Дидактические игры по звуковой культуре речи старшая группа.
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Игры помогут детям в определении первого и последнего звука в слове, в нахождении места звука в слове. Упражнять детей в дифференциации звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_zkr_starshaya_gruppa.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры по звуковой культуре речи. Старшая группа.
Д/И « ЦЕПОЧКА СЛОВ» К № 1
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Материал: карточки с картинками (карандаш – шкаф- флажок – куст – топор – ракета – автобус – сук – ключ – чайник- кошка – ананас- сом – мак)
Ход игры: У воспитателя карточка с изображением карандаша. Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. У кого есть картинка со звуком –ш - , прикладывает к моей картинке. Когда будет выложена вся цепочка слов, дети хором называют все предметы, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.
Д/И «НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» К № 2
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове ( в начале, середине или конце).
Материал: карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена).
Ход игры: Воспитатель ставит карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга, предлагает сказать, что изображено на карточках. Какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. Звук – а-. одно слово начинается на звук –а-, в другом он находится в середине, в третьем – в конце. Под каждой картинкой – полоска из трех клеток. Если звук в начале слова, то фишку надо поставить на первую клетку и т.
Д/И « ПОДБЕРИ СЛОВО К СХЕМЕ» К № 3
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове ( в начале, середине или конце).
Материал: карточки со схемами расположения звука в словах, одна клетка закрашена. Картинки: сумка, сом, совок, скамейка. Миска, капуста, лиса. Колос, ананас, автобус. Шапка, шуба, шляпа, мишка, ромашка, вишня, душ, карандаш, ландыш.
Ход игры: воспитатель раздает по карточке детям, объясняет, что обозначает закрашенная клетка. Берет карточку, называет ее, дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, ребенок берет картинку и кладет на свою карточку.
Получив карточку, ребенок подбирает 3 слова со звуком –с или ш-, ориентируясь на закрашенный квадрат.
Д/И « КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?» К № 4
Цель: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
Материал: карточки в виде плоских домиков с окошками. На чердачном окошке – буква. К – кот, коза, кролик, кенгуру. С – слон, собака, сорока, снегирь. З – заяц, зебра, коза. Ц- цыпленок, цапля, курица, ж – жираф, ежик, жаба.
Ход игры: на доске 2-3 домика, а на столе предметные картинки. Это домики для зверей и птиц, давайте им поможем заселиться. В первом домике будут жить те животные, в названии которых есть звук К, в другом – звук С и т.д. Дети отбирают нужные картинки и вставляют их в кармашки, а потом называют кого они поселили в домик и почему.
Н - П./И « КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ВЕЩИ?» К № 5
Цель: упражнять детей в дифференциации звуков С-Ш.
Материал: изображение 2 чемоданов, по кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук С – Ш (шуба, шапка, шарф, шаль, свитер, сарафан, сапоги…).
Ход игры: Дети должны собрать в чемодан вещи со звуком С-Ш. Дети по очереди называют картинку и если там есть его звук, кладут на свой чемодан, если нет – в сторону. Кто больше соберет вещей.
Н – П./И « МАГАЗИН» К № 6
Цель: упражнять детей в дифференциации звуков р-л, с-ш.
Материал: на полосках – квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды со звуками р-л, с-ш. Под картинками нарисованы квадраты, на них играющие будут класть деньги – буквы. Деньги – бумажные карточки с буквами с, ш, р, л.
Ход игры: воспитатель раздает каждому по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой и объясняет правила игры: «Я – продавец, а вы покупатели. На свои деньги – буквы каждый может купить в магазине 6 разных предметов. На букву –с- можно купить предметы, в названиях которых есть звук –с-, на букву –р- -вещи, в которых есть звук –р. Монетку выкладывайте на квадратик под нужной покупкой.
Д/И «НАЙДИ ПАРУ» К № 7
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Материал: диск, разделенный на две половины, по краю которого наклеено одинаковое количество кругов. На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать. Предметные картинки: коза-коса, трава-дрова, уточка-удочка, мишка-мышка, крыша-крыса, рак-мак, кит-кот, усы-осы, ком-сом, дом-дым.
Ход игры: воспитатель выкладывает диск с картинками, остальные картинки лежат на столе, в верхней половине диска расположены картинки и им нужно найти пару, картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает стрелка. Подобрав картинки, надо произнести четко коза-коса.
Д/И « ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН» К № 8
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов.
Материал: открытки с изображением цветов, названия которых состоят из 2-3-4 слогов. Роза, пион, астра, тюльпан, нарцисс; ромашка, василек, гвоздика. Четырехсложные: незабудка, колокольчик, хризантема. «Деньги» с двумя, тремя, четырьмя кружками.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в цветочный магазин и ставит перед детьми открытки с цветами. Одни с коротким названием: пион, другие – с длинным - незабудка. У вас есть карточка с кружками. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов), сколько кружков на карточке. Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают педагогу числовые карточки. В конце игры воспитатель сам показывает детям числовую карточку с двумя (3-4) кружками, просит показать и назвать купленные цветы с таким количеством слогов.
Д/И « ВКЛЮЧИ ТЕЛЕВИЗОР» К № 9
Цель: упражнять в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков. Упражнять в чтении слов из 3-4 букв.
Материал: таблица с двумя полосками: для предметных картинок и букв, справа – демонстрационные картинки: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка. Предметные картинки карточки с буквами.
Ход игры: чтобы включить телевизор и увидеть изображение, нужно определить первый звук в словах – названия картинок. Под этими звуками вы составите новое слово. Если слово составите правильно, то увидите картинку. Например картинки: матрешка, аист, кот, какое слово можно составить из звуков – м-а-к, это будет – кот.
Д/И « Как звучит слово?» К № 10
Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.
Ход игры: дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнит какое-нибудь слово, и сказать его рядом стоящему. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их чисто, отчетливо и громко.
Д/И « Стоп! Палочка, остановись!» К № 11
Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.
Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель - в центре. Дети называют слова и передают палочку рядом стоящему. Тематика слов обговариваются, это прилагательные: Какая собака?, Кошка? В результате дети подбирают много разных слов: полосатый, озорной, бедовый, ласковый, усатый, веселый… Если кто-то долго не может сказать слово, воспитатель говорит: «Стоп! Палочка, остановись!» Воспитатель меняет задание, теперь будем называть глаголы: «Что котенок делает?» - лакает, мяукает, сидит, ловит, играет, спит… Можно подбирать кличку котенку – имена существительные.
Д/И « Что звучит вокруг нас?» К № 12
Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.
Материал: предметы, находящиеся в групповой комнате.
Ход игры: дети стоят вокруг воспитателя. вы уже знаете, дети, что слова звучат. Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Игра в слова»
Скажи погромче слово «гром» – грохочет слово, словно гром. Скажи потише: «шесть мышат» - и сразу мыши зашуршат. Скажи: «Кукушка на суку» - тебе послышится «ку-ку». А скажешь слово «Листопад» - и листья падают, летят, И словно, наяву, ты видишь осень: желтый сад и мокрую траву. Скажи «Родник» - и вот возник, бежит в зеленой чаще Веселый ключ журчащий.
Слова звучат потому, что в них есть звуки, звуки разные: ззооннт, шшаарффиик, жжуук, рраак. Повторите вместе со мной эти слова, чтобы были слышны звуки. А теперь вы назовите каждый свое слово только, так, чтобы были слышны все звуки.
Д/И « подумай и скажи» К № 13
Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.
Материал: игрушки: птичка, мишка, зайка.
Ход игры: мы научились находить и ясно произносить разные слова. Все они звучат по-разному. Но есть среди них и такие, что звучат похоже: сверчок, паучок, жучок, или: резина, корзина. Перед вами игрушки: мишка, птичка, зайка. К каждому слову будем подбирать звучащие слова. Например: птичка – синичка, невеличка, певичка; мишка – топтыжка, малышка, сынишка; зайка – незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.
Д/И « Найди себе пару» К № 14
Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.
Ход игры: воспитатель предлагает игру: «Каждый должен найти себе пару. Для этого надо сказать слово и назвать сходное по звучанию. Например, Сережа говорит: Петрушка, а кто-то отвечает – Пеструшка, мишка – топтыжка, чайник – купальник, носок – песок, шина – машина». Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.
Д/И « Подскажи Петрушке звук» К № 15
Цель: показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные. Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.
Материал: Петрушка, ширма.
Ход игры: Петрушка сообщает детям, что будет им читать, но в некоторых словах будет специально недоговаривать звук, дети должны ему подсказать. Вначале дети говорят хором, потом индивидуально.
На солнышке грелся черноухий котёно…. На него смотрел белолапый щено… Охотники развели в лесу косте… Ученик держал в руке каранда… Малыш попросил купить красный ша… На лесную поляну выбежал зая… В зоопарке жили сло.., бегемо.., крокоди… По стволу стучал пестрый дяте… Белочка спрятала орешки в дупл… По двору бродили пету.., куриц.., утк….
Д/И « Какое слово задумано?» К № 16
Цель: показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные. Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.
Материал: предметные картинки: ромашка, ключ, книга, стол, цыпленок, шкаф (для воспитателя). Трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка – для детей.
Ход игры: воспитатель показывает карточку с изображением ромашки и говорит «. омашка». Дети поправляют – ромашка. Какой звук в начале слова? – р-. И так поступает с остальными картинками: .люч, .нига, .тол, .веток, .каф, дети поправляют воспитателя, четко выделяя первый звук. Воспитатель говорит: .ак, .рактор, .ровать, .гурец…Дети отгадывают какое это слово и показывают карточку.
Д/И « Какой звук потерялся?» К № 17
Цель: показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные. Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.
Ход игры: воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых слова он специально не проговаривает первый звук. Например: «Наша Таня .ромко плачет, .ронила в речку .ячик». Дети восстанавливают пропущенные звуки. Когда дети будут достаточно подготовлены, им предлагается самим в знакомых строчках пропускать один звук в каком-либо слове.
Д/И «Вот так произносятся звуки» К № 18
Цель: показать детям, что звуки в словах, произносятся друг за другом в определенной последовательности. Научить их протяжно произносить слова с выделением в них определенного звука.
Материал: демонстрационная звуковая линейка 60х8см.
Ход игры: воспитатель просит произнести протяжно слово «Ау!» - Аааууу – повторяют дети. Слышите, как звучат звуки: сначала первый звук – ааа -, потом второй – ууу. Вместе – Аааууу! Какой первый звук, какой – второй? Воспитатель показывает звуковую линейку. Когда воспитатель произносит первый звук а, он начинает двигать выдвигаемую часть линейки, в первом окошке появляется квадрат синего цвета. Произнеся звук у, воспитатель продолжает выдвигать линейку, и получается 2 окошка. Звуковая линейка помогает детям осознать, что звуки в слове идут друг за другом. Слова: шар, дом, булка…
Д/И « Назовите слово» К № 19
Цель: закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Показать , что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие). В коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго. В длинном – много, звучит оно дольше. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.
Материал: демонстрационная звуковая линейка.
Ход игры: воспитатель предлагает детям произнести слова и обращает внимание на то, что все слова разные. Познакомимся с линейкой №2, в ней при выдвижении подвижной части, открываются окошки по количеству слогов в слове. Например, ребенок произносит слово сок, то последовательно открываются 3 окошка по количеству звуков. Потом воспитатель произносит более длинные слова Чебурашка, мишка, обращает внимание детей на то, что в одном слове мало звуков, а в другом много. Первые слова: ус, уж, он, ах, сыр, мир…
Д/И « Кто найдет короткое слово?» К № 20
Цель: закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Показать , что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие). В коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго. В длинном – много, звучит оно дольше. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.
Материал: звуковая линейка №2, для детей – 25х4см., для воспитателя – 60х8см.
Ход игры: воспитатель на большой линейке показывает, что в разных словах разное количество звуков, а от того, сколько звуков, зависит длительность звучания слова. Педагог произносит короткие слова: мяч, мук, и длинные – вертушка, холодильник. Затем учит детей работать с линейками, предлагая произносить короткие слова и показывать на линейке количество звуков в них.
Д/И «Молчанка» К № 21
Цель: закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Показать , что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие). В коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго. В длинном – много, звучит оно дольше. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.
Материал: игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате, звуковые линейки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и поискать короткие и длинные слова. Ведущий ищет предметы с коротким названием, найдя, останавливается и хлопает в ладоши. Дети проверяют на своих линейках. Следующий ведущий ищет слово с длинным названием.
Д/И « Слово можно прошагать» К № 22
Цель: закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Показать , что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие). В коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго. В длинном – много, звучит оно дольше. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.
Ход игры: воспитатель говорит детям, что узнать длинное или короткое слово, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает (хлопает). Педагог обращает внимание детей на то, что получится только один шаг (хлопок). Произносит слово шар, шагает, и дети шагают тоже, получился один шаг. Дети называют слова и шагают. Кто назовет самое длинное слово, то победитель. Считать шаги не главное, надо обратить внимание на длительность звучания слова.
Д/И «Поймай мяч» К № 23
Цель: закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Показать , что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие). В коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго. В длинном – много, звучит оно дольше. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.
Ход игры: дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Дети, в одной шеренге, произнося короткие слова, в другой – длинные и передают мя следующему игроку. Потом меняются. Можно придумывать клички животным или одинаковые по звучанию слова: нос, трос, кол, гол, дол…
Д/И « Что получится?» К № 24
Цель: закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Показать , что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие). В коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго. В длинном – много, звучит оно дольше. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.
Материал: предметные картинки: лис, лист, кот, уж, звуковые линейки, веревка.
Ход игры: воспитатель показывает картинку, на которой изображен лис, и говорит, что короткое слово лис нужно превратить в длинное. Дети называют слова: лисонька, лисенок, лисичка, лисица. короткое слово лис, дети проговаривают протяжно и следят за последовательностью расположения звуков с помощью линеек. Такая работа проводится со всеми словами: уж (ужонок, ужоночек), кот (котенок, котофей), лист (листочек, листики, лиственный).
Д/И « Что нужно кукле?» К № 25
Цель: научить детей слышать отдельные звуки внутри слова. Упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенными звуками.
Материал: предметные картинки: мыльница с мылом, полотенце, зубная паста, щетка, тарелка, чашка, чайник…
Ход игры: воспитатель показывает картинки и просит назвать каждый предмет, рассказать для чего он нужен и какие звуки слышны в его названии. Затем просит отобрать для куклы предметы, которые нужны для умывания. Сначала те, в которых слышится звук –л – (мыло, полотенце, ложка, вилка, тарелка), потом – со звуком – т – (паста, щетка, полотенце), со звуком – ч – (чайник, чашка). Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили название предмета, выделяли голосом нужный звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по звуковой культуре речи для детей раннего возраста «Снеговичок».
Игру можно использовать при дыхательной гимнастике....
Дидактические игры по звуковой культуре речи
Игры по звуковой культуре речи (словесные игры)...
Звуковая культура речи. Старшая группа. Тема: «Игры на участке» составление рассказа.
Звуковая культура речи. Старшая группа. Тема: «Игры на участке» составление рассказа....
Игры по звуковой культуре речи. Старшая группа
Игры по звуковой культуре речи.Старшая руппа....
Систематические развивающие дидактические игры по звуковой культуре речи детей
Дидактическая игра...
ПУТЕШЕСТВИЕ ПАРОВОЗИКА (дидактическая игра по звуковой культуре речи)
ЦЕЛЬ1.Учить детей определять наличие указанного звука в словах.2.Упражнять в определении количества звуков в словах.3. Упражнять в определении количества слогов в словах....
Систематические развивающие дидактические игры по звуковой культуре речи детей
Систематический развивающие дидактические игры по звуковой культуре речи детей...