Ранний этап развития речи детей
учебно-методический материал по логопедии на тему
Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции».
Учитель-логопед МБДОУ «детский сад №14» Чашина Л.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 55 КБ |
master-klass.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранний этап развития речи детей
(консультация для родителей), учитель-логопед Чашина Л.В.
В нашем детском саду функционируют группы детей от 2-3 лет, где есть дети с речевыми нарушениями.
Непростая задача убедить родителей в том, что ребёнок 2-3 лет, общающийся только с помощью жестов и отдельных неопределённых по артикуляции звуков (в лучшем случае звукоподражаний), - это не нормально. Подавляющее большинство мам и пап считают, что стоит только ребёнку поступить в детский сад и он заговорит сам, без посторонней помощи.
Все родители желают, чтобы их малыш родился здоровым, развивался в соответствии с возрастом, вовремя начал сидеть, ходить, говорить.
Как же на ранних этапах распознать, есть ли у ребёнка риск отставания в речевом развитии?
Прекрасно, когда у родителей, ведущих здоровый образ жизни, рождается здоровый малыш – желанный, любимый, когда он становится смыслом жизни и общение с ним необходимо, как воздух. Скорее всего, такой ребёнок будет нормально развиваться и заговорит вовремя, став ещё более желанным собеседником для близких.
К сожалению, такая картина складывается не всегда! Здоровье родителей, образ жизни многих из них оставляет желать лучшего. Если мама во время беременности перенесла инфекционное заболевание, употребляла алкоголь или никотин, испытывала токсикоз или роды были осложнены, то у родившегося малыша очень вероятен риск отставания в речевом развитии, и распознать его можно на самых ранних этапах.
Если в 2-2,5 месяцев ваш малыш реагирует на вашу улыбку, голос комплексом оживления (машет ручками и ножками, улыбается), вы можете с удовлетворением отметить: «Какое счастье! Мой малыш меня видит, он меня слышит и понимает!»
В 3-5 месяцев ребёнок начинает издавать звуки, похожие на воркование голубя. Эта предпосылка речи так и называется – «гуление». И если ваш малыш «ворковал», «гулил» - это тоже хороший знак.
В 6-8 месяцев дети начинают неосознанно повторять различные звуки и слоги, как бы разговаривая сами с собой: па-па-па, ба-ба, мамм-а. Этот период формирования речи называется «лепет», т.е. голосовые реакции выделяются из общего комплекса оживления, становятся активной формой общения ребёнка с окружающими. Используя их для выражения своих желаний, ребёнок заставляет взрослых обратить на него внимание.
К 1 году «лепет» плавно переходит в отдельные слова, которые ребёнок произносит осознанно: мама, папа, дай, на, ещё, пить. Вспомните, что умел говорил в год ваш малыш?
К 1,5 годам словарь расширяется и достигает 20-50 слов. В основном, это имена близких людей, названия предметов.
К 2 годам происходит словарный «взрыв» - дети используют глаголы и прилагательные, т. е. называют действия и признаки предметов. Ребёнок употребляет уже до 100 слов.
К 2,5 годам бурно развивается фразовая речь – ребёнок может строить предложения из двух-трёх слов.
К 3 годам словарный запас составляет от 300 до 1000 слов. Ребёнок использует предложения из трёх-четырёх слов, называет своё имя, пол, возраст, понимает значение простых глаголов и предлогов.
Вышесказанное можно оформить таблицей, в которой вы отметите, что и в каком возрасте умел делать и говорить ваш малыш. Каждую горизонтальную графу условно назовём возрастным периодом. Если какой-то период предпосылок речевого развития выпадает – поставьте прочерк.
Возраст | Развитие речи в норме | Формирование речи малыша |
2 мес. | Комплекс оживления, отдельные звуки, неопределённые по артикуляции | |
3-4 мес. | Гуление | |
6-8 мес. | Лепет | |
1 год | Первые слова (5-10) | |
1 г. 6 м. | 20-50 слов | |
2 года | До 100 слов. Фраза из двух слов | |
2 г. 6 м. | Фраза из двух-четырёх слов | |
3 года | От 300 до 1000 слов. Распространенные предложения |
Если малыш отстаёт более чем на один возрастной период, это должно вас насторожить. Необходимо срочно обратиться к логопеду для обследования ребёнка, который наметит план коррекционных мероприятий для нормального речевого развития.
Многие родители допускают ошибку, считая, что ребёнок научится говорить сам, что «он ещё маленький, вот подрастёт, тогда…». И пропускают самое благодатное время. Особенно неблагоприятным фактором является лишение ребёнка эмоционального общения, недостаточное удовлетворение его потребностей в ласке, теплоте, любви.
Подобная ситуация часто складывается в неблагополучных семьях. Если до года ребёнок редко слышит обращённую к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении, он начинает говорить гораздо позже и усвоение языка идёт у него с большим трудом. Общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, побуждайте его к ответной речи, и в награду вы получите маленького человечка, смешно коверкающего звуки и слова, но зато такого интересного собеседника! Как гласит народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое».
Помните, возможность развиваться не остаётся неизменной. Именно в первые 3 года ребёнок овладевает навыками, которые будет потом использовать на протяжении всей жизни. С годами же возможности эффективного развития постепенно угасают.
Нельзя забывать: чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отсутствие речевого развития, начавшееся в раннем детстве и вовремя неисправленное, может привести к значительной задержке умственного развития.
Вот почему надо начинать учить малыша говорить как можно раньше! Первые годы жизни – самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды, плоды, которые при всём желании нельзя вырастить позже. Главное – не опоздать!
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: « Воспитание правильного произношения у дошкольников средствами художественной литературы».
Учителя-логопеда Чашиной Любовь Викторовны
на 2013-2014 учебный год.
Сроки | Форма работы | Форма отчетности |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Май |
1.Познакомиться с литературой в периодической печати.
|
Подборка информации, печатный вариант. Папка-передвижка. Выставка. Конспект, протокол. Информация Фотоальбом уголка. Информация. Фото детей. |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции».
Учитель-логопед МБДОУ «детский сад №14» Чашина Л.В.
Коммуникативная компетенция – способность налаживать общение с окружающими людьми при помощи речевых и неречевых средств языка. Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка одна из важных задач моей работы.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он понятно выражает свои мысли и желания, задаёт вопросы, договаривается со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.
В 6-7 лет, а иногда и раньше, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые – раздражительными.
Наша задача устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели речью, говорили правильно и красиво.
В семье ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и дети, и взрослые. Чем раньше (по мере возрастных возможностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в дошкольном и школьном коллективе.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и родители и педагоги. Наша цель – помочь им в решении этой задачи.
- Игры для выработки чёткой дикции (у младших дошкольников)
«Автомобили» (для детей 3 лет)
Воспитатель предлагает детям поиграть в «автомобили». Дети выстраиваются друг за другом, воспитатель впереди. Воспитатель громко, отчётливо гудит: «би – би – би». Вся колонна движется несколько раз вокруг комнаты, сопровождая движение языка, громкими гудками. Методические указания. Игра даётся в первые две-три недели пребывания детей в детском саду, когда они ещё не привыкли к более сложным коллективным действиям. Игра повторяется несколько раз; при третьем-четвёртом повторении можно предложить детям гудеть тихо и громко. Во время игры воспитатель следит за гудением детей и сам всё время гудит.
«Гуси» (для детей 3-4 лет)
Воспитатель стульями или чертой отмечает дом для гусей. Дети – гуси в доме. Воспитатель зовёт гусей: «Гуси, гуси». Дети отвечают: «Га-га-га!» Воспитатель спрашивает: «Есть хотите?» Дети: «Да-да-да». Воспитатель: «Ну идите травку щипать». Гуси выбегают из дома, щиплют травку и гогочут: «Га-га-га!». На зов воспитателя: «Белые гуси, скорее домой, серый волк под горой» - гуси, продолжая гоготать, бегут в дом. Методические указания. Следить, чтобы гуси громко, чётко отвечали «Га-га-га» и «Да-да-да» и гоготали, гуляя по лужайке. Воспитатель вместе с детьми громко произносит указанные звукосочетания. Игра проводится несколько раз.
«Чей домик?» (для детей 3-4 лет)
Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала 2, потом 3, 4, 5). Каждая группа имеет сой домик и изображает какое-либо домашнее животное или птицу. Воспитатель с каждой группой повторяет звуки, издаваемые тем животным, которое изображают дети. Затем воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и спрашивает: «Тук, тук, кто в этом домике живёт?» Дети отвечают примерно так: «Му-му-у, бе-е, бе-е, вау-вау, мяу-мчу, и-го-го» или. «Га-га, ко-ко, пи-пи-пи» и т.п. Воспитатель по голосу угадывает: «Здесь коровы живут», «Здесь овечки» и т.п. Если животные плохо подают голос, воспитатель заставляет их ясно, чётко повторить, чтобы сразу можно было узнать, чей домик. Игра может повторяться многократно, так как в ней постепенно увеличивается количество домиков и дети меняются ролями. Позже угадывать может один из детей. Ребёнок уходит в другую комнату; воспитатель называет, кто в каком домике будет жить. Угадывающий ребёнок возвращается, стучит в домик и по голосам животных узнаёт, чей дом.
«Поезд» (для детей 3-4 лет)
Упражнения в чётком произношении звуков
Воспитатель предлагает детям поиграть в «поезд», поехать в город, объясняет, что все дети будут вагоны, а она – паровоз. «Все будут стучать: тук-тук-тук». Воспитатель говорит стихотворение «Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут. А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук». Затем она ещё раз напоминает, как будут стучать колёса. Дети становятся в колонну за воспитателем и мерно двигаются (одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колёс), приговаривая: «Тук-тук-тук» или «Ту-ту-ту». Обойдя один, два раза комнату, делают остановку. Один ребёнок чинит вагоны: постукивает палочкой (по подмёткам детских ботиночек) и проговаривает: «Тук-тук-тук». Паровоз даёт гудок: «У-у-у!» - и поезд опять отправляется в путь. После двух-трёх повторений паровозом назначается один из детей и вводится должность дежурного по станции, который даёт сигнал к отправлению. Методические указания. Игра с простым речевым материалом, но более сложная по организации даётся после того, как дети привыкнут к коллективным играм. Необходимо следить, чтобы дети сопровождали движения соответствующими звукоподражаниями. Воспитатель, дав в начале игры чёткий образец, и после , по ходу игры, громко произносит те или иные звукосочетания. Особое внимание надо обратить на детей с общим смягчением речи и чаще выделять их для роли паровоза, рабочего. Воспитатель вместе с таким ребёнком произносит необходимые звукосочетания. Предлагает послушать, как она говорит, и повторить за ней. После того как группа достаточно овладела чётким произношением более простых звуков, воспитатель переходит к упражнению детей в произношении шипящих.
«Эхо» (для детей 3-5 лет)
Дети становятся в два ряда друг против друга у противоположных стен. Одна группа громко произносит: «А», вторая эхом тихо отзывается: «А». Потом группы меняются ролями. Так проговариваются все гласные звуки. Можно давать и сдвоенные гласные: ау, уа и т.д.
- Артикуляционная гимнастика. (на закрепление мышц речевого аппарата – губ, языка и подготовительные упражнения для усвоения звуков).
- «Качели» - рот широко открыт, вынуть язык изо рта, поднять его вверх, затем опустить. Выполнять – 10-15 раз;
- «Часики» - перемещать узкий и длинный язык из одного уголка рта в другой. Воспитатель при этом говорит: «Тик-так!» Выполнять – 10-15 раз;
- «Киска лакает молоко» - рот широко открыт, вынуть язык изо рта, затем поднять его вертикально, убрать в рот. Выполнять – 10-15 раз;
«Киска облизывается» - рот широко открыт, облизать верхнюю губу, затем нижнюю, убрать язык в рот. Выполнять – 5-10 раз;
- «Грибок» - рот широко открыт. Язык присосать к верхнему нёбу – удерживать на счёт;
- «Лошадка» - присосать язык к нёбу и прищёлкнуть . Выполнять 10-15 раз;
- «Улыбка» - удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены. Воспитатель считает: «один, два, три…» и т.д;
- «Дудочка» - вытягивание губ вперёд трубочкой, зубы сомкнуты 10-15 раз;
- Чередование губ в улыбке и трубочкой – 10-15 раз;
- Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки – 10-15 раз;
- «Заборчик» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы – 10-15 раз;
- «Чистим зубки» - улыбнутся, открыть рот, кончиком языка сначала с внутренней, затем с внешней стороны поочерёдно «почистить» зубы – 10-15 раз;
- «Птенчики» - рот широко открыт, язык спокойно лежит в «постельке»;
- «Лопаточка» - рот открыт, широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе;
- «Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- Угадывание звуков по артикуляции (для детей 4-6 лет).
Воспитатель беззвучно произносит звук – а, дети должны угадать произносимый ею звук и также, подражая её артикуляции, громко назвать этот звук. Так прорабатывается артикуляция всех гласных и части согласных звуков: ш, с, м и др.
- Игры для развития дыхания при произношении шипящих и свистящих звуков.
- Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек.
Воспитатель предлагает детям поочерёдно дуть на лёгкие игрушки,
находящихся в тазу. Дуть надо сильно, чтобы кораблик поплыл далеко.
Воспитатель показывает, как надо дуть, чтобы получилась, сильная и
прямо направленная струя воздуха.
- Сильно дуть на воду до образования брызг (для старших детей).
- Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе. Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгкие бумажные птички, бабочки. Со словами «Кыш..ш..ш, полетели!» - сильно дунуть. Птички, бабочки взлетают вверх.
- «Футбол» - подуть на кусочек ваты так, чтобы он закатился в «воротики».
- Пускание мыльных пузырей.
- Игры для упражнения детей в произношении шипящих звуков.
«Кот на крыше» (для детей 3 лет).
На стуле с закрытыми глазами сидит один из играющих – кот. Группа детей изображает мышек. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса: «Тише, мыши, тише, мыши. Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка, берегись. И коту не попадись». После этих слов кот просыпается, говорит «мяу» внезапно выскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда кот не имеет права забегать. Игру можно повторить, пока все мышки, кроме одной, не будут переловлены. Последняя, не пойманная, становится котом, и игра начинается сначала.
«Чижик» (для детей 3 лет).
Группа детей – чижики. Они занимают часть площадки, которая является клеткой. Другая часть площадки свободна. Воспитатель говорит: «Чижик в клетке сидел. Чижик в клетке громко пел: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, я на волю улечу»». После этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части площадки, произнося слова: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, я на волю улечу». Показывается кошка (ребёнок или воспитатель), и чижики снова летят в свою клетку. Кошка ловит чижиков. Игра повторяется несколько раз.
«Иди сюда!» (для детей 3-4 лет).
Играющий стоит на одной стороне площадки и зовет детей, стоящих на противоположной стороне. «Миша, иди сюда, я нашёл ромашку!». Названный по имени ребёнок бежит к зовущему и в свою очередь зовет следующего: «Женя, иди сюда, я нашёл ёжика! (и т.д.)
«Точильщики» (для детей 3-4 лет).
Часть детей – точильщики. Они ходят и говорят: «Точим ножи, ножницы! Бритвы, ножи, ножички!» Становятся у стульчиков (точильный станок). К точильщикам подходят дети: «Поточите ножик (или ножницы)». Точильщики делают движения, как будто точат, и приговаривают: «Жжж…ж..ж!» Игра повторяется с небольшой группой детей, когда остальные заняты другими играми.
«Поезд» (для детей 3-4 лет).
Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда – паровоз (воспитатель или ребёнок). Поезд отправляется под слова: «По-шёл, по-шёл, по-шёл». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место), и дети говорят: «При-шёл, при-шёл, при-шёл» (замедленно: «Ш, ш, ш…» - выпустил пар). Затем даётся звонок, свисток – и движение возобновляется. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов и др. В игре обязательно должны участвовать дети, правильно произносящие шипящие, и сам воспитатель. Можно усложнить игру – дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки «шу, шу, шу» (быстро), товарный – «чу, чу, чу» (медленно). Можно ввести стрелочки, чтобы поезда не сталкивались, организовать разгрузку товаров.
«Пчёлы» (для детей 3-5 лет).
Посередине комнаты отгораживают чертой – улей. Все дети - пчёлы. Один – медведь. Он прячется от пчёл. Пчёлы сидят в улье и хором говорят: «Пчёлки в улье сидят и в окошко глядят. Полететь все захотели, друг за дружкой полетели: Ж-ж-ж-ж-ж!» С жужжанием они разлетаются по комнате, машут крылышками, подлетают к цветам, пьют сок. Внезапно появляется медведь, он стремиться попасть в улей за мёдом. Пчёлы с жужжанием летят к улью. Хватаются за руки, окружая улей, стараются не пропустить медведя. Если это не удаётся, то выбирается новый медведь. Если медведь прорвался в улей, он выбирает себе помощника, и игра возобновляется с двумя медведями. С детьми трёх лет можно проводить более простой вариант игры. Дети – пчёлы по сигналу воспитателя с жужжанием вылетают из улья, летают по лугу, садятся на цветочки, а по сигналу воспитателя «Пчёлы домой!» летят обратно в улей.
«Теремок» (для детей 3-5 лет).
Дети становятся в кружок. Посередине круга ставятся стулья – теремок. К теремку по очереди подбегают звери. Первой подбегает мышка-норушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в теремочке живёт?» Никто ей не отвечает, мышка-норушка влезает в теремок и остаётся в нём жить. Второй скачет лягушка-квакушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живёт?» Ей отвечает мышка-норушка: «Я мышка-норушка, а ты кто?» - «Я лягушка-квакушка». – «Иди ко мне жить» Третьим бежит зайка-трусишка и спрашивает: «Терем теремок, кто в тереме живёт?» - «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, а ты кто?» - «Я зайка-трусишка». – «Иди к нам жить». Четвёртой бежит лисичка-сестричка. Подбегает к теремку и спрашивает: «Терем теремок, кто в тереме живёт?» Ей отвечают: «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-трусишка, а ты кто?» - «Я лисичка-сестричка». – «Иди к нам жить». Пятым идёт к ним мишка-медведь и спрашивает: «Терем теремок, кто в тереме живёт?» - «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-трусишка, я лисичка-сестричка, а ты кто?» - «Я мишка-медведь всех вас давиш». При этих словах он обхватывает руками теремок, а все звери разбегаются в разные стороны. На этом игра кончается. Примечание. Чтобы вызвать большой интерес детей к этой игре, предложите им шапки-маски зверей. При повторной игре роли меняются. Дети, стоящие в кругу могут в промежутках между появлением новых зверей петь: «Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок. Как по полю, полю, мышка бежит. К теремку она подходит и стучит».
«Пильщики» (для детей 5 лет).
Дети стоятся парами друг против друга потом каждые двое детей подают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперёд, произнося при этом слова: «Завизжала пила, зажужжала, как пчела. Ж-ж-ж-ж… Треснула и стала, начинай сначала!» после слов «треснула и стала» дети разрывают руки, изображая сломанную пилу. Материалом для пилки могут служить разные предметы, которые дети ставят перед собой, например кусок фанеры, брусок или дощечка. Можно использовать строительный материал. Можно ввести рабочего, который приходит чинить пилы; он соединяет руки каждой пары вместе, и игра продолжается.
«Угадай» (для детей 5 лет)
Один ребёнок говорит: «Здравствуйте, дети. Где вы бывали, что вы видали?» Дети отвечают: «Что мы видели – не скажем, А что делали – покажем». Дети показывают какое-нибудь действие – моют руки, лицо, играют на гармошке, бегут, как лошадки. Спрашиваемый должен отгадать изображаемое действие, потом на его место становится следующий.
«Коршун» (для детей 5-6 лет)
Один из играющих – коршун, он, наклонившись к земле, роет ямочку. К коршуну подходит наседка с цыплятами, которые держат друг друга за талию или за платье. Между коршуном и наседкой происходит разговор. Наседка: «Коршун, коршун, что ты делаешь?» Коршун: «Ямочку копаю». Наседка: «Что в ней ищешь?» Коршун: «Камешек» Наседка: «Зачем тебе камешек?» Наседка: «Чтобы носик точить». Наседка: «Зачем тебе носик точить?» Коршун: «Чтобы твоих детушек клевать». При словах «детушек клевать» коршун бросается на цыплят, цыплята убегают в курятник (специально отгороженное место), коршун за ними гонится, а курица их защищает, и все, кроме коршуна, кричат: «Кыш, кыш, злой коршун!» Игра может продолжаться, пока коршун не поймает всех цыплят.
«Солнечные зайчики» (для детей 5-6 лет)
Один из детей пускает небольшим зеркалом солнечные зайчики на стену и говорит: «Солнечные зайчики играют на солнце. Помани их пальчиком – Пусть бегут к тебе!» Затем он предлагает: «Ловите зайчика!» Дети бегут и пытаются поймать ускользнувшего у них из-под рук зайчика.
- Игры для упражнения детей в произношении звука – Р
«Лошадки» (для детей 3 лет)
Лошадки (несколько детей) стоят в колонне (отгороженном месте). Часть детей – кучера приходят запрягать лошадок, надевают вожжи. Воспитатель раздвигает два стульчика – ворота. Кучера произносят на распев: «Стук, хлоп, тра-та-та, растворились ворота, растворились ворота, выезжаем со двора! Но! Поехали!» Выезжают в ворота, едут по кругу. Лошадки щёлкают язычком, изображая топот копыт: «Цок-цок-цок». Кучера прикрикивают: «Но!..», «Тпру!...» По сиглалу воспитателя (взмах флажка) лошадки и кучера едут в конюшню. Для разнообразия лошадок можно поить, кормить. Примечание. Щелкание языком – хорошее подготовительное упражнение для усвоения звука – Р.
«Волк» (для детей 3 лет)
Дети приходят в лес за ягодами. Подходят близко к месту, где сидит волк, и, делая вид, что, собирают ягоды, говорят: «Беру, беру ягоду красную смородину. Серому волку не дам ничего». Волк рычит и гонится за детьми. Дети бегут домой. Потом игра возобновляется. Волка можно каждый раз выбирать другого.
«Карусель» (для детей 5 лет)
На полу раскладывается в виде кольца связанная длинная верёвка. Дети подходят к ней, поднимают её с пола и берутся за неё правой или левой рукой (как скажет воспитатель). Затем дети идут по кругу со словами: «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели, а потом кругом, кругом – всё бегом, бегом, бегом». Сначала дети двигаются медленно, а после слова «бегом» начинают бегать. Во время бега воспитатель несколько раз повторяет слово «побежали». На слове «поворот» дети быстро поворачиваются, перехватывают верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону. Затем дети говорят: «тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз и два, раз и два – вот и кончилась игра». Движение карусели постепенно замедляется. С последними словами дети кладут верёвку на пол. По окончании игры дети разбегаются по залу, а по звонку спешат снова на карусель.
«Магазин» (для детей 5 лет)
Для этой игры подбираются специальные картинки, изображающие овощи, фрукты, ягоды и т.д. одна группа детей – продавцы, у них на столах разложены овощи и фрукты. Другая группа – покупатели. Покупатели с сумками подходят к продавцам и просят дать то, что им надо. Закупив все имеющиеся товары, покупатели уходят готовить дома обед, а продавцы привозят новые товары.
«Кони» (для детей 5 лет)
Зал или площадка делятся чертой на две части. В одной половине стоят в ряд дети – кони. В другой половине тоже в ряд стоят конюхи, одна шеренга против другой. Кони, взявшись за руки, подходят к черте, говорят: «Та-ра-ра, та-ра-ра, ушли кони со двора!» и останавливаются у черты. Конюхи идут им на встречу и говорят: «А колхозники поймали и покрепче привязали.» После слов «покрепче привязали» кони разбегаются и цокают (щелканье языком), а конюхи их ловят и уводят во двор 9отгороденное место). Когда всех коней переловят, роли меняются. Дети изображающие коней, пока их не поймали, должны всё время – цокать: «Цок-цок-цок».
«Вороны» (для детей 5-6 лет)
Часть детей становятся в кружок вокруг стула и говорят: «Возле ёлочки зелёной скачут, каркают вороны». Дети, изображающие ворон, прыгают вокруг стола (изображающего ёлку) и кричат: «Кар-кар! Кар-кар!» Хоровод продолжается: «Из-за корочки подрались, во всё горло разорались». Вороны: « Кар-кар! Кар-кар!» Хоровод: «Вот собаки прибегают, и вороны улетают». В это время часть детей, изображающая собак, вбегает в круг. Вороны с криком: «Кар-кар!» разлетаются. А собаки гонятся за ними, лают, пытаются поймать. Пойманные становятся в круг. Игра продолжается, пока все вороны не будут пойманы. Тогда дети меняются ролями, и игра возобновляется.
«Рыбки» (для детей 5-6 лет)
Один из играющих сидит на стуле, он рыбка, в руках у него удочка, вместо крючка на конце сделана из ленточки петля. Остальные дети – рыбки. Рыбки подходят к рыбаку и говорят: «Рыбак, рыбачёк, поймай меня на крючок». Рыбак ловит рыбок; считаются пойманными те, которых он, сидя на месте, успел коснуться крючкам. Рыбак может ловить только после окончания стишка. Дети тоже не имеют права убегать раньше. Игра продолжается, пока все рыбки не будут пойманы.
«У медведя во бору» 9для детей 5-6 лет)
Дети подходят гурьбой к месту, где находится медведь, которого изображает один ребёнок, и говорят: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». После этих слов медведь бросается ловить детей, а они убегают в дом (заранее отведённое место). Воспитатель следит, чтобы дети не убегали раньше, чем скажут всё стихотворение, а медведь не гнался бы за ними раньше последних слов.
«Оркестр» (для детей 5-6 лет)
Игра на развитие слухового внимания, фонематического слуха и для упражнения звука – Р. Проводится с детьми, которые в большинстве произносят звук – Р, но для которых требуется его закрепление. Дети рассаживаются в виде буквы «П». Одна группа детей – трубачи, другая – барабанщики, третья – скрипачи. Воспитатель – дирижёр. Она объясняет детям правила игры: показывает каждой группе имитационные движения игры на барабане, скрипке, трубе (трубачи должны руки держать дальше от губ, чтобы не заглушать свои голоса). Предлагает каждой группе (в отдельности) вместе с ней спеть знакомый мотив без слов слогами: ру-ру-ру (для трубачей), ра-ра-ра (для барабанщиков), ри-ри-ри (для скрипачей). Поупражняв каждую группу отдельно, воспитатель начинает дирижировать. Поёт только та группа, на которую она указывает палочкой. Дети должны внимательно следить за её указаниями. Когда воспитательница взмахивает обеими руками, играют все вместе, стараясь не сбиться. Оркестр играет 3-4 песенки. Затем воспитатель вызывает 3-4 детей и предлагает им тихонько сговориться, задумать какую-либо песенку и проиграть её на любом инструменте (звуками – ри, ра, ру). Остальные дети угадывают. После нескольких таких музыкальных загадок игра заканчивается.
- Игры для упражнения в произношении звука – Л
«Воробушек» (хороводная игра для детей 3-5 лет)
Дети становятся в круг. Посередине круга сидит ребёнок – воробушек. Дети поют: «У воробушка головушка болела. Ох, как болела, ох как болела!» При этих словах воробушек берётся обеими руками за голову и качает ею, показывая, как у него очень болит голова. Дети: «У воробушка спинушка болела. Ох, как болела, ох как болела!» Воробушек держится руками за спину и тоже раскачивается. Дети: «У воробушка рученька болела. Ох, как болела, ох как болела!» Воробушек берёт одну руку в другую и качает больную руку. Дети: «У воробушка ноженька болела. Ох, как болела, ох как болела!» Воробушек встаёт и разглаживает рукой больную ногу. Дети: «Уж как стал воробушек приседать. Ох, приседать, ох приседать!» Воробей приседает. Дети: «Захотел воробей поплясать. Ну, поплясать, ну поплясать!» Стоящие в кругу хлопают в ладоши, и воробей пляшет.
«Кто плавает» (для детей 5-6 лет)
Дети сидят или стоят в кругу. Воспитатель (или один из детей) называет одно за другим какие-нибудь живые существа или вещи, при этом поднимает руку. Если она назовёт что-либо плавающее, дети поднимают вместе с ней руки вверх и говорят: «Плавает». Воспитатель: «Рыба плавает?» Все: «Плавает» Воспитатель: «Утка плавает?» Все: «Плавает» Когда водящий называет предмет, то дети рук не поднимают и говорят: «Нет» Ребёнок допустивший ошибку, читает стишок по указанию воспитателя (желательно стихотворения для автоматизации звука Л)
- Игры для упражнения в произношении звуков З и С
«Коза рогатая» (для детей 3-5 лет)
Чертой (стульчиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хором говорят: «Идёт коза рогатая, идёт коза бородатая.
Ножками топ, глазками хлоп. Ой, забодает, забодает». Коза, сделав рога из пальцев, бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!» дети прячутся в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы.
«Зайка» (хороводная игра для младших детей)
Дети становятся в круг, держась за руки. Посередине круга сидит грустный зайка. Дети поют: «Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи. Получи и попляши!» Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
«Заинька» (хороводная игра для маленьких детей)
Дети образуют круг. Один из играющих – заинька. Он пока стоит вне круга – сада. Дети поют песенку и хлопают в ладоши: «Заинька, прыгни в садик. Серенький, прыгни в садик. Вот так, прыгни в садик! Вот так, прыгни в садик! Заинька прыгает в садик. Дети: «Заинька, поскачи. Серенький, поскачи. Вот так, поскачи!» Заинька прыгает. Дети: «Заинька, попляши. Серенький, попляши. Вот так, попляши!» Заинька пляшет. Дети: «Заинька, уходи. Серенький, уходи. Вот так, уходи!» Заинька уходит из круга. Игра повторяется, выбирается другой заинька.
«Мышеловка» (для детей 3-5 лет)
Часть детей составляет круг – мышеловку. Они стоят, держась за руки и высоко подняв их. Остальные дети – мышки. Дети, стоящие в кругу, тихо говорят: «Все спят – детки спят… Волк в лесу спит… Наш мишка спит… Кукла Настя спит… Только мышки не спят, они кушать хотят, в мышеловку глядят.» При этих словах мышки начинают бегать, суетиться, тихо пищать: «Сс…ссс…», вбегать в круг и выбегать из круга. По сигналу воспитателя (удар барабана) мышеловка захлопывается – дети опускают руки. Часть мышей оказывается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мыши не будут переловлены.
«Два мороза» (для детей 5-6 лет)
Площадка или комната делятся чертой на две половины. На одной половине комнаты или площадки гуляют дети. На другой стороне сидят два мороза. Дети подходят к ним. Морозы говорят: «Я Мороз Красный нос. Я Мороз Синий нос» Оба вместе: «Заморозим вас!» дети им отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети бегут на свою сторону в дом, а морозы их ловят и уводят к себе. Пойманные становятся помощниками морозов.
- Игры, которые могут быть использованы для упражнения в произношении любого звука.
«Кто лучше слышит»
Воспитатель стоит в одном углу комнаты, дети – в другом. Он шёпотом произносит слова или небольшие поручения, содержащие нужный звук, например: «Шура (или Маша), возьми шарик» Каждый из детей повторяет то, что он слышал, или выполняет поручение. Игра помогает развитию слухового внимания у детей, служит для проверки слуха и при повторении слова ребёнком способствует автоматизации звука.
«Угадай, что в руке»
1 – вариант (для детей 3-4 лет)
В мешок складываются игрушки, картинки, подобранные на нужный звук, например: рыбка, морковка, корова, коробка, шарик, матрёшка и т.д. Дети усаживаются в круг, и воспитатель предлагает каждому по очереди достать что-нибудь из мешка и правильно, чётко назвать предмет.
2 – вариант (для детей 5-6 лет)
Все дети достают из мешочка мелкие предметы, игрушки, подобранные на определённый звук. Зажимают их в кулачёк, чтобы никто не видел, и каждый загадывает загадку про свой предмет, известную или собственную, импровизированную. Например, ребёнок достал кошку. Он загадывает: «Мягкая, пушистая, ловит мышек».
«Угадай, чего не стало» (для детей 5-6 лет)
Воспитатель кладёт на стол три-четыре предмета, в названиях которых содержится нужный звук, например: кошка, мишка, мышка, лошадка. Ребёнок запоминает эти предметы, потом ему предлагают отвернуться от стола или закрыть глаза. В это время воспитатель убирает одну из показанных предметов. Отгадывающий должен сказать, что убрано. Игра, помимо закрепления нужного звука, воспитывает наблюдательность и память.
«Телефон» (для детей 5-6 лет)
Все садятся рядом на скамейку или на стульчики.
Все садятся на скамейку или на стульчики. Воспитатель говорит первому сидящему отдельные слова, содержащие нужные для закрепления звук (например: кукла, булка, лопатка). Тот передаёт соседу. Первый исказивший данное слово садится в конце ряда. Правило: слова должны передаваться без искажения и шепотом. Можно произносить слова быстро, но чётко. Игра полезна для развития слухового внимания и автоматизации звуков.
«Узнай по голосу» (для детей 5-6 лет)
На полу чертится большой круг. Все дети начинают бегать. На слова воспитателя: «Раз, два, три, в круг беги!» - все дети собираются в кругу, а один заранее выбранный ребёнок подбегает к воспитателю и становится спиной к кругу, ему закрывают глаза. Все дети, собравшись в круг, говорят: «Мы немного порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя, узнай». По окончании слов воспитатель указывает рукой на кого-нибудь из детей, и тот называет по имени водящего. Водящий должен угадать, кто его позвал. Если водящий угадал, он меняется местом с назвавшим его ребёнком. Если водящий не узнал голоса, то воспитатель предлагает ему узнать по голосу другого ребёнка. Эта игра способствует воспитанию слухового внимания.
Воспитанию правильного произношения у дошкольников и коммуникативной компетенции способствуют настольные игры, стихи, прибаутки, загадки, поговорки, рассказы и сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аттестационная работа на тему: «Возрастные этапы развития речи детей раннего возраста»
В Аттестационной работе были рассмотрены теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста, а также практические аспекты. Обобщение опыта в ДОУ....
Этапы развития речи детей дошкольного возраста
В консультации раскрыты этапы формирования речи в соответствии с возрастной нормой. Материал полезен логопедам, воспитателям, родителям....
Ранний этап развития речи детей
Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции». Учитель-логопед МБДО...
Почему первый год жизни называют подготовительным этапом развития речи детей раннего возраста.
Первый год жизни – это подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребёнка....
Этапы развития речи детей от 0 до 7 лет. Памятка для молодых родителей.
В тексте кратко и поэтапно представлены основные показатели речевого развития детей от родения до 7 лет.Использованы материалы нескольких интренет-ресурсов для предоставления родителям в форме папки-п...
Консультация на тему "Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13785075","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"189","width":"480"}}]]Малыши начинают говорить относительно поздно, когда науч...
Основные этапы развития речи детей раннего и младшего возраста
Основные этапы развития речи детей раннего и младшего возраста...