Почему первый год жизни называют подготовительным этапом развития речи?
статья по развитию речи по теме

Родители, которые уделяли достаточно времени раннему развитию речи малыша, когда ему еще не было и года, и активно занимались с ним, закладывая "речевой фундамент", имеют намного больше шансов на успех. Ребенок, достаточно воспринимавший правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 12-18 месяцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_god_zhizni_nazyvayut_podgotovitelnym_etapom_rr.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Почему первый год жизни называют подготовительным этапом развития речи?»

Предпосылки к усвоению языка являются врожденными. Находясь в утробе матери, ребенок слышит ее голос, следовательно, получает информацию об особенностях родного «материнского» языка, на котором ему придется говорить в будущем.

  Первая голосовая активность ребенка проявляется как крик. Младенец с помощью крика сообщает об испытываемом им дискомфорте: либо он голоден, или ему холодно, или переживает еще какой-либо физический или психологический дискомфорт (громкий звук, испуг и т. п.). После устранения его причины, крик прекращается.

Современными исследователями доказано, что новорожденный обладает способностью отличать речь от любых других звуков окружающей среды. В период с 1 до 3 месяцев формируется система нервных клеток, ответственных за зрение. Ребенок начинает различать звуки, узнавать голос мамы. Приблизительно на 3-м месяце жизни, голосовая активность его начинает проявляться в форме «гуления» («а-у», «э-у», «гу» и «а-гу»). Благодаря «гулению» малыши постепенно осваивают интонационную систему языка. В этом им помогает подражательная способность, позволяющая копировать интонации окружающих его людей. Поэтому необходимо как можно больше разговаривать с ребенком: когда берете его на руки, переодеваете, делаете гигиенические процедуры, или, когда он просто лежит в кроватке. И обязательно нужно говорить с ним или напевать колыбельную песенку перед засыпанием. Для раннего развития речи ребенка необходимо, чтобы с самого первого года жизни ребенок достаточно много слышал и воспринимал человеческую речь.

В возрасте 3-6 месяцев ребенок учиться в основном за счет зрения. Его внимание привлекают движущиеся предметы. В это время полезно рассматривать с ребенком яркие картинки, на которых изображены реальные предметы. В этот период ребенок слушает звуки, которые издает сам (крик, чмоканье губами, плач и др.). Поворачивает голову в сторону источника звука, постепенно начинает воспринимать ритм, интонацию, любит слушать музыку.

В 6-8 месяцев ребенок узнает, что такое причинно-следственная связь, для чего служат те или иные предметы. Малыш может сочетать гласные с согласными, образует цепочку звуков, типа «ба-ба-ба», «да-да-да», «га-га-га» - начинает лепетать.  Из таких сочетаний и образуются первые слова, смысл которых складывается у ребенка под влиянием взрослых. В это время важно, чтобы взрослые разговаривали с малышом, повторяли звуки, которые встречаются в его лепете. Делая что-нибудь, нужно объяснять ребенку свои действия, например: «Я повернула кран и полилась вода».  Дети с 6-9 месяцев начинают постепенно понимать речь и отвечать на нее определенными действиями. Многие из них уже могут подползать или подходить на зов, отвечать на приветствия, качая головой, прощаться, махая ручкой, делать ладушки, находить и показывать предметы по просьбе взрослых. В этом возрасте малыш начинает как бы «ситуативно понимать» звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы: «где мама?», «где собачка?».

Кроме этого, к году ребенок начинает сообщать звуками о своих нуждах, например, произносить «ам-ам» (хочу есть), «бах» (упала игрушка), обращает звуками внимание взрослых на предметы, которые его интересуют. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл и очень радуется, когда его понимают. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово ма-ма. Это так называемые «слова-предложения». Кроме этого, к концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа: «ав-ав» (собака), «би-би» (машина), и т. п.

Родители, которые уделили достаточно времени раннему развитию речи малыша, когда ему еще не было и года, и активно занимались с ним, закладывая "речевой фундамент", имеют намного больше шансов на успех. Ребенок, достаточно воспринимавший правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 12-18 месяцев.  Из выше изложенного материала следует, что первый год жизни ребенка называют подготовительным этапом развития речи.

Литература:

  1. Акредоло Л., Гу С., «Как разговаривать с ребенком, когда он еще не умеет говорить».
  2. Елецкая О.В., Вареницина Е.Ю. «День за днем говорим и растем» Пособие по развитию детей раннего возраста. -М.: ТЦ Сфера, 2005г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизирующее общение "Почему Мертвое море так называется?"

Цель: познакомить детей со свойствами воды Мертвого моря, с физическим свойством – плотность веществ, научиться самостоятельно применять физические знания в повседневной жизни, развивать мышление, рас...

Почему первый год жизни называют подготовительным этапом развития речи детей раннего возраста.

Первый год жизни – это подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребёнка....

Проект по Петербурговедению "Почему город Санкт-Петербург называют "столицей мостов?"

Проект по Петербурговедению в подготовительной группе "Почему город Санкт-Петербург называют "столицей мостов?"...

Почему первый год жизни называют подготовительным этапом развития речи детей.

Развитие речи детей в раннем возрасте делится на два периода, тесно связанных друг с другом: подготовительный период и период оформления самостоятельной речи....

Первый год жизни - подготовительный этап развития речи детей

Первый год жизни – это подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребёнка: в этот период формируются голосовые реакции и речевой слух. В плане речевого развития первый год жизни ребён...

Конспект индивидуального занятия для детей второго полугодия первого года жизни. Тема " Развитие подготовительных этапов понимания речи"

Цель занятия : формирование способности искать и находить предмет, всегда занимающий определенное местоположение....