Опыт моей работы "Развитие диалогической формы речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок"
статья по развитию речи (младшая группа)

Зуева Татьяна Михайловна

Описывается опыт моей работы по "Развитию диалогической формы речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 МБДОУ "Алешковский детский сад"

Описание опыта  работы

по образовательной области

"Речевое развитие" -

"Развитие диалогической формы речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок"

                                                                         Воспитатель первой квалификационной

                                                                          категории: Зуева т.М.

                                                                   2020г.

Актуальность

"... Чтобы научиться говорить, надо говорить"                                                

                                                                                  М.Р.Львов

      Ребенок не рождается со сложившейся речью. Развитие речи - это сложный многосторонний психический процесс. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо чтобы он пользовался ею как можно чаще, т.е. овладел определенной речевой активностью.

     Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках. Велика её роль в развитии речи дошкольника, т.к. именно она вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из эффективных средств развития речи в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения, учит играя.

Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребёнке творческого мышления и воображения. Сказки - совершенно необходимый этап в развитии ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста просты (3-4) просты, носят цикличный характер - многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребёнку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказка является эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

      Именно поэтому в качестве средства для развития диалогической формы речи у детей, мною были использованы в моей работе русские народные сказки.

      ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования  и её объёму в разделе 2.6."Содержание программы" именно речевое развитие выделено как структурная единица (Образовательная область) и включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.    А пункт 4.6 "Целевые ориентиры" - возможные достижения ребенка прописано - владеет активной речью, включенной в общение.

Цели и задачи

    Цель моей работы: "Способствовать развитию диалогической формы речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок". Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

Задачи:

1.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

2. Продолжать знакомить детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, умение сопереживать их героям.

3. Формировать потребность делиться своими впечатлениями.

4. Создавать необходимые условия для реализации самостоятельной речевой активности детей.

5. Обеспечить преемственность семейного и дошкольного воспитания в развитии диалогической формы речи у детей с использованием сказок.

     Большое внимание я уделяла подбору и изучению методической литературы, изучению опыта работы коллег по данной проблеме, выявлению уровней развития связной речи у детей, анкетированию родителей и созданию предметно - развивающей среды.

    Я подобрала и изучила методическую литературу, соответствующую теме своей работы и возрастной группе.  Провела анкетирование родителей, которое  показало: большая часть родителей считают, что развитие связное речи необходимое условие для дальнейшего всестороннего развития личности ребенка. У многих имеются дома сказки и родители их читают детям. А также есть семьи, которые уверены, что у детей недостаточно развита связная  речь, часто отвлекаются.

     Кроме того на начало года мною была проведена диагностика обследования детей по развитию связной речи. Она проводилась по методике под редакцией Васильевой, Гербовой, Комаровой, которая показала у детей:

- умение пользоваться словами речевого этикета;

- умение отвечать на вопросы по содержанию картины;

- умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

- умение составлять рассказ из личного опыта.

  Средние данные по всем критериям показали: из 15 детей - высокий уровень 1реб.-7%, средний - 6 дет.- 39%, низкий - 8 дет.- 54%. То есть у детей преобладает низкий уровень речевой активности.

      Большую роль в развитие диалогической формы речи у детей младшего дошкольного возраста играет создание развивающей предметно - пространственной среды. Я создавала её на основе требований ФГОС ДО пункт 3.3 т.е. обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей:

- содержательно - насыщенной (соответствие возрасту и программе);

- трансформируемой (передвигаться);

- полифункциональной (один и тот же предмет используется в разных видах деятельности);

- вариативной (меняться);

- доступной;

- безопасной.    

     Дидактическое обеспечение подобрала согласно темы своей работы, программы и, конечно, с учетом возрастных особенностей детей.

     Для успешной реализации своей работы по данному разделу, а также работы с родителями мною был составлен перспективный план на год по развитию диалогической формы речи у детей с использованием русских народных сказок.

    Особое внимание в своей работе я уделяла тому, чтобы продолжить развитие диалогической формы речи у детей, используя различные способы передачи сказок, а также активному привлечению родителей по насыщению предметно - развивающей среды.

    Для этого я использовала различные формы работы с детьми: детей на занятии рассаживаю так, чтобы они не задевали друг друга, легковозбудимых детей чередую с уравновешенными. Столы расставляю так, чтобы было видно воспитателя и демонстрируемый материал. Книги должны быть хорошо иллюстрированы. Особенно детям нравятся русские народные сказки в которых ребёнок и зритель, и слушатель, и участник. Читаю с детьми ежедневно: в утреннее и вечернее время, с кем то индивидуально, во время игр и обязательно перед дневным сном, а также  прошу об этом родителей, затем обязательно провожу беседу по прочитанному и задаю вопросы, обучаю детей отвечать на них. Нужно помнить, что у детей слишком маленький жизненный опыт, чтобы подробно спрашивать о прочитанном. Нужно просто спросить: "Про кого сказка?", "Кто там ещё был и что делал?".

    Для большей заинтересованности детей и воспитания интереса к сказке перед каждым занятие (ООД) я всегда использую различные мотивации: красивая книга (работа с обложкой) "О чем эта сказка? Хотите узнать? Давайте заглянем?"; загадки: "Ему надоело сидеть на окошке и он покатился в лес по дорожке", "В этом доме без забот жили звери, только вот, зверь один пришел потом повалил звериный дом", "Нашла однажды мышка совсем пустой домишко. Стала жить да поживать и жильцов к себе пускать". Хотите послушать о ком эта сказка?; различные сюрпризные моменты: игрушка (кукла)- прочитаем для куклы, ей очень хочется послушать эту сказку.  При работе с детьми использовала следующие методы и приемы руководства: рассматривание иллюстраций, картинок к сказкам, чтение сказок, объяснение и беседа о прочитанном, упражнение "Давайте вместе с вами споём песенку колобка" и вопросы. Монологическая речь формируется в недрах диалога, что считается основной формой общения. Поэтому начинать надо с развития диалога:                                                        - обучение детей понимать вопросы и отвечать на них;                                     - обучение детей задавать вопросы с возможностью развёрнутых высказываний;                                                                                                        - воспроизведение ребёнком отрывка из сказки (как сможет);                         - активное участие в фиксированном диалоге ("Кисонька - мурысонька");    - рассматривание сюжетных картинок.                      

    Не мало важную роль в речевой активности детей играют средства, которые я использую для передачи сказок:

- различные виды театров (настольный, пальчиковый, кукольный), мнемотаблицы (это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективность запоминания, сохранения и воспроизведения информации, а главное развитие связной речи), иллюстрации к сказкам, где дети показывают и одновременно самостоятельно рассказывают знакомую сказку, а благодаря этим  средствам дети могут видеть начало, середину и коней сказки.                                            

Также в своей работе я использую модели. Они помогают восстановить последовательность действия сказки, плюс в практической деятельности приобретают знания, развиваются познавательные психические процессы: память, мышление, внимание.  В работе прослеживается интеграция образовательных областей. Любая тема по данной проблеме отражается во всех видах деятельности, то есть продолжается закрепление работы.

В этом возрасте проводиться только подготовительная работа к овладению навыков рассказа.

Для самостоятельного рассказывания лучше всего подводить детей в игре- драматизации.

Игра - драматизация организуется по сюжету хорошо знакомой сказки, где дети сами выбирают атрибуты, роли и обыгрывают сказку по ролям. Здесь предполагаются импровизированные диалоги действующих лиц.

     Большая работа была проведена с родителями. Регулярно предоставлялась определенная информация по данной теме. Родители стали активными помощниками во всем.

      Для достижения поставленной цели родители оказали большую помощь. Проводились конкурсы:

- конкурс рисунков к русским народным сказкам;

- конкурс по изготовлению шапочек к играм - драматизациям;

- конкурс различных видов театров, сделанных своими руками.

Все это использовалось в работе с детьми.

    В конце работы была проведена диагностика обследования детей. Она показала: высокий уровень - 8 дет.- 55%, средний - 7 дет. - 45%. У детей заметно повысился уровень речевой активности, все пользуются словами речевого этикета, многие научились отвечать на вопросы по содержанию картины, воспроизводить текст хорошо знакомой сказки и составлять рассказ из личного опыта.

     Своим опытом работы я поделилась на методобъединении для воспитателей разновозрастных групп на тему "Роль сказки в речевом развитии детей".

     Провела консультацию для воспитателей ДОУ на тему "Использование моделей по развитию речи у детей по рассказыванию сказки".    Проанализировав свою работу, я сделала соответствующие выводы:

- повысилась речевая активность у детей;

- дети с интересом слушают сказки, отвечают на вопросы, передают содержание;

- развито чувство сопереживания;

- сформировалась потребность делиться своими впечатлениями;

- созданы соответствующие условия предметно-развивающей среды;

- повысился уровень педагогической компетенции родителей и педагогов по данному вопросу. Хочу добавить :

     Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач и повышению качества освоения программы в рамках ФГОС ДО.

   

                                                 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация на тему « Использование игровой деятельности при формировании диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – это исторически сложившаяся  форма общения людей, посредством языковых конструкций (предложений), создаваемых на основе определённых правил. Речь – это сложная функция, и развитие ее завис...

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

Развитии образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при театрализации русских народных сказок.

С каждым годом все больше становится детей "молчунов", найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. К сожалению, сейчас всё больше внимания ...

План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"

Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста по средствам русских народных сказок

Нравственное воспитание детей по средствам русских народных сказок было темой моего самообразования и в течение определенноно времени перешло на практическое применение знаний, в связи с чем я с увере...

«Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»

Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказ...