игры по звуковой культуре речи
картотека по развитию речи
совершенствование фонетического и слухового восприятия, умения различать на слух все звуки родного языка, отрабатывание дикции, интонационной выразительности речи, определение места звука в слове
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Игра «Замени звук»
Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Ход игры:
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.
Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
«Какого звука не хватает?»
Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
Материал: Предметные картинки на каждое слово.
Ход игры:
Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.
Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.
Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.
«Измени слово»
Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Ход игры:
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:
друг — дружок,
пирог — пирожок,
сапог — сапожок,
снег — снежок,
рог — рожок,
луг — лужок,
творог — творожок,
флаг — флажок.
«Третий лишний»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры:
Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:
шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;
голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.
«Назови картинку и найди первый звук»
Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Материал: Карты с нарисованными картинками.
Ход игры:
У детей – карты с нарисованными картинками.
Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
«Ловушка»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».
Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.
Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.
«Цепочка слов»
Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.
Материал: Мяч, значки и т.д.
Ход игры:
В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д.
Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.
«Какой звук чаще звучит?»
Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Ход игры:
Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Зазудел комарик тонко:
З-з-з — поёт он звонко-звонко,
Повторяет много раз
Резвым мошкам свой рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по звуковой культуре речи
Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение....
Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе: «Игры по звуковой культуре речи.»
Оптимизация процесса развития звуковой стороны речи посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков....
Авторские игры по звуковой культуре речи.№1
Авторские игры по звуковой культуре речи, созданные специально для повторения пройденного материала по обучению грамоте. Игры рекомендованы для детей подготовительных групп и их родителей....
Игры на звуковую культуру речи с детьми дома
Предлагаю игры на развитие у детей 5-6 лет звуковой культуры речи, в которые родители могут играть дома с детьми ....
Дидактические игры по звуковой культуре речи старшая группа.
Игры помогут детям в определении первого и последнего звука в слове, в нахождении места звука в слове. Упражнять детей в дифференциации звуков....
Дидактическая игра по звуковой культуре речи для детей раннего возраста «Снеговичок».
Игру можно использовать при дыхательной гимнастике....
Дидактические игры по звуковой культуре речи
Игры по звуковой культуре речи (словесные игры)...