Ранний этап развития речи детей
учебно-методический материал по логопедии по теме

Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции».

            Учитель-логопед МБДОУ «детский сад №14» Чашина Л.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

               

            Ранний этап развития речи детей

(консультация для родителей), учитель-логопед Чашина Л.В.

     В нашем детском саду функционируют группы детей от 2-3 лет, где есть дети с речевыми нарушениями.

     Непростая задача убедить родителей в том, что ребёнок 2-3 лет, общающийся только с помощью жестов и отдельных неопределённых по артикуляции звуков (в лучшем случае звукоподражаний), - это не нормально. Подавляющее большинство мам и пап считают, что стоит только ребёнку поступить в детский сад и он заговорит сам, без посторонней помощи.

     Все родители желают, чтобы их малыш родился здоровым, развивался в соответствии с возрастом, вовремя начал сидеть, ходить, говорить.

     Как же на ранних этапах распознать, есть ли у ребёнка риск отставания в речевом развитии?

     Прекрасно, когда у родителей, ведущих здоровый образ жизни, рождается здоровый малыш – желанный, любимый, когда он становится смыслом жизни и общение с ним необходимо, как воздух. Скорее всего, такой ребёнок будет нормально развиваться и заговорит вовремя, став ещё более желанным собеседником для близких.

     К сожалению, такая картина складывается не всегда! Здоровье родителей, образ жизни многих из них оставляет желать лучшего. Если мама во время беременности перенесла инфекционное заболевание, употребляла алкоголь или никотин, испытывала токсикоз или роды были осложнены, то у родившегося малыша очень вероятен риск отставания в речевом развитии, и распознать его можно на самых ранних этапах.

     Если в 2-2,5 месяцев ваш малыш реагирует на вашу улыбку, голос комплексом оживления (машет ручками и ножками, улыбается), вы можете с удовлетворением отметить: «Какое счастье! Мой малыш меня видит, он меня слышит и понимает!»

     В 3-5 месяцев ребёнок начинает издавать звуки, похожие на воркование голубя. Эта предпосылка речи так и называется – «гуление». И если ваш малыш «ворковал», «гулил» - это тоже хороший знак.

     В 6-8 месяцев дети начинают неосознанно повторять различные звуки и слоги, как бы разговаривая сами с собой: па-па-па, ба-ба, мамм-а. Этот период формирования речи называется «лепет», т.е. голосовые реакции выделяются из общего комплекса оживления, становятся активной формой общения ребёнка с окружающими. Используя их для выражения своих желаний, ребёнок заставляет взрослых обратить на него внимание.

     К 1 году «лепет» плавно переходит в отдельные слова, которые ребёнок произносит осознанно: мама, папа, дай, на, ещё, пить. Вспомните, что умел говорил в год ваш малыш?

     К 1,5 годам словарь расширяется и достигает 20-50 слов. В основном, это имена близких людей, названия предметов.

     К 2 годам происходит словарный «взрыв» - дети используют глаголы и прилагательные, т. е. называют действия и признаки предметов. Ребёнок употребляет уже до 100 слов.

     К 2,5 годам бурно развивается фразовая речь – ребёнок может строить предложения из двух-трёх слов.

     К 3 годам словарный запас составляет от 300 до 1000 слов. Ребёнок использует предложения из трёх-четырёх слов, называет своё имя, пол, возраст, понимает значение простых глаголов и предлогов.

     Вышесказанное можно оформить таблицей, в которой вы отметите, что и в каком возрасте умел делать и говорить ваш малыш. Каждую горизонтальную графу условно назовём возрастным периодом. Если какой-то период предпосылок речевого развития выпадает – поставьте прочерк.

Возраст

              Развитие речи в норме

Формирование

  речи малыша

2 мес.

Комплекс оживления, отдельные звуки, неопределённые по артикуляции

3-4 мес.

Гуление

6-8 мес.

Лепет

1 год

Первые слова (5-10)

1 г. 6 м.

20-50 слов

2 года

До 100 слов. Фраза из двух слов

2 г. 6 м.

Фраза из двух-четырёх слов

3 года

От 300 до 1000 слов. Распространенные предложения

   

     Если малыш отстаёт более чем на один возрастной период, это должно вас насторожить. Необходимо срочно обратиться к логопеду для обследования ребёнка, который наметит план коррекционных мероприятий для нормального речевого развития.

     Многие родители допускают ошибку, считая, что ребёнок научится говорить сам, что «он ещё маленький, вот подрастёт, тогда…». И пропускают самое благодатное время. Особенно неблагоприятным фактором является лишение ребёнка эмоционального общения, недостаточное удовлетворение его потребностей в ласке, теплоте, любви.

     Подобная ситуация часто складывается в неблагополучных семьях. Если до года ребёнок редко слышит обращённую к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении, он начинает говорить гораздо позже и усвоение языка идёт у него с большим трудом. Общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, побуждайте его к ответной речи, и в награду вы получите маленького человечка, смешно коверкающего звуки и слова, но зато такого интересного собеседника! Как гласит народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое».

     Помните, возможность развиваться не остаётся неизменной. Именно в первые 3 года ребёнок овладевает навыками, которые будет потом использовать на протяжении всей жизни. С годами же возможности эффективного развития постепенно угасают.

     Нельзя забывать: чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отсутствие речевого развития, начавшееся в раннем детстве и вовремя неисправленное, может привести к значительной задержке умственного развития.

     Вот почему надо начинать учить малыша говорить как можно раньше! Первые годы жизни – самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды, плоды, которые при всём желании нельзя вырастить позже. Главное – не опоздать!

                    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

   Тема: « Воспитание правильного произношения у дошкольников средствами художественной литературы».

                 Учителя-логопеда Чашиной Любовь Викторовны

                                   на 2013-2014 учебный год.

     Сроки

                  Форма работы

  Форма отчетности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Май

  1. Изучение литературы по теме самообразования.
  2. Обзор информации в интернете изучаемой теме.
  1. Оформление папки-передвижки: «Основные методы автоматизации звука «Р».
  1. Начало исследовательской деятельности к проекту «В гостях у Агнии Борто».

1.Познакомиться с литературой в периодической печати.

  1. Выставка основных книг данного автора.
  1. Проведение РМО.
  1. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Роль книги в процессе развития речи у детей дошкольного возраста»
  1. Оформление уголка-логопеда на тему: «Влияние детской литературы на автоматизацию звуков в речи детей».
  1. Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год.
  2. Пополнение доски почета с лучшими учениками.

     

Подборка информации, печатный вариант.

Папка-передвижка.

Выставка.

Конспект, протокол.

Информация

Фотоальбом уголка.

Информация.

Фото детей.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на тему: «Возрастные этапы развития речи детей раннего возраста»

В Аттестационной работе были рассмотрены теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста, а также практические аспекты. Обобщение опыта в ДОУ....

Этапы развития речи детей дошкольного возраста

В  консультации раскрыты этапы формирования речи в соответствии с возрастной нормой. Материал полезен логопедам, воспитателям, родителям....

Ранний этап развития речи детей

Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции».            Учитель-логопед МБДО...

Почему первый год жизни называют подготовительным этапом развития речи детей раннего возраста.

Первый год жизни – это подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребёнка....

Этапы развития речи детей от 0 до 7 лет. Памятка для молодых родителей.

В тексте кратко и поэтапно представлены основные показатели речевого развития детей от родения до 7 лет.Использованы материалы нескольких интренет-ресурсов для предоставления родителям в форме папки-п...

Консультация на тему "Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13785075","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"189","width":"480"}}]]Малыши начинают говорить относительно поздно, когда науч...

Основные этапы развития речи детей раннего и младшего возраста

Основные этапы развития речи детей раннего и младшего возраста...