Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе: «Игры по звуковой культуре речи.»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

 Оптимизация процесса развития звуковой стороны речи посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе:

«Игры по звуковой культуре речи.»

Составитель: Карпенко Л. А.

Цель: Оптимизация процесса развития звуковой стороны речи посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.  

Задачи:

  1. Привлечь родителей к вопросу и проблеме развития звуковой стороны слова детей в современных условиях.
  2. Познакомить родителей с некоторыми играми на развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания и дикции детей.
  3. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка.
  4. Научить элементам фольклорной  пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.      

Интегрируемые образовательные области: «Речевая» , «Физическая», «Художественно Эстетическая», «Познание», «Социально – Коммуникативная».

Материалы: Пластмассовые крышки; счётные палочки; листы бумаги; фломастеры; зеркало.

Ход.

Позвольте сегодняшнюю встречу нашу начать с небольшой цитаты:

«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка; строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.»  

                                                                                    Д. Б. Эльконин.  

Звуковая сторона слова безусловно является важной стороной в развитии речи дошкольников. Она включает в себя не только правильное звукопроизношение, но и развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания, дикции, голосового и речевого аппарата, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Сегодня я хотела бы предложить вам поиграть вместе с ребятами в интересные игры, в которые вы можете играть дома. Они не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат.

Артикуляционная гимнастика.  

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Родители с детьми выполняют упражнения для языка: «Лопата», « Вкусное варение», « Чашечка», «Часики», «Иголочка», «Качели», «Лошадка» (для правильности выполнения используется зеркало).

Игра «Эхо» цель: развитие слухового внимания.

Играющие разбиваются на две команды. Одна- дети, пришедшие в лес, другая – «эхо»(родители). В ходе игры воспитатель даёт задание команде «Ребят», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Ребята» говорят громко, а «Эхо» - значительно тише.

Игра «Нарисуем дом для Незнайки» цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Воспитатель. Дети построили новый дом для игрушек. У Незнайки тоже есть комната (показывает на лист бумаги). Но в ней ничего нет. Давайте поможем ему обставить комнату мебелью, купить то, что нужно ему в хозяйстве и что он будет есть. Но в названии всех предметов должен быть звук «р». Дети рисуют с родителями. Примерный перечень: кровать, люстра, торшер, телевизор, радио, ковёр, картина, кружка, простыня, ручка, гитара, сыр, мороженое, торт, груша, рыба…..

Речевое упражнение «Снеговик» с движениями.

Давай,  дружок, смелей, дружок,(имитация лепки снежка ладошками)

Кати по снегу свой снежок-(движения ладошек «от себя»)

Он превратится в толстый ком,(делают «толстый круг» руками)

И станет ком снеговиком.(изображают 2 круга руками)

Его улыбка так светла-(растягивают губы в улыбку)

Два глаза….шляпа…(дотрагиваются руками до глаз, изображают  шляпу)

Нос…метла….(дотрагиваются до носа ,изображают метлу)

Но солнце припечёт слегка-(закрывают ладошкой один глаз)

Увы!- и нет снеговика.( разводят руками)

Речевое упражнение «Ты мороз, мороз…»

Ты мороз, мороз, мороз,(согнутыми   крест-накрест руками трут предплечья)

Не показывай свой нос!(указательным пальцем грозят зиме)

Уходи скорей домой,(«прогоняют» зиму , махая попеременно то правой, то левой рукой)

Стужу уводи  с собой.(совершают движения руками , будто тянут за верёвку)

А мы саночки возьмём,(спина прямая, приседают на корточки и берут санки)

Мы на улицу пойдём.(маршируют на месте)

Сядем в саночки, самокаточки.(Приседают на корточки,  одновременно вытягивают прямые руки перед собой. Совершают перевод прямых рук за спину)    

Родители вместе с детьми выполняют эти упражнения в кругу.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

«Рука - это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика:

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • Помогает развивать речь ребенка;
  • Повышает работоспособность коры головного мозга;
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
  • Снимает тревожность.

Игры с предметами

Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика.

Положите на пол лист бумаги. И попросите ребёнка поднять его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т.д.

На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее.

Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

·         "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

·         Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

·         Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

·         Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

·         Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

·         Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

·         Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

  • Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
  • Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

  • Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
  • Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно–образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе на тему Звуковая культура речи, звук [ш].

Конспект НОД по подготовке  детей старшего дошкольного возраста к  обучению грамоте....

КОНСПЕКТ Интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности:...

Консультация для родителей старшей группы по теме «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста»

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка.Она возникает и развивается при наличии нескольких условий:• нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы (ЦНС) ...

Конспект совместной деятельности родителей и детей по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей первой младшей группы На тему: «Праздник на нашей улице"

Задачи: Дать элементарные знания ребенку о празднике «День Победы», о том,активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Оборудование: подборка карти...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж и Ш".

Цель: отчётливо произносить звуки [ж] и [ш], дифференциация этих звуков.Задачи.Обучающие: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [ж] и [ш],  и их дифференциации их в словах, предложения...