Первый год жизни - подготовительный этап развития речи детей
статья по развитию речи
Первый год жизни – это подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребёнка: в этот период формируются голосовые реакции и речевой слух. В плане речевого развития первый год жизни ребёнка можно назвать «стадией крика и лепета», но не смотря на то, что крик и лепет лишены функции речи, именно во время этого периода и происходит подготовка к овладению речью. Особенно восприимчив малыш первого года жизни к интонации и ритму. Установлено, что ребёнок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определённой последовательности. Лепет детей живущих в разных странах отличается друг от друга. Это связанно с типологическими различиями языков. В данный период ребёнок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха. В связи с этим данный период очень важен: он является подготовительным для всего последующего речевого развития. Во время него происходит подготовка к овладению речью. А теперь подробнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_6.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Первый год жизни - подготовительный этап развития речи детей».
Развитие речи детей в раннем возрасте делится на два периода, тесно связанных друг с другом: подготовительный период и период оформления самостоятельной речи.
Первый год жизни – это подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребёнка: в этот период формируются голосовые реакции и речевой слух. В плане речевого развития первый год жизни ребёнка можно назвать «стадией крика и лепета», но не смотря на то, что крик и лепет лишены функции речи, именно во время этого периода и происходит подготовка к овладению речью. Особенно восприимчив малыш первого года жизни к интонации и ритму. Установлено, что ребёнок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определённой последовательности. Лепет детей живущих в разных странах отличается друг от друга. Это связанно с типологическими различиями языков. В данный период ребёнок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха. В связи с этим данный период очень важен: он является подготовительным для всего последующего речевого развития. Во время него происходит подготовка к овладению речью. А теперь подробнее.
Период первого года жизни можно разделить на несколько этапов. В процессе первого этапа, характеризующимся младенческим криком и звуками (до 1,5-2 месяцев). Во время крика происходит форсирование голоса и звуки получаются напряженными. Напряжение передаётся и в голосовой аппарат, а в частности отмечается напряжение нижней челюсти. Таким образом, с криком начинается развитие тонких и разнообразных движений голосового аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Первая голосовая активность ребенка проявляется именно как крик. Оценка крика ребёнка имеет важное диагностическое значение. По характеру крика в младенческом возраст можно выявить детей, у которых в дальнейшем будут диагностированы расстройства речи. Хотелось бы отметить немаловажное значение слуха, так как слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью. Прежде всего от состояния слуха зависят возможность возникновения и дальнейшее развитие речи. Одно из самых негативных последствий имеет снижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи, так как оно приводит к общему недоразвитию речи. Отсутствие речевого общения приводит не только к тому что подражание речи не развивается, но так же происходит не доразвитие психических процессов. Зрение в данный период имеет существенное значение в развитии речи. Зрячий новорождённый ребёнок внимательно следит за движением языка, губ говорящего, пытается имитировать их.
Второй этап речевого развития характеризуется появлением гуления и смеха (с 2 до 5-6 месяцев). Во время гуления ребёнок прислушивается к собственному голосу и тормозит все свои движения. Именно благодаря этому образуются первые условные связи между слуховыми и артикуляционными действиями, формируется подражание собственным звукам. Крик к этому времени становится интонационно выразительным. Появляются отчётливые голосовые модуляции, исчезают примитивные звуки и кряхтения. Гуление проявляется в виде первых диалогов между матерью и ребёнком.
Третий этап характеризуется появлением лепета (с 5-6 до 9-10 месяцев). В лепете начинают улавливаться звуки, свойственные словам родного языка. В дальнейшем на данном этапе малыш использует лепет как средство общения, а голосовые реакции- для привлечения внимания окружающих. Лепет малыша необходимо поддерживать, так как многократное повторение одного и того же слога (определённого движения) ведёт к закреплению двигательного навыка.
Повторяя одни и те же сочетания многократно ребёнок начинает руководствоваться слухом. Это приводит его к способности подражать чужой слышимой им речи. Лепет способствует появлению у ребёнка таких элементов произносительной речи, которые потом используются в усваиваемой речи ребёнка. Отсутствие или рудиментарность лепета на данном этапе являются одним симптомов риска речевых нарушений.
Четвёртый этап характеризуется появлением лепетных слов (с10 месяцев до года). Возникает диалог между ребёнком и взрослым, малыш стремится к эмоциональному речевому контакту, возникает общение на основе предметно-действенных средств. Малыш, модулируя слог, может не только играть (лепетать), а вкладывать в него определённый смысл. Чаще всего к концу данного этапа начинается формирование словаря малыша. Появление первых слов совпадает по времени с началом употребления первых предложений. Аморфное слово-это первое предложение в жизни малыша.
Поскольку речь не является врожденной способностью человека, то для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств ребенка - зрение, обоняние, осязание, вкус - были также достаточно развиты. Очень большое значение имеет окружающая среда. Необходимо, чтобы ребенок получал новые яркие впечатления, надо создать такую обстановку вокруг малыша, которая бы максимально способствовала развитию движений и речи, а не задерживала его физическое и психическое развитие. Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, правильной. Родители, которые уделили достаточно времени раннему развитию речи малыша, когда ему еще не было и года, и активно занимались с ним, закладывая "речевой фундамент", имеют намного больше шансов на успех. Ребенок, достаточно воспринимавший правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 12-18 месяцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аттестационная работа на тему: «Возрастные этапы развития речи детей раннего возраста»
В Аттестационной работе были рассмотрены теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста, а также практические аспекты. Обобщение опыта в ДОУ....
Этапы развития речи детей дошкольного возраста
В консультации раскрыты этапы формирования речи в соответствии с возрастной нормой. Материал полезен логопедам, воспитателям, родителям....
Ранний этап развития речи детей
Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции». Учитель-логопед МБДО...
Ранний этап развития речи детей
Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции». Учитель-логопед МБДО...
Почему первый год жизни называют подготовительным этапом развития речи детей раннего возраста.
Первый год жизни – это подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребёнка....
Почему первый год жизни называют подготовительным этапом развития речи?
Родители, которые уделяли достаточно времени раннему развитию речи малыша, когда ему еще не было и года, и активно занимались с ним, закладывая "речевой фундамент", имеют намного больше шансов на...
Почему первый год жизни называют подготовительным этапом развития речи детей.
Развитие речи детей в раннем возрасте делится на два периода, тесно связанных друг с другом: подготовительный период и период оформления самостоятельной речи....