Творческое рассказывание
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Емельянова Олеся Борисовна

Творческое рассказывание

1. Значение- развития т. р деятельности возникает в старшем в-е, когда у детей появляется большой запас знаний об окруж мире, который может стать содержанием словесного творчества. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое Т. р детей -вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество –Особенности:                                                                                - самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования.                                                                                    - Умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку.– точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству.                                                                                                                                            - От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

Методика: на1 этапе -накопление опыта  (жизненные наблюдения, образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску, произведения искусства)

2 этап –процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Возникновение замысла успешно, если создана установка на новую д-ть (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

3 этап- появляется новая продукция. Р-к интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Необходим анализ рез-в творчества вз-м, его заинтересованность, нужен  для форм-я худ-го вкуса.

педагогические условия:  - постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни(экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах чтение книг, произведения устного народного творчества)                                обогащение и активизацию словаря( форм-е новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов) снег - белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег – белый, пушистый – и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).

умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания (воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы, рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду)                                                                              – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть)

Тематика: Темы с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка»,– предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай, рассказы реалистического характера; сказки; описания природы, сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», Не рекомендуется с придумывания сказок

Приемы обучения т. р зависят от умений д-й, задач обучения и вида рассказа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия"Творческое рассказывание по картине «Детские забавы весной» (придумывание начала и конца рассказа)в подготовительной группе

Задачи:Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».Продолжать учить составлять рассказы, опираясь на предметные картинки, схемы. Учить составлять начало, конец  рассказа.Обучать  лекс...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."

Данный  конспект  открытого  занятия  был разработан  и  использован  мною. Творческое  рассказывание -  очень интересный и сложный процесс  совместно...

Конспект занятия по развитию творческого рассказывания

Занятие по развитию связной речи с использованием методики В.К.Воробьевой....

Своеобразие творческих рассказов,условия проведения творческого рассказывания

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте,когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире,который может стать содержанием...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Обучение рассказыванию». Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»

Конспект открытого занятия по развитию речив старшей группе (5-6 лет)Тема: «Обучение рассказыванию».Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке...

Особенности организации творческого проекта по мотивам сказки «Двенадцать месяцев» (творческое рассказывание и сюжетное рисование)

Сказка «Двенадцать месяцев», на мой взгляд, даёт возможность познакомить  детей не только с временными понятиями, но и предоставляет широкие возможности творческому педагогу  для...