Конспект занятия по обучению пересказу детей подготовительной к школе группы "Как капелька стала снежинкой"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению пересказу детей подготовительной к школе группы

Пересказ сказки «Как капелька стала снежинкой»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению пересказу детей подготовительной к школе группы

Пересказ сказки «Как капелька стала снежинкой»

Образовательные задачи: Развивать у детей желание передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить естественнонаучные представления.                                                                         Совершенствовать грамматический строй речи, конструктивные навыки.

Развивающие задачи: Совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе. Оборудование: Мольберт, магнитная доска, сказка «Как капелька стала снежинкой», CD, музыкальный центр, электрический чайник, тарелка, тонкая бумага белого или голубого цвета, клеевые карандаши, влажные салфетки.

Предварительная работа                                                                                                                     - Рассматривание снежинок на прогулке.                                                                                                   - Проведение опытов со снегом и льдом в совместной деятельности.                                                     - Разучивание подвижной игры «Снежинки».

1.Организационный момент. Опыт «Откуда берется дождь». Уточнение естественнонаучных представлений. Создание эмоционально положительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию содержания сказки.

Воспитатель сообщает детям о начале занятия и приглашает их в центр экспериментирования.

Воспитатель. Мы с вами уже много говорили о круговороте воды в природе, проводили опыты. Сегодня давайте еще проведем одно наблюдение. Опыт называется «Откуда берется дождь». Я включаю чайник.

(Включает чайник.)

Что сейчас будет происходить с водой?

Дети. Она будет нагреваться, а потом закипит.

Воспитатель. Что произойдет, когда вода закипит?

Дети. Над чайником появится пар.

Воспитатель. Почему появится пар?

Дети. Пар появится, потому что вода начинает испаряться.

Над чайником появляется пар.

Воспитатель. Посмотрите, вода закипела, и над чайником действительно появился пар. Теперь я возьму тарелку и подержу ее над паром.

(Держит прозрачную стеклянную тарелку над чайником.)

Что происходит?

Дети. Пар оседает на тарелку. Тарелка запотела. На тарелке появились капельки. Они стали капать с тарелки обратно в чайник.

Воспитатель. Точно так же происходит и круговорот воды в природе. Под воздействием солнца вода испаряется с поверхности Земли, пары поднимаются в воздух и собираются высоко в небе в облака, а затем в тучи. Потом из туч выпадают осадки: дождь, снег, град. И вода основа попадает на поверхность Земли.

(Предлагает детям пройти на стульчики, стоящие перед мольбертом)

Мы провели этот опыт сегодня не случайно. Он напрямую связан со сказкой, которую вы сейчас услышите.

2. Прослушивание сказки с иллюстрированием на мольберте без нацеливания на пересказ. Развитие речевого слуха. Воспитание чувства языка.

Воспитатель предлагает детям сесть удобно и включает запись сказки, иллюстрируя ее с помощью картинок на мольберте.

                      

Сказка «Как капелька стала снежинкой»

Капелька лежала на листе лотоса, который тихо покачивался на волнах большой реки. Река называлась Нил и протекала в далекой Африке.

Было раннее утро. Ласковое солнышко пригревало нежно и не жарко. Капелька подставляла ему, то один бочок, то другой. Она и не знала, какое оно коварное, это африканское солнышко. Оно припекало все сильнее и сильнее, и, наконец, капелька почувствовала, что начинает испаряться. Она поднялась над листком лотоса и превратилась в крошечное, почти невидимое облачко. Капелька-облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо были видны огромный город Каир, раскинувшийся по берегам реки, древние пирамиды и загадочный сфинкс.

    К вечеру капелька-облачко встретила много других таких же капелек-облачков. Они стали собираться вместе, превратились в легкие белые облака и полетели над бескрайним, синим морем.

    Много приключений ждало впереди нашу капельку. Она проливалась на землю теплым дождем, летела в бурном потоке горной реки, снова поднималась в небо, становилась белым облаком или грозовой тучей.

    Но однажды проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была уже вовсе не капелькой и даже не облачком. Она превратилась в кружевную белоснежную снежинку. Но самое главное заключалось в том, что лежала снежинка на огромной лапе загадочного сфинкса. У ног сфинкса раскинулась большая река. По берегам реки поднимался величественный город.

    «Интересно, — подумала капелька. — Я отправилась в путешествие от большой реки Нил в Африке, из города Каира, где стоит загадочный сфинкс. А где же я оказалась? Здесь тоже большая река, огромный город и даже два сфинкса».

    Ей еще предстояло узнать, что оказалась она на берегу полноводной Невы в самом прекрасном на свете городе Санкт-Петербурге.

 3. Беседа по сказке. Развитие диалогической речи, памяти. Уточнение и расширение словаря глаголов.

Воспитатель. Где начинается действие сказки?

Дети. Действие сказки начинается в Африке, на реке Нил.

Воспитатель. Опишите раннее утро в Африке, на реке Нил. Что делала в это время капелька?

Дети. Было раннее утро. Ласковое солнышко пригревало нежно и не жарко. Капелька лежала на листе лотоса, который тихо покачивался на волнах. Капелька подставляла ему, то один бочок, то другой.

Воспитатель. Чего не знала капелька? И что с ней произошло?

Дети. Капелька и не знала, какое оно коварное, это африканское солнышко. Оно припекало все сильнее и сильнее, и наконец, капелька почувствовала, что начинает испаряться. Она поднялась над листком лотоса и превратилась в крошечное, почти невидимое облачко,

Воспитатель. Что произошло дальше с капелькой-облачком?

Дети. Капелька-облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо были видны огромный город Каир, раскинувшийся по берегам реки, древние пирамиды и загадочный сфинкс.

Воспитатель. Кого встретила капелька-облачко вечером? Что они стали делать?

Дети. К вечеру капелька-облачко встретила много других таких же капелек-облачков. Они стали собираться вместе, превратились в легкие белые облака и полетели над бескрайним, синим морем.

Воспитатель. Какие приключения ждали капельку в путешествии?

Дети. Она проливалась на землю теплым дождем, летела в бурном потоке горной реки, снова поднималась в небо, становилась белым облаком или грозовой тучей.

Воспитатель. Какое необыкновенное приключение произошло с капелькой однажды?

Дети. Капелька проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была уже вовсе не капелькой и даже не облачком. Она превратилась в кружевную белоснежную снежинку. Но самое главное заключалось в том, что лежала снежинка на огромной лапе загадочного сфинкса. У ног сфинкса раскинулась большая река. По берегам реки поднимался величественный город.

Воспитатель. Что подумала капелька-снежинка?

Дети. «Интересно, — подумала капелька. — Я отправилась в путешествие от большой реки Нил в Африке, из города Каира, где стоит загадочный сфинкс. А где же я оказалась? Здесь тоже большая река, огромный город и даже два сфинкса».

Воспитатель. Что предстояло узнать капельке-снежинке?

Дети. Ей предстояло узнать, что оказалась она на берегу полноводной Невы в самом прекрасном на свете городе Санкт-Петербурге.

Воспитатель. Понравилась ли вам сказка  про путешествие капельки?

Дети. Понравилась.

Воспитатель. Почему?

Ответы детей.

 4.  Пальчиковая гимнастика «Снежинки»                                                                                    Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Воспитатель приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Ритмичные удары, пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег, и снежинки  люблю.

Ритмичные удары, пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки?

В ладошке вода?

На первый вопрос сжать кулаки, на второй разжать.

Куда же исчезли снежинки?    Куда?

На первый вопрос сжать кулаки, на второй разжать.

Растаяли хрупкие    льдинки-лучи...

 Как видно, ладошки    мои   горячи.

Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

                                                                (Н. Нищева)

5.  Рассказывание сказки педагогом с нацеливанием детей на последующий  рассказ.   Развитие речевого слуха.

6.  Небольшая пауза для обдумывания сказки детьми.

Воспитатель предоставляет детям несколько минут для подготовки к пересказу.

Воспитатель. Сейчас вы подумаете одну минуту, подготовитесь и будете пересказывать сказку, глядя на картинки.

Воспитатель помещает на мольберт перед детьми мнемотехническую таблицу.

7.  Пересказ сказки с детьми по частям. Развитие связной речи, творческих способностей, просодики, мимики, пантомимики.

Воспитатель обязательно предупреждает детей, что говорить они должны правильно и красиво. Дети рассказывают сказку по частям с опорой на картинки.

8.  Изготовление поделки «Снежинка» в технике оригами

Развитие конструктивных навыков

Воспитатель. Вот как много чудесных снежинок!  Молодцы!  Похлопайте себе.

Дети хлопают, а потом убирают рабочие места и протирают руки влажными салфетками.

 9.  Пересказ сказки одним ребенком. Развитие связной речи, творческих способностей, просодики, мимики, пантомимики.

10.  Окончание занятия  Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1.     Закрепить навыки раз...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...

конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста (связной речи).

План-конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста (связной речи).Обучать детей составлению пересказа по частям на основе литературного произведения;  Развивать умени...