Организация игровой деятельности детей с ТНР для развития интонационной культуры речи
статья по развитию речи
«Игра – это огромное светлое нежное,
через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений и понятий
об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Иванова Елена Анатольевна
Учитель - логопед ГБДОУ д/с № 17 Приморского района
Санкт - Петербурга
Тема: «Организация игровой деятельности детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи для развития интонационной культуры речи»
«Игра – это огромное светлое нежное,
через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений и понятий
об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Большая роль в жизни дошкольника принадлежит игре – важнейшему виду деятельности в этом возрасте. Именно в игре создаются благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Игровая деятельность помогает объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, поэтому широко использую её в работе по коррекции нарушений речи.
Наряду с дефектами звукопроизношения, нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР отмечается недостаток интонационных средств оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников со стёртой дизартрией – это до 80% детей, посещающих группу. Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченной коррекционной деятельностью специалиста. В связи с этим поставила
Цель: Развивать интонационную культуру речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в игровой деятельности.
Для её осуществления выделила задачи: - развивать модуляцию голоса по силе и высоте; - развивать темп и ритм речи; - развивать координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры ; - развивать тембр голоса; - развивать мелодическую организацию высказываний; - развивать восприятие и воспроизведение детьми эмоциональных значений интонаций.
Организация игровой деятельности:
Сентябрь.4 –я неделя. Тема: «Овощи». Игра «Сказочный огород».
Цель: развивать речевой слух и формировать понимание тона высказывания.
Материал: маски овощей или картинки с изображением овощей.
Ход игры: овощи на грядках (дети в масках) разговаривают между собой. Послушай и скажи, кто говорит весело, грустно, сердито, удивленно, испуганно. Почему они так говорят? Что надо сделать, чтобы настроение изменилось? (интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», « Познавательно развитие»).
Октябрь. 2-я неделя. Тема: «Грибы».Игра «Волшебные превращения».
Цель: развивать речевое дыхание (работа над увеличением продолжительности речевого выдоха); развивать умения изменять тембр голоса.
Материал: картинки с изображением сказочных животных с грибами.
Ход игры: жители леса сделали припасы. Посчитай, сколько грибов у каждого животного. Усложнение. Представь, что ты медведь (белка, ежик, лиса). Посчитай грибы, подражая его голосу.
(интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», « Познавательно развитие»).
Ноябрь. 2-я неделя. Тема: «Обувь». Игра «Чья обувь?»
Цель: отрабатывать навыки использования повествовательной и вопросительной интонации в диалоге.
Материал: иллюстрации к русским народным и авторским сказкам.
Ход игры: герои сказок перепутали обувь и теперь ищут её. Отгадай по голосу, какой герой сказки задаёт вопрос. Взрослый задает вопросы от лица героев, изменяя высоту и темп речи. Усложнение. Дети задают вопросы.
(интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательно развитие»).
Декабрь. 1-Я неделя. Тема: «Зима». Игра «Колыбельная для Вьюги».
Цель: развивать высотный диапазон голоса.
Материал: картинки с изображением героев сказки – Зимушки и Вьюги, схемы (снежинки, расположенные в определенном порядке, указанным стрелками).
Ход игры: дети помогают Зимушке отыскать волшебные снежки, для этого нужно усыпить Вьюгу – спеть ей колыбельную песню. Посмотри на волшебные снежинки. Они показывают, как поднимается и опускается голос. Споем песенку с помощью гласных.
(интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», « Познавательно развитие»).
Январь. 3 –я неделя. Тема: «Посуда». Игра « Превратись в посуду».
Цель: развивать силу и расширение высотного диапазона голоса, формировать умение изменять темп и тембр речи.
Ход игры: ребенку предлагается рассказать о посуде (о важном чайнике, торопливой ложке, хвастливой сковородке), стараясь передать голосом особенности их внешнего вида и характера, например: Я – чайник. Я большой, с длинным носиком, с удобной ручкой. (Произносит важно, громко, медленно).
(интеграция образовательных областей «Речевое развитие»,« Познавательно развитие» ,«Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие» ).
Февраль. 2 –я неделя. Тема: « Транспорт».
Комплекс игровых упражнений для развития дыхания, силы голоса, восприятия и воспроизведения ритма.
Материал: картинки с изображением эпизодов из сказки К.И. Чуковского «Тараканище» (интеграция образовательных областей «Речевое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», « Познавательно развитие»).
Март. 2 –я неделя. Тема: «Профессии». Игра « «Веселые строители».
Цель: развивать чувство речевого ритма.
Материал: картинки с изображением животных, которые строят дом.
Ход игры: новый дом строят необычные строители: медвежонок и его друзья звери. Звери работаю дружно. Со стороны стройки раздаются забавны звуки. Послушай и повтори так же. Пила поет: «Вжи, жи-жи, жи-жи-жи». Кисть скребет: «Ших-ших, ших-ших, ших-ших». Мастерки стучат:« Тук-тук-тук, тук-тук» (интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», « Познавательно развитие»).
Апрель. 4-неделя. Тема: «Мой город». Игра « Похвали».
Цель: формировать умение использовать восклицательную интонацию в речи.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку преобразовать повествовательное высказывание в восклицательное со значением положительной оценки. Например: Я люблю свой город. – Я люблю свой город! (радостно, гордо). Я живу в Санкт-Петербурге. Я – петербуржец (интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»).
Май. 3-я неделя. Тема: «Насекомые». Игра «Произнеси по-разному»
Цель: формировать умение пользоваться интонационными средствами для выражения эмоций.
Ход игры: ребенку предлагается произнести одну и ту же фразу разным тоном, соответствующим передаче эмоций радости, удивления, гнева, печали. Усложнение. Объяснить, почему именно так говоришь. Придумать, что можно сделать, чтобы эмоция изменилась, например: сердился, гневался, а потом начал радоваться. Жук залетел в окно (удивление, испуг – мы его выпустим – радость) (интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Вывод:
Используя эту систему игр и игровых упражнений, могу отметить значительные улучшения в развитии общей, мелкой, артикуляторной моторики, а так же в развитии дыхательной и голосовой функции; возросшее стремление детей передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений. Дети стали активнее взаимодействовать друг с другом, договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Используемая литература:
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
- Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец и др.; Под ред. Л.В. Лопатиной.- СПб.,2014.-
- Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6лет). -СПб.; КАРО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития
В выборе содержания коррекционной работы необходимо учитывать специфику коррекционно-развивающего воздействия в работе с детьми сЗПР, а именно как организовать игровую деятельность....
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...
консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...
Консультация для воспитателей на тему: "«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду. Алгоритм организации сюжетно - ролевых игр в условиях реализации ФГОС ДО»."
В этой статье раскрываются проблемы и их решения организации деятельности детей в ДОУ...
Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"
В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...
«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».
Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1. Понятие – режиссерские игры2. Стадии развития ...
ДОКЛАД на тему: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО»
Играя – оздоравливать,Играя – воспитывать,Играя – развивать,Играя – обучать!...