Конспект ОД по развитию речи "Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой"
план-конспект занятия по развитию речи

Степанова Елена Владимировна
Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку, воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_blog_v_nsportal.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Цель: Развивать речевую активность детей.

Задачи: учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку, воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок.

2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

3. Рисование по мотивам русской народной сказки «Репка».

4. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»«Репка»«Колобок» с помощью пальчикого театра.

5. Разгадывание загадок.

6. Настольная игра «Сложи сказку», словесно – дидактическая игра «Кто в теремочке живёт?», дидактическая игра по сказкам « Составь последовательность сюжета».

Демонстрационный материал

1. Волшебный клубочек.

2. Театральная ширма

3. Выставка рисунков по сказке «Репка».

5. Маски – шапочки для детей.

Ход занятия:

Ведущий (звучит музыка «В гостях у сказки»)

Рано – рано поутру,

Когда все крепко спали

Прямо под моим окном

Две синички щебетали

И они нам рассказали,

Чтобы все ребята знали:

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Из сказок мы понимаем, как поступать нельзя и почему. Сказка учит добру и честности, защищает слабых, наказывает злых и жестоких. В сказке всегда добро побеждает зло.

(За театральной ширмой сидит бабушка Забавушка и плачет, в русско-народном костюме, ведущий читает надпись «ДОМ БАБУШКИ ЗАБАВУШКИ»)

Бабушка – Забавушка (выходит из-за ширмы)

-Слышу, слышу про меня разговор ведёте. Горе у меня, горе… Была у меня книга, заветная, волшебная. Сказки там были. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели гуси - лебеди, унесли мою книгу далеко-далеко, там, где туманы собираются, да дождинки рождаются, в волшебное царство - государство. Где живёт Баба-Яга. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи не обойтись!

Ведущий: Ребята, надо бабушке помочь, вы не боитесь трудностей? 

Дети: Нет, не боимся!

Бабушка – Забавушка :

-Ребята, у меня есть волшебный клубочек, он вам поможет, и дорогу укажет и от беды сбережет. (бабушка кидает его вперед, звучит аудиозапись «Шум ручья»)

Ведущий:

- Смотрите, впереди - речка! Как же нам ее перейти?

Бабушка – Забавушка :

-Эх, опять Баба-Яга проказничает. Это она мост заколдовала, нужно нам загадки отгадать. Ребята, а вы хорошо  знаете героев сказок?

Дети: Да

Викторина «Народные сказки»  (Загадки разложить в виде моста)

1Скачет баба на метле,

Страшная и злая. Кто она такая? (Баба-Яга)

2. Как называется необычный домик, где живёт Баба-Яга? (Избушка на курьих ножках)

3. Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный (Ступа)

4. Очень страшный и опасный,

Любит золото он страстно.

Смерть его в иголке – в утке,

Любит он лишь злые шутки!

Он -противный, он -злодей.

А зовут его …(Кощей )

5. Лес, Животных охраняет,

Следы путает, петляет.

То лохматый старичок,

То от дерева сучок!

На коне ты или пеший,

Страх нагонит. Кто он? (Леший)

6. Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки-

Пиявки да лягушки!

(Водяной)

7.  Болото- дом ее родной.

К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)

8. Трёхглавый высоко летал,

Все на пути своем сжигал.

Царевну он с плену томил,

Но богатырь его сразил. (Змей-Горыныч)

9. Парень слез с любимой печки,

За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал.

И с тех пор забот не знал  (Емеля)

Бабушка – Забавушка :

-Молодцы ребята, все загадки отгадали и момточек расколдовали, но нам нужно отправляться дальше (кидает клубочек к театральной ширме)

-Кажется наш клубочек хочет нам что-то показать. (2 ребёнка в масках лисы и зайца находятся за ширмой, показывают сценку из сказки «Заюшкина избушка»)

Ведущий: Как от нашей деревушки

Тропка мёрзнет вдоль опушки,

Вьюгою взъерошена,

Снегом запорошена,

Целый день метель метёт,

Сказки добрые плетёт.

Заплелась метель в косу –

Сказка будет про Лису.

(Из-за ширмы с одной стороны появляется Лиса и начинает катать снежный ком)

Лиса: Я мечтаю об одном –

Вылепить красивый дом,

Чтоб он был как камень прочен,

Чтоб светло в нём было ночью,

Чтоб сверкал как самоцвет!

Ведь нигде такого нет!

(Из-за ширмы с другой стороны навстречу Лисе выходит Заяц и кланяется.)

Заяц: Здравствуй, добрая соседка!

Жаль, что видимся мы редко.

Что же лепишь ты – быка,

Ёлку иль снеговика?

Лиса (хвастливо) : Докатаю этот ком

И себе построю дом –

Под луной сияющий,

Звёзды отражающий!

Не чета твоей избушке.

Уноси отсюда ушки!

Заяц (восхищённо) : Ты творишь здесь чудеса!

До свидания, Лиса!

Бабушка – Забавушка :

-Ребята а вы помните как называется эта сказка? 

Дети: «Заюшкина избушка»

 Давайте вспомним окончание этой сказки

Дети: Избушка лисы растаяла и она выгнала зайчика из его лубяной избушки. Зайчик плакал.

Ведущий : Давайте придумаем другой конец к сказке, чтобы зайчик не плакал.

Дети: Зайчик и лиса подружились; построить лисичке новый дом; Выгнать лису из леса, чтобы никого не обижала; Объяснить лисичке, что друзья так не поступают.

Ведущий: Молодцы! Чтобы совсем развеселить зайчика, предлагаю стать в круг и сделать массаж друг другу «Был у зайки огород».

Взаимомассаж "БЫЛ У ЗАЙКИ ОГОРОД"

Был у зайки огоpод (поглаживание вдоль спины)

Ровненькие гpядки (попеpек спины).

Он зимой игpал в снежки (постучать кулаками по спине снизу ввеpх)

Ну, а летом в пpятки (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались" подмышки).

А весною в огород зайка с радостью идет (пальцы по спине "идут")

Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает (пощипывания).

А потом все заровняет, заровняет, заровняет (поглаживания, как будто ямки заравниваешь).

Семена просеет ловко (легкие быстрые постукивания всеми пальцами по очеpеди) 

И пойдет сажать морковку (пальцы "пошли")

Ямка - семя, ямка - семя (ущипнуть, пальцем семечку придавить).

Заровняет в то же время (опять поглаживания)

И потом у зайки вновь, вырастет его морковь (пальцами пробежать и на макушке пальцы изображают ботву от морковки).

(Пока дети рассаживаются на свои места, появляется мячик обклеенный лепестками с заданиями)

Ведущий : Ребята посмотрите что же случилось с Колобком, он песни пел, мешал Бабе-Яге, запутать её хотел, а она его превратила в цветок, но для того чтобы нам его поднять нужно пальчики размять.

Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять, будем сказки называть…»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики),

Будем сказки называть (хлопаем в ладоши).

Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок,

Три медведя, Волк и лиса, есть Снегурочка – краса

Волк и семеро козлят (загибаем пальчики на каждое название сказки).

Этим сказкам каждый рад (хлопаем в ладоши).

Ведущий: Ну теперь можно и за Колобка взяться, давайте его расколдуем

(ведущий даёт детям отрывать лепесток и читает фразу из сказки, дети отгадывают кому принадлежат слова)

Дидактическая игра «Угадай кто сказал»

• Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы. (Петушок, «Кот, петух и лиса».)

• Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано. (Корова, «Хаврошечка».)

• Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? (Морозко, «Морозко»)

• Не пей, братец, козлёночком станешь. (Алёнушка, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

• Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл. (Баба-Яга, «Баба-Яга»)

• Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла. (Коза и Волк, «Волк и семеро козлят»)

• Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша, «Маша и медведь»)

Ведущий: Молодцы! Умнички!

Бабушка – Забавушка (хвалит детей и кидает клубочек последний раз)

-Куда это мы пришли? Ребята, да нас уже здесь ждут.

(Сидит Баба-Яга и держит в руках сундучок)

Бабая-Яга:

-А я вас ребята давно жду, знаю зачем в гости пожаловали, да ещё и бабулю с собой привели. (дети просят вернуть книгу)

Баба-Яга:

-А не всё так просто, скучно мне одной, у меня для вас есть задание, вот справитесь- верну вашу книгу, всё равно она бесполезная, читать то я не умею…Смотрите какой загадочный сундучок. Вам интересно, что в нем? (подходят к сундучку и рассматривают) Какие-то карточки. Давайте рассмотрим их и потрогаем ручками на ощупь.

Игра «Угадай на ощупь»

- Попробуйте с закрытыми глазами определить, где лиса, медведь, лягушка или ёжик.

Баба – Яга: Молодцы! На те держите свою АНЦИКЛОПЕДИЮ…А у меня и без вас дел много (улетает на метле)

Бабушка-Забавушка: Какие вы молодцы! С такими трудными заданиями справились, помогли мне книгу вернуть. За это я вам ее дарю. Ребята, вместе дружно вы живите, книги очень берегите, сказки разные любите! (дети прощаются, бабушка уходит)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше всего вам понравилось? Я очень рада, что с помощью своих знаний о русских народных сказках вы помогли бабушке Забавушке вернуть ее волшебную книгу сказок. Теперь мы с вами будем читать еще больше сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи ""Mоделирование русской народной сказки "Зимовье"

   Программное содержание. Формирование у детей устойчивый интерес к книге, умение слушать и понимать услышанное.        Учить детей оценивать харак...

Конспект занятия по развитию речи "Перессказ русской народной сказки Пых" во 2 младшей группе.

С помощью настольного театра дети учатся вместе с воспитателем пересказывать небольшой по объему текст сказки, в игровой и занимательной форме закрепляют полученные знания по теме "Овощи-фрукты"....

Конспект занятия по развитию речи. Тема: русская народная сказка" Курочка Ряба"

Конспект разработан с целью развития речи, пополнения активного и пассивного словаря у детей раннего возраста. Для привлечения внимания используется эффект "появления" персонажа. Подвижная игра в ходе...

Конспект НОД по развитию речи тема: Русская народная сказка «Колобок».

Конспект НОД по развитию речи тема: Русская народная сказка «Колобок». Дидактическое упражнение «Где колобок».Дидактическое упражнение «Отгадай и назови» Программные задачи:1....

ОО «Речевое развитие» Конспект НОД по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе

Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.Задачи:1. закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;2. познакомить с новой русской народной сказкой «Л...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...