Организация игровой деятельности детей с ТНР для развития интонационной культуры речи
статья по развитию речи

Иванова Елена Анатольевна

«Игра – это огромное светлое нежное,

через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток  представлений и понятий

об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

 пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Елена Анатольевна

Учитель - логопед ГБДОУ д/с № 17 Приморского района

Санкт - Петербурга

Тема: «Организация игровой деятельности детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи для развития интонационной культуры речи»

«Игра – это огромное светлое нежное,

через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток  представлений и понятий

об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

 пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Большая  роль в жизни  дошкольника  принадлежит игре – важнейшему виду деятельности в этом возрасте.  Именно в игре создаются благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Игровая деятельность  помогает объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, поэтому широко  использую её в  работе по коррекции нарушений речи.

           Наряду с дефектами звукопроизношения, нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР отмечается недостаток интонационных средств оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников со стёртой дизартрией – это до 80% детей, посещающих группу.  Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченной коррекционной деятельностью  специалиста. В связи с этим поставила

Цель: Развивать  интонационную культуру речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи  (ТНР) в игровой деятельности.

Для её осуществления выделила задачи:  - развивать модуляцию голоса по силе и высоте;  - развивать темп и ритм речи;  - развивать координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры ; - развивать тембр голоса; - развивать мелодическую организацию высказываний; - развивать восприятие  и воспроизведение детьми эмоциональных значений интонаций.

Организация игровой деятельности:

Сентябрь.4 –я неделя. Тема: «Овощи». Игра «Сказочный огород».

Цель: развивать речевой слух и формировать понимание тона высказывания.

Материал:  маски овощей или картинки с  изображением  овощей.

Ход игры: овощи на грядках (дети в масках) разговаривают между собой. Послушай и скажи, кто говорит весело, грустно, сердито, удивленно, испуганно. Почему они так говорят? Что надо сделать, чтобы настроение изменилось? (интеграция   образовательных  областей  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  « Познавательно развитие»).

Октябрь. 2-я неделя. Тема: «Грибы».Игра «Волшебные превращения».

Цель: развивать речевое дыхание (работа над увеличением продолжительности речевого выдоха); развивать умения изменять тембр голоса.

Материал:  картинки с  изображением  сказочных животных с грибами.

Ход игры: жители леса сделали припасы. Посчитай, сколько грибов у каждого животного.  Усложнение. Представь, что ты медведь (белка, ежик, лиса). Посчитай грибы, подражая его голосу.

(интеграция   образовательных  областей  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие», « Познавательно развитие»).

Ноябрь. 2-я неделя. Тема: «Обувь». Игра «Чья обувь?»

Цель: отрабатывать навыки использования повествовательной  и вопросительной интонации в диалоге.

Материал: иллюстрации к  русским народным и авторским сказкам.

Ход игры: герои сказок перепутали обувь и теперь ищут её. Отгадай по голосу, какой герой сказки задаёт вопрос. Взрослый задает вопросы от лица героев, изменяя высоту и темп речи. Усложнение. Дети задают вопросы.

(интеграция   образовательных  областей    «Художественно-эстетическое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие»,        «Познавательно развитие»).

Декабрь. 1-Я неделя. Тема: «Зима». Игра «Колыбельная для Вьюги».

Цель: развивать высотный диапазон голоса.

Материал: картинки  с изображением героев сказки – Зимушки и Вьюги, схемы (снежинки, расположенные в определенном порядке, указанным стрелками).

Ход игры: дети помогают Зимушке отыскать волшебные снежки, для этого нужно усыпить Вьюгу – спеть ей колыбельную песню. Посмотри на волшебные снежинки. Они показывают, как поднимается и опускается голос. Споем песенку с помощью гласных.

(интеграция   образовательных  областей  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  « Познавательно развитие»).

Январь. 3 –я неделя. Тема: «Посуда». Игра « Превратись в посуду».

Цель: развивать силу и расширение  высотного диапазона голоса, формировать умение изменять темп и тембр речи.

Ход игры: ребенку предлагается рассказать о посуде (о важном чайнике, торопливой ложке, хвастливой сковородке), стараясь передать голосом особенности их внешнего вида и характера, например: Я – чайник. Я большой, с длинным носиком, с удобной ручкой. (Произносит важно, громко, медленно).

(интеграция   образовательных  областей  «Речевое развитие»,« Познавательно развитие» ,«Социально-коммуникативное развитие»,  « Физическое развитие» ).

Февраль. 2 –я неделя. Тема: « Транспорт».

Комплекс игровых упражнений для развития дыхания, силы голоса, восприятия и воспроизведения ритма.

Материал: картинки с изображением эпизодов из сказки К.И. Чуковского «Тараканище» (интеграция   образовательных  областей  «Речевое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», « Познавательно развитие»).

Март. 2 –я неделя. Тема: «Профессии». Игра « «Веселые строители».

Цель: развивать чувство речевого ритма.

Материал: картинки с изображением животных, которые строят дом.

Ход игры: новый дом строят необычные строители: медвежонок и его друзья звери. Звери работаю дружно. Со стороны стройки раздаются забавны звуки. Послушай и повтори так же. Пила поет: «Вжи, жи-жи, жи-жи-жи». Кисть скребет: «Ших-ших, ших-ших, ших-ших». Мастерки стучат:« Тук-тук-тук, тук-тук» (интеграция   образовательных  областей  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», « Познавательно развитие»).

Апрель. 4-неделя. Тема: «Мой город». Игра « Похвали».

Цель: формировать умение использовать восклицательную интонацию в речи.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку преобразовать повествовательное высказывание в восклицательное со значением положительной оценки.  Например: Я люблю свой город.  – Я люблю свой город! (радостно, гордо). Я живу в Санкт-Петербурге. Я – петербуржец (интеграция   образовательных  областей  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»).

Май. 3-я неделя. Тема: «Насекомые». Игра «Произнеси по-разному»

Цель: формировать умение пользоваться интонационными средствами для выражения эмоций.

Ход игры: ребенку предлагается произнести одну и ту же фразу разным тоном, соответствующим передаче эмоций радости, удивления, гнева, печали. Усложнение. Объяснить, почему именно так говоришь. Придумать, что можно сделать, чтобы эмоция изменилась, например: сердился, гневался, а потом начал радоваться. Жук залетел в окно (удивление, испуг – мы его выпустим – радость) (интеграция   образовательных  областей  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Вывод:

Используя эту систему игр и игровых упражнений, могу отметить значительные улучшения в развитии общей, мелкой, артикуляторной моторики, а так же в развитии дыхательной и голосовой функции; возросшее  стремление детей передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений. Дети стали активнее взаимодействовать друг с другом, договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Используемая литература:

  1. Федеральный  Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
  2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец и др.; Под ред. Л.В. Лопатиной.- СПб.,2014.-
  3. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6лет). -СПб.; КАРО, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития

В выборе содержания коррекционной работы необходимо учитывать специфику коррекционно-развивающего воздействия в работе с детьми сЗПР, а именно как организовать игровую деятельность....

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».

Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1.     Понятие – режиссерские игры2.     Стадии развития ...