данное занятие проводится во второй половине учебного года, когда была организована работа по изучению русских народных сказок, можно данный материал использовать и проводить в виде КВНа. Предварите...
Интегрированное занятие: Развитие речи-социальный мир "Путешествие в русскую народную сказку"
В этом конспекте занятия закрепляются знания о старинном русском быте....
Досуг в подготовительной группе. "Путешествие по русским народным сказкам"
Досуг в подготовительной группеТема: «Путешествие по русским народным сказкам» ВоспитательМБДОУ №3 «Тополёк»ст. ФастовецкойШлык Н.Н. Цели:- закрепить знания дет...
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...
«Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Формировать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации....