НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Курносова Надежда Федоровна

"Четыре желания" - занятие по развитию речи для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_chetyre_zhelaniya.docx99.82 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи «Четыре желания»

Цель: формировать умение различать времена года по основным признакам,, составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.
Задачи:
1. Образовательные: формировать представления детей временах года и явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
2. Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Активизация словаря:
• времена года

• приметы каждого времени года;
• солнце, ручеек, сосулька, птицы.
Техническое обеспечение занятия
Оборудование: магнитофон, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П.И. Чайковский, мяч, указка-сосулька, мячик желтый, иллюстрации  зима, весна, лето, осень; деревянные палочки, колоски по 2 каждому ребенку ;маски  цапля, береза, осина, овощи, металлофоны.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Времена года», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о временах года; работа над составлением мнемосхем.
Планируемые результаты:
• воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
• у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
• дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
• расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Ход НОД

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем: (Дети встают в круг).
Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)
Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)
Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружочек,
Давай оживим наш волшебный кружочек!
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам!
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
“Солнце, привет! (машут солнцу.) Гости, привет! (машут гостям.)
Садятся на стулья. Давайте закроем глаза, сделаем глубокий вдох-выдох, вдох-выдох и послушаем Музыку.

II. Основная часть
Воспитатель:. Отгадайте, загадки про времена года.

Когда осыпаются листья с деревьев,

И тополь стоит, словно птица без перьев,

Когда осенью

Когда все укрыто седыми снегами,

И солнышко рано прощается с нами,

Когда…( зимой)

Когда возвращается в рощу кукушка,

И гром барабанщик гремит над опушкой,

Когда ….(весной)

Когда от жары мы спасаемся в речке,

А солнце пылает. Как золото в печке,

Когда…( летом)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно

2. Воспитатель: Весна (какая?): теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная, ветреная. Зима какая? Лето какое? Осень какая?
Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о временах года! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? (Дети встают полукругом). Давайте проверим!

3. Игра «Ласковое слово»
- Я вам буду давать солнце, и говорить слово, а вы мне будете отдавать солнце и говорить тоже слово, но ласково. Например: солнце – солнышко.
Ветер – ветерок.
Ручей – ручеёк.
Цветок – цветочек.
Ветка – веточка.
Лист – листочек.
Луч – лучик.
Облако – облачко.
Сосулька – сосулечка.
Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!
(Дети садятся на стульчики).

4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы-презентация.
Воспитатель: Ребята, мы с а помогут нам в этом схемы-картинки.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.
На экране схема первого предложения.
Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме.
(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети по всеми схемами составляют отдельные предложения).

Примеры составления предложений по мнемоквадратам: Весной…
• Ярко светит солнце.
• Тают сосульки.
• Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
• Тает снег и появляется трава
• Весной появляются первые цветы – подснежники.
• На деревьях набухают почки, появляется трава.
• Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
• Просыпаются животные после зимней спячки(медведь,ёж,барсук)
• Появляются насекомые

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/9/79577_73ee1ffbc1a0fa88109508cafe37a58d.jpg.jpg


Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники».

5. Физкульминутка «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
(Дети проходят на стульчики. На экране мнемотаблица для составления стихотворения о весне)

Воспитатель: Ребята, давайте порадуем нашу весну и выучим для неё стихотворение(Весна)? А кто мне будет помогать составлять стихотворение выберет волшебная сосулька.
(Один ребенок составляет стихотворение по картине).
Затем воспитатель приглашает воспитанников за столы, где они все приклеивают заготовки стихотворения.
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас стихотворения!

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Установка на дальнейшую деятельность.
Воспитатель: Ребята, о каких временах года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось? Какие чудеса мы видели весной? (Светит солнышко, прилёт птиц из тёплых стран, распустились подснежники, бегут ручьи и т. д.).
Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Какое у вас настроение? (радостное хорошее, весеннее, …) 
За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Звездочки-медальки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...