Конспект занятия по развитию творческого рассказывания
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Занятие по развитию связной речи с использованием методики В.К.Воробьевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dlya_razmeshcheniya_na_sayte.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию связной речи.
Тема: «Мы – писатели!»
(составление повествовательного рассказа по методике
В.К. Воробьевой)
Цели:
- Закрепление навыка самостоятельного смыслового программирования с опорой на графический план.
- Развитие глагольной синонимии.
- Закрепление правил языковой и лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.
- Распространение предложений однородными прилагательными.
- Развитие линейной вербальной памяти.
Оборудование: графическая схема; ориентировочная карточка (схема 11, стр. 87); предметные картинки: охотник (1 шт.), лес (2 шт.), медвежонок (4 шт.), деревня (2 шт.), двор (2 шт.), хозяйка (2 шт.), петух (2 шт.), будка (1 шт.); указка; звездочки с подсказками.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Назовите, какие вы помните творческие профессии?
- А как называется профессия человека, который сочиняет рассказы?
- Как вам кажется, это трудная работа?
- Вы хотели бы стать писателями и придумывать разные истории?
- Давайте сегодня попробуем стать писателями и сочиним все вместе интересный рассказ.
- Но, боюсь, одним нам не справиться. Кто бы нам помог в этом деле? Наверное, нам сможет помочь тот, кто сам умеет сочинять истории и рассказы.
- Ой! Кто это стучит? Нам принесли посылку. Интересно, от кого этот зонтик со звездочками? (Конечно, от Оле Лукойе).
- А что это за коробочка такая? – Написано: «Открыть только с помощью последней подсказки!»
- А где же нам искать подсказки? (На звездочках).
Оле Лукойе любил рассказывать свои истории перед сном. Давайте я покручу разноцветный зонтик, а вы закрывайте глазки. Будем искать первую подсказку от Оле Лукойе.
- И раз, и два, и три,
Ну-ка, Сережа, первую звездочку нам сними:
Поудобнее садитесь,
и друг другу улыбнитесь.
Мои подсказки выполняйте,
И рассказ красивый сочиняйте!
II. Составление рассказа.
- Придумать рассказ нам поможет эта страничка.
- Подумайте, какой случай (событие) можно представить, посмотрев на эту страничку?
- Подумайте, кто будет главным героем нашего рассказа?
- Посчитайте, сколько в нашем рассказе получится предложений?
Как-то в зимнюю стужу, охотники отправились в лес.
В лесу они нашли медвежонка.
Медвежонка принесли в деревню.
В деревне его отдали хозяйке.
Хозяйка выпустила медвежонка во двор.
А во дворе в это время разгуливал петух.
Петух напал на медвежонка.
Медвежонок спрятался в собачьей будке.
- Как вам кажется, получился у нас рассказ? А давайте-ка проверим? (Анализируем по ориентировочной карточке «Есть рассказ, нет рассказа»).
III. Развитие глагольной синонимии.
Закрывайте снова глазки.
Будем искать вторую подсказку.
- И раз, и два, и три,
Ну-ка, Саша, вторую звездочку нам сними:
Не зевайте и не спите,
А к стрелочкам другие слова-действия подберите!
- Давайте с помощью нашей схемы попробуем вспомнить и назвать по порядку только слова-действия (т.е. слова-стрелки).
Дети с помощью логопеда восстанавливают в памяти слова-действия:
Отправились, нашли, принесли, отдали, выпустила, разгуливал, напал, спрятался.
- А теперь посмотрите – я ставлю фишки «запрета» на несколько слов-стрелок (2 - нашли, 7 - напал, 8 - спрятался). Это значит, что данные слова называть нельзя, а следует подобрать другие, новые слова.
- Дети выбирают подходящие слова и «примеряют» каждое отобранное слово к данному предложению.
- Дети вместе с логопедом приходят к выводу о том, что слово в предложении изменилось, а его смысл остался прежним.
- Дети «проверяют» сохранность правил смысловой дружбы предложений в рассказе.
IV. Закрепление правил языковой и лексико-синтаксической связи предложений в рассказе. Местоимения, производные слов (словообразование) и контекстные синонимы как средства сцепления предложений.
- Закрывайте снова глазки.
Будем искать четвертую подсказку.
- И раз, и два, и три,
Ну-ка, Женя, третью звездочку нам сними:
Еще старанье приложите,
Теперь картинки новыми словами замените!
- Посмотрите – я ставлю фишки «запрета» на некоторые картинки (3 - медвежонок, 5 - хозяйка). Это значит, что данные слова называть нельзя, а следует подобрать другие, новые слова.
Глядя на маркированную графическую схему, дети второе предложение «прочитывают» так, как оно дано в рассказе и обозначено предметными картинками, но к первому слову третьего предложения им уже необходимо подыскать новое слово, так чтобы оно не разрушило смысловой связи. Вместо слова «медвежонок» сказать: «его», «этого детеныша, зверька».
Такую же речевую операцию необходимо проделать для соединения 4-го и 5-го предложений.
Производя подобные лексические подстановки, дети обнаруживают, что содержание рассказа не меняется, а наоборот, способ рассказывания становится более разнообразным и интересным.
V. Физкультминутка.
Закрывайте снова глазки.
Будем искать четвертую подсказку.
- И раз, и два, и три,
Ну-ка, Паша, четвертую звездочку нам сними:
Не скучайте, не ленитесь,
А в актеров превратитесь!
Вы на месте не сидите,
А героев нашего рассказа поскорей изобразите!
Дети исполняют роль испуганного медвежонка и злобного петуха.
VI. Распространение предложений однородными прилагательными.
- Закрывайте снова глазки.
Будем искать пятую подсказку.
- И раз, и два, и три,
Ну-ка, Вика, пятую звездочку нам сними:
Успокойтесь, подышите,
Снова силы соберите!
Красотою ваш рассказ не обойдите,
Треугольники словами-признаками замените!
- Хороший у нас получился рассказ. Но посмотрите – я ставлю дополнительные фишки (желтые треугольники - прилагательные) около некоторых картинок. Эти фишки помогут нам сделать наш рассказ еще более интересным для слушателей и читателей. Желтые треугольники около картинок подсказывают, что эти картинки мы должны «украсить» словами-признаками.
- Давайте подумаем, какого медвежонка нашли в лесу охотники? (жалкого, маленького)
- А какой петух разгуливал во дворе? (злой, злобный)
VII. Пересказ.
- Закрывайте снова глазки.
Будем искать шестую подсказку.
- И раз, и два, и три,
Ну-ка, Ника, шестую звездочку нам сними:
Все вниманье соберите,
Рассказ по-новому прочтите!
Глядя на маркированную графическую схему, дети «прочитывают» рассказ по-новому и обнаруживают, что содержание рассказа не изменилось, а наоборот, стало более разнообразным и интересным.
Как-то в зимнюю стужу, охотники отправились в лес.
В лесу они нашли жалкого, маленького медвежонка.
Этого зверька они принесли в деревню.
В деревне его отдали хозяйке.
Она выпустила медвежонка во двор.
А во дворе в это время разгуливал злобный петух.
Неожиданно петух напал на медвежонка.
Медвежонок от испуга спрятался в собачьей будке.
VIII. Итог занятия.
- Осталась последняя звездочка на зонтике.
- И раз, и два, и три,
Ну-ка, Вова, седьмую звездочку нам сними:
Вы сегодня не ленились,
А отлично потрудились.
Рассказ прекрасный сочинили
И награду заслужили!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи_Рассказывание по картине "Дети Севера"_
Знакомство дошкольников с картиной с использованием элементов моделирования. devochka_hanty.gif...
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ «СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК»
Творческое составление рассказов...
Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание из серии сюжетных картин»
Конспект для детей подготовительной к школе группы...
Конспект занятия по развитию речи "Рассказывание по картине "Кошка с котятами"
Конспект ООД по развитию речи в средней группе...
Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание без наглядного сопровождения»
Цель. Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте....
Конспект НОД «Речевое развитие» Творческое рассказывание «Когда я буду взрослым». (Подготовительная группа)
Формировать интерес к профессиям, желание узнать о них больше, привлечь внимание детей к людям новых профессий. Продолжать учить составлять рассказы творческого характера...
Конспект занятия по обучению творческому рассказыванию по картине"Белки"
Формирование умения внимательно рассматривать картину, рассужение и выводы по содержанию способствуют установлению связи и взаимодействия между основными объектами. побуждает детей к составлению расск...