Конспект НОД по развитию речи «Придумывание сказки по заданному началу с использованием мнемотехники» с воспитанниками 6-7 лет
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дворникова Татьяна Федоровна

Конспект НОД по развитию речи «Придумывание сказки по заданному началу  с использованием мнемотехники»  с воспитанниками 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №50»

Конспект НОД по развитию речи

«Придумывание сказки по заданному началу

с использованием мнемотехники»

с воспитанниками 6-7 лет

воспитатель

I квалификационной категории

Дворникова Татьяна Федоровна

г. Арзамас 2019

Цель: создание условий для придумывания сказки по заданному началу с использованием мнемотехники 

Задачи:

образовательные

- побуждать детей к связному построению сказки

-помочь понять замысел сказки

- побуждать придумывать название к сказке

- побуждать соотносить смысл пословицы с содержанием сказки

 -побуждать последовательно воспроизводить эпизоды сказки

- подводить к самостоятельному выбору схем-подсказок

- формировать представления о структуре произведения (начало, середина, конец), использовать сказочный зачин (жили-были) и концовку (вот и сказке конец, а кто слушал молодец);

развивающие

- способствовать развитию речемыслительной деятельности, воображения, слухового и зрительного восприятия, внимания, активизировать в речи образную лексику

воспитательные

- способствовать воспитанию интереса к сказкам, доброжелательного и корректного отношения друг к другу.

Способы: игровая ситуация, сообщение темы, игра «Разложи правильно», чтение сказки воспитателем, беседа по содержанию сказки, отбор пословицы, пересказ сказки с помощью схем – подсказок, придумывание продолжения сказки с опорой на план воспитателя, рассказывание сказок, поощрение, итог.

Средства: аудиозапись песни «В мире много сказок», шкатулка, буквы на цветных карточках, мнемотаблица, мольберты по количеству детей, маркеры по количеству детей.

Предварительная работа: знакомство с жанровыми отличиями произведений: сказка, рассказ, стихотворение; чтение сказок, беседы по их содержанию; пересказ сказок с использованием серии картинок, схем, мнемотаблиц; разыгрывание пантомимических этюдов, драматизация сказок; игра «Салат из сказок»; коллективное придумывание сказки

Содержание непосредственной образовательной деятельности детей:

Звучит песня «В мире много сказок», в руках у воспитателя шкатулка,

дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в нашу волшебную шкатулку сказок – что в ней сегодня?    

Дети: Буквы

Воспитатель: Правильно, здесь буквы на цветных карточках. Если эти буквы разложить в том же порядке, в котором расположены цвета радуги, вы узнаете, о каком сказочном герое пойдет сегодня речь.

(Дети выкладывают слово «петушок»)

 Воспитатель: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с новой сказкой, где главным героем выступает петушок. А какие сказки о петушке знаете вы?

Предполагаемые ответы детей: «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Колосок», «Бременские музыканты», «Сказка о золотом петушке»

Воспитатель: Молодцы! Ну, что ж садитесь, пожалуйста, и слушайте.

«Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Не послушался петушок, клевал как-то бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться».

Воспитатель: Как бы вы назвали эту сказку?

Предполагаемые ответы детей: «Непослушный петушок», «Петушок и курочка», «Торопливый петушок» и др.

Воспитатель: О чем эта сказка?

Предполагаемые ответы детей: Эта сказка о торопливости, поспешности, заботе, любви, непослушании

Воспитатель: Говорят, что сказка – ложь, да в ней намек. Чему же учит сказка о петушке и курочке?

Предполагаемые ответы детей: В делах нельзя торопиться, нужно слушать советы, спешка ни к чему хорошему не приведет и т.д.

Воспитатель: Я знаю пословицы о поспешности и торопливости, послушайте их:

«Поспешишь – людей насмешишь», «Поторопился – чуть дорогого не лишился»

Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?

Предполагаемые ответы детей: «Поторопился – чуть дорогого не лишился»

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Предполагаемые ответы детей: Петушок чуть не лишился самого дорогого - жизни

В. Воспитатель: Посмотрите на доску, здесь изображены знаки - символы к нашей сказке. Как вы думаете, что означают эти 2 треугольника?

Предполагаемые ответы детей: Жили-были петушок и курочка.

- А стрелка?

Предполагаемые ответы детей: Петушок все торопился, да торопился

- А что означает грозящий палец?

Предполагаемые ответы детей: А курочка знай себе приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

- Что в сказке было дальше?

Предполагаемые ответы детей: Не послушался петушок, клевал как-то бобовые зернышки, да второпях и подавился.

- А что означает этот перевернутый треугольник? 

Предполагаемые ответы детей: Подавился петушок, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться

Воспитатель: Ребята, подумайте и ответьте, можно ли сказку про петушка и курочку назвать настоящей сказкой?

Предполагаемые ответы детей: Нет, эта сказка не закончена. У сказки всегда хороший конец.

Воспитатель: Давайте поможем нашему петушку и придумаем счастливое продолжение сказки. Мы с вами уже сочиняли сказки одну на всех, а сегодня вы попробуете сочинить несколько сказок – каждый свою. Для того, чтобы успешно запомнить и рассказать сказку вы зарисуете к ней схемы – подсказки.

Работать сегодня мы будем у досок – мольбертов. Найдите себе место и приготовьтесь.

Дети занимают место каждый у своей доски

Воспитатель: Ребята, с петушком случилось несчастье, а как повела себя ваша курочка в этой ситуации?

Предполагаемые ответы детей: Моя курочка перепугалась насмерть «Что же делать?» (моя курочка захлопала крыльями, закричала «Петушок подавился, петушок подавился»; забегала по двору, закудахтала; побледнела как снег, заволновалась; заплакала)

Воспитатель: Попробуйте передать это состояние на доске с помощью символа или написать слово.

Воспитатель: Подумайте, какой сказочный герой оказался рядом с петушком и помог ему?      

Предполагаемые ответы детей: Это был добрый волк, он ловил рыбу в реке.

(Мимо пролетала фея Фауна, она услышала крики курочки и спросила «Что случилось?».; Рядом на болоте жила старая цапля.; К больному петушку приехал Доктор Айболит.; Рядом Винни Пух собирал дикий мед. Он увидел, что петушку совсем плохо и поспешил к нему)

Воспитатель: Зарисуйте вашего героя символом или напишите слово.

Воспитатель: Каким образом помог петушку новый герой?

Предполагаемые ответы детей: Пришел волк к петушку, да как зарычит «Р-Р-Р-Р». Вздрогнул петушок от страха, икнул, и пролетело бобовое зернышко

(Фея взмахнула волшебной палочкой, произнесла заклинание, зернышко и проскочило.; Достала цапля своим длинным клювом зернышко из горлышка.; Напоил Доктор Айболит петушка водой и дал таблетку. Задышал петушок.; Дал Винни Пух петушку ложечку меда, ожил петушок)

Воспитатель: Постарайтесь зарисовать этот предмет символом или напишите слово

Воспитатель: Что было в вашей сказке дальше?

Предполагаемые ответы детей: Петушок вскочил на забор да как закричит во всё горло «Ку-ка-ре-ку!» (Курочка снесла свежее яичко и подарила волку.; Больше петушок никогда не торопился.; С тех пор петушок не торопился и всегда угощал курочку найденным зерном.; Петушок и курочка пригласили Доктора Айболита на чай с пирогом) 

Воспитатель: Какими словами обычно заканчиваются сказки?

Предполагаемые ответы детей:

-Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!

- С тех пор жили они долго и счастливо

- Вот и сказке конец, и я не молодец. Сколько знал, столько я сказал.

- И стали себе жить-поживать, добра наживать.

- Я там был: квас пил; по усам текло, а в рот не попало.

- Стали жить да быть, и теперь живут.

Воспитатель: Молодцы! сколько сказочных концовок вспомнили! А теперь настал самый интересный момент – давайте послушаем ваши авторские сказки, а схемы из нарисованных знаков вам помогут. Кто из вас расскажет нам свою сказку?

Несколько детей рассказывают сказки с помощью зарисованных ими символов

Воспитатель: Спасибо, ребята, было очень интересно. А вам понравилось играть в авторов - сказочников?

Позже мы дослушаем остальные сказки, а я познакомлю вас с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко», и мы снова встретимся с нашими героями.

Звучит песня «В мире много сказок», воспитатель закрывает шкатулку

Литература:

  1. Ворошнина, Л. В. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию / Л. В. Ворошнина. – М., 1978, 195 с.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2010, 60 с.
  3. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004,168 с.
  4. Макунина Е.Ж. Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6-2005 г. с.35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД-развитие речи- придумывание сказка" Как ёжик выручил зайцу"

        Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение              Московский образ...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе с использованием мнемотехники

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо развитию речис использованием мнемотаблицы«В гостях у сказки»(вторая младшая группа)  Программное содержание:- Формировать у детей умение пересказывать знакому...

Конспект занятия по развитию речи детей 1 младшей группы с использованием мнемотехники "Жук проснулся"

Задачи:1. Познакомить детей со стихотворением Василия Бирюкова «Под листочком жук проснулся».2. Познакомить и начать развивать у детей навык преобразования символов мнемодорожки в слова и ...

Конспект занятия по развитию речи "Придумывание сказки про зайца"

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Придумывание сказки про зайца"....

Конспект занятия по развитию речи пересказ сказки К.Чуковского «Цыплёнок» с использованием мнемотехники (2-я младшая группа)

Конспект занятияпо развитию речи пересказ сказки К.Чуковского «Цыплёнок» с использованием мнемотехники (2-я младшая группа)...

Конспект занятия по развитию речи:придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»Задачи. Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оцени...