Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе: «Игры по звуковой культуре речи.»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Оптимизация процесса развития звуковой стороны речи посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost_roditeley_i_detey_v_starshey_gruppe.docx2_.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе:
«Игры по звуковой культуре речи.»
Составитель: Карпенко Л. А.
Цель: Оптимизация процесса развития звуковой стороны речи посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.
Задачи:
- Привлечь родителей к вопросу и проблеме развития звуковой стороны слова детей в современных условиях.
- Познакомить родителей с некоторыми играми на развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания и дикции детей.
- Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка.
- Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.
Интегрируемые образовательные области: «Речевая» , «Физическая», «Художественно – Эстетическая», «Познание», «Социально – Коммуникативная».
Материалы: Пластмассовые крышки; счётные палочки; листы бумаги; фломастеры; зеркало.
Ход.
Позвольте сегодняшнюю встречу нашу начать с небольшой цитаты:
«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка; строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.»
Д. Б. Эльконин.
Звуковая сторона слова безусловно является важной стороной в развитии речи дошкольников. Она включает в себя не только правильное звукопроизношение, но и развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания, дикции, голосового и речевого аппарата, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Сегодня я хотела бы предложить вам поиграть вместе с ребятами в интересные игры, в которые вы можете играть дома. Они не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат.
Артикуляционная гимнастика.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Родители с детьми выполняют упражнения для языка: «Лопата», « Вкусное варение», « Чашечка», «Часики», «Иголочка», «Качели», «Лошадка» (для правильности выполнения используется зеркало).
Игра «Эхо» цель: развитие слухового внимания.
Играющие разбиваются на две команды. Одна- дети, пришедшие в лес, другая – «эхо»(родители). В ходе игры воспитатель даёт задание команде «Ребят», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Ребята» говорят громко, а «Эхо» - значительно тише.
Игра «Нарисуем дом для Незнайки» цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.
Воспитатель. Дети построили новый дом для игрушек. У Незнайки тоже есть комната (показывает на лист бумаги). Но в ней ничего нет. Давайте поможем ему обставить комнату мебелью, купить то, что нужно ему в хозяйстве и что он будет есть. Но в названии всех предметов должен быть звук «р». Дети рисуют с родителями. Примерный перечень: кровать, люстра, торшер, телевизор, радио, ковёр, картина, кружка, простыня, ручка, гитара, сыр, мороженое, торт, груша, рыба…..
Речевое упражнение «Снеговик» с движениями.
Давай, дружок, смелей, дружок,(имитация лепки снежка ладошками)
Кати по снегу свой снежок-(движения ладошек «от себя»)
Он превратится в толстый ком,(делают «толстый круг» руками)
И станет ком снеговиком.(изображают 2 круга руками)
Его улыбка так светла-(растягивают губы в улыбку)
Два глаза….шляпа…(дотрагиваются руками до глаз, изображают шляпу)
Нос…метла….(дотрагиваются до носа ,изображают метлу)
Но солнце припечёт слегка-(закрывают ладошкой один глаз)
Увы!- и нет снеговика.( разводят руками)
Речевое упражнение «Ты мороз, мороз…»
Ты мороз, мороз, мороз,(согнутыми крест-накрест руками трут предплечья)
Не показывай свой нос!(указательным пальцем грозят зиме)
Уходи скорей домой,(«прогоняют» зиму , махая попеременно то правой, то левой рукой)
Стужу уводи с собой.(совершают движения руками , будто тянут за верёвку)
А мы саночки возьмём,(спина прямая, приседают на корточки и берут санки)
Мы на улицу пойдём.(маршируют на месте)
Сядем в саночки, самокаточки.(Приседают на корточки, одновременно вытягивают прямые руки перед собой. Совершают перевод прямых рук за спину)
Родители вместе с детьми выполняют эти упражнения в кругу.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
«Рука - это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.
- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.
Пальчиковая гимнастика:
- Способствует овладению навыками мелкой моторики;
- Помогает развивать речь ребенка;
- Повышает работоспособность коры головного мозга;
- Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- Снимает тревожность.
Игры с предметами
Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика.
Положите на пол лист бумаги. И попросите ребёнка поднять его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т.д.
На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее.
Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
· "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
· Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
· Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
· Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
· Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
· Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
· Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
- Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
- Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
- Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
- Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно–образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе на тему Звуковая культура речи, звук [ш].
Конспект НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....
КОНСПЕКТ Интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности:...
Картотека игр речевое развитие младшая группа «Игры на развитие звуковой культуры речи»
для воспитателей детского сада...
Консультация для родителей старшей группы по теме «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста»
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка.Она возникает и развивается при наличии нескольких условий:• нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы (ЦНС) ...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Звуковая культура речи» (проверка усвоенного материала)
Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их....
Конспект совместной деятельности родителей и детей по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей первой младшей группы На тему: «Праздник на нашей улице"
Задачи: Дать элементарные знания ребенку о празднике «День Победы», о том,активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Оборудование: подборка карти...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж и Ш".
Цель: отчётливо произносить звуки [ж] и [ш], дифференциация этих звуков.Задачи.Обучающие: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [ж] и [ш], и их дифференциации их в словах, предложения...