Перспективный план по развитию речи через чтение художественной литературы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Коробкова Наталья Вячеславовна

Перспективный план по развитию речи через чтение художественной литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan.docx266.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД№22»




Перспективный план на тему «Развитие диалогической речи через чтение и восприятие художественной литературы»


           

H:\театр\20180221_110750.jpg

Перспективное планирование:

Коммуникация: (развитие речи), (чтение художественной литературы)

Дата

Тема

Содержание

Автор страница

Дата выполнения

03.09.2018

 Развитие речи: «Мы воспитанники старшей группы»

Дать детям испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники, напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

В. В. Гербова стр. 30 №1

06.09.2018

Чтение художественной литературы: Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…»

В. В. Гербова стр. 32 №2

10.09.2018

Развитие речи: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з –с

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с  и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

В.В. Гербова стр. 34  №4

13.09.2018

Чтение художественной литературы: Пересказ сказки «Заяц-хваста».

Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана

В.В. Гербова стр. 33 №3

17.09.2018

Развитие речи: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

В.В. Гербова стр. 35 №5

20.09.2018

чтение художественной литературы: Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Помочь детям запомнить и выразительно

читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении)

В.В. Гербова стр. 37 №6

24.09.2018

Развитие речи:

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

В.В. Гербова стр. 38 №7

27.09.2018

Чтение художественной литературы: Веселые рассказы Н. Носова

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова

В.В. Гербова стр. 40 №8

01.10.2018

Развитие речи:

Учимся вежливости

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

В.В. Гербова стр. 41 №2

04.10.2018

Чтение художественной литературы:

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением – перевертышем.

В.В. Гербова стр. 40 №1

08.10.2018

Развитие речи:

Обучение рассказыванию: описание кукол.

Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

В.В. Гербова стр. 43 №3

11.10.2018

Чтение художественной литературы:

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.

Закрепить правильное произношение звуков с – ц;  учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с Новой загадкой.

В.В.Гербова стр. 44 №4

15.10.2018

Развитие речи:

Рассматривание картины «Ежи» и составление  рассказа по ней.

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картине,  придерживаясь плана.

В.В. Гербова стр. 46 №5

18.10.2018

Чтение художественной литературы:

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Упражнять детей в подборе существительных к  прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

В.В. Гербова стр. 47 №6

22.10.2018

Развитие речи:

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Стефа «Совет», научить выразительно читать его.

В.В. Гербова стр. 48 №7

25.10.2018

Чтение художественной литературы:

Литературный калейдоскоп.

Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

В.В. Гербова стр. 49 №8

29.10.2018

Развитие речи:

Рассказывание по картине

: учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ

В.В. Гербова стр. 51 №2

01.11.2018

Чтение художественной литературы: Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

В.В. Гербова стр. 50 №1

08.11.2018

Чтение художественной литературы: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Вспомнить известные детям русские народные сказки; познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Н.Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения; развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

В.В. Гербова стр. 52 №3

12.11.2018

Развитие речи:

Звуковая культура речи: работа со звуками ж –ш

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со  звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении знакомого звука, в умении  дифференцировать звуки ж ш в словах; учить находить в рифмофках и стихах слова со звуками ж и ш; совершенствовать интонационную выразительность речи

В.В. Гербова стр. 53 №4

15.11.2018

Чтение художественной литературы: Чтение рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков»

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом «Как я ловил человечков»

В.В. Гербова стр. 56 №7

19.11.2018

Развитие речи:

Обучение рассказыванию.

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д.Нагишкина; в сокращении)

В.В. Гербова стр. 55 №5

22.11.2018

Чтение художественной литературы: Завершение работы над сказкой «Айога».

Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя

В.В. Гербова стр. 56 №6

26.11.2018

Развитие речи: Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе».

Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).

В.В. Гербова стр. 61 №2

29.11.2018

Чтение художественной литературы: Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат».

учит детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

В.В. Гербова стр. 57 №8

03.12.2018

Развитие речи: Чтение стихотворений о зиме

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

В.В. Гербова стр. 60 №1

06.12.2018

Чтение художественной литературы: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее.

В.В. Гербова стр. 63 №3

10.12.2018

Развитие речи: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове.

В.В. Гербова стр. 64 №4

13.12.2018

Чтение художественной литературы: Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце»

В.В. Гербова стр. 66 №5

17.12.2018

Развитие речи:

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой».

 Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

В.В. Гербова стр. 66 №6

20.12.2018

Чтение художественной литературы: Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофана «Нарядили елку…»

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

В.В. Гербова стр. 68 №7

24.12.2018

Развитие речи:

Дидактические игры со словами.

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

В.В. Гербова стр. 68 №8

27.12.2018

Чтение художественной литературы:

Чтение рассказа С. Снегирева «Как я спас Деда Мороза»

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять.. почему это рассказ,, а не сказка.

В.В. Гербова стр. 71 №2

31.12.2018

Развитие речи:

Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра  «Подбери рифму».

Учить детей учавствовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

В.В. Гербова стр. 70 №1

10.01.2019

Чтение художественной литературы: чтение сказки Б.Шергина «Рифмы», стихотворения Э.Машковской «Вежливое слово»

Познакомить детей с необычной сказкой Б.Шергина «Рифмы», стихотворением Э.Машковской «Вежливое слово»; обогащать словарь детей вежливыми словами

В.В. Гербова стр. 74 №4

14.01.2019

Развитие речи:

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Учить детей целенаправленному рассмотрению картины; воспитывать умение составлять логичный эмоциональный и содержательный рассказ

В.В. Гербова стр. 72 №3

17.01.2019

Чтение художественной литературы: Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и вороненок»

Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям)

В.В. Гербова стр. 76 №6

21.01.2019

Развитие речи: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж

В.В. Гербова стр. 75 №5

24.01.2019

Чтение художественной литературы: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений; помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство» (в сокращении)

 

28.01.2019

Развитие речи: Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»

Упражнять детей в творческом рассказывании; умении употреблять обобщающие слова.

В.В. Гербова стр. 79 №8

31.01.2019

Чтение художественной литературы:

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).

В.В. Гербова стр. 83 №3

04.02.2019

Развитие речи: Беседа на тему «О друзьях и дружбе».

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

В.В. Гербова стр. 80 №1

07.02.2019

Чтение художественной литературы: Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж».

Учить детей пересказывать сказку , сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

В.В. Гербова стр. 84 №5

11.02.2019

Развитие речи:

Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово».

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

В.В. Гербова стр. 82 №2

14.02.2019

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.

В.В. Гербова стр. 86 №6

18.02.2019

Развитие речи:

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч - щ

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

В.В. Гербова стр. 83 №4

21.02.2019

Чтение художественной литературы: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)), придерживаясь плана.

В.В. Гербова стр. 87 №7

28.02.2019

Чтение художественной литературы: Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки»

Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

В.В. Гербова стр. 88 №8

04.03.2019

Развитие речи:

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений  Е. Благиной «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном».

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное , уважительное отношение к мамам.

В.В. Гербова стр. 91 №1

07.03.2019

Чтение художественной литературы:

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка».

Учить детей

работать с картинками с последовательно развивающимся действием.

В.В. Гербова стр. 92 №2

11.03.2019

Развитие речи:

Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были,  мы не скажем…».

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

В.В. Гербова стр. 93 №3

14.03.2019

Чтение художественной литературы: Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

В.В. Гербова стр. 94 №4

18.03.2019

Развитие речи:

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов».  

Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»  (по своему выбору).

В.В. Гербова стр. 95 №5

21.03.2019

Чтение художественной литературы:

Чтение рассказов В. Драгунского «Друг детства».

Познакомить детей с  рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.

В.В. Гербова стр. 95 №6

25.03.2019

Развитие речи: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения ДЖ. Ривза «Шумный Ба-бах»

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч.; познакомить со стихотворением ДЖ. Ривза «Шумный Ба-бах»

(перевод с английского М. Боровицкой).

В.В. Гербова стр. 96 №7

28.03.2019

Чтение художественной литературы:

Чтение сказки «Сивка–Бурка».

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка–Бурка» (обработка М. Булатова).

В.В. Гербова стр. 97 №8

01.04.2019

Развитие речи:

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л - р

Упражнять детей в различении  звуков л - р

в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук на слух сходные по артикуляции звуки.

В.В. Гербова стр. 98 №1

04.04.2019

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово».

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

В.В. Гербова стр. 99 №2

08.04.2019

Развитие речи:

Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

В.В. Гербова стр. 101 №3

11.04.2019

Чтение художественной литературы:

Повторение программных стихотворений. Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».

В.В. Гербова стр. 102 №4

15.04.2019

Развитие речи:

Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову).

Продолжать учить детей пересказывать.

В.В. Гербова стр. 103 №5

18.04.2019

Чтение художественной литературы:

Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».

В.В. Гербова стр. 104  №6

22.04.2019

Развитие речи:

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

Активизировать словарь детей.

В.В. Гербова стр. 104 №7

25.04.2019

Чтение художественной литературы:

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

В.В. Гербова стр. 105 №8

29.04.2019

Развитие речи:

Обучение рассказыванию по картинкам.

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

В.В. Гербова стр. 107 №2

06.05.2019

Развитие речи: Лексические упражнения.

Проверить, насколько богат словарный запас детей.

В.В.Гербова стр. 108 №4

13.05.2019

Развитие речи: Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала).

Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

В.В. Гербова стр. 109 №6

16.05.2019

Чтение художественной литературы:

Литературный калейдоскоп.

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.

В.В.Гербова стр. 106 №1

20.05.2019

Развитие речи:

Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»

Проверить, умеют ли дети составлять подробные рассказы на темы из личного опыта.

В.В. Гербова стр. 110 №7

23.05.2019

Чтение художественной литературы: Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения.

Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

В.В. Гербова стр. 107 №3

27.05.2019

Развитие речи:

Повторение пройденного материала.

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логические рассказы на темы из личного опыта.

В.В. Гербова стр. 110  №8

30.05.2019

Чтение художественной литературы:

Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол».

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол».

В.В. Гербова стр. 109 №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию речи и чтению художественной литературы.

Чтение книг, пересказ, составление описательного рассказа по картине, заучивание наизусть стихотворения. ...

Перспективный план по приобщению детей к чтению художественной литературы

План по приобщению детей старшей группы к чтению художественной литературы по лексическим темам....

Перспективный план по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"

Перспективный план по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"...

Конспект занятия по развитию речи через чтение художественной литературы. «В Сказку»

Цели занятия:Закрепить и уточнить знания детей о народных и авторских сказках.Задачи:Обогащение и активизация словаря.Учить отгадывать загадки, обосновывая ответ.Повторить с детьми программные произве...

Перспективный план по нравственному воспитанию через чтение художественной литературы

перспективный план по нравственному воспитанию посредством художественной литературы у старших дошкольников...

Конспект родительского собрания в старшей группе. « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы " Собрание-практикум.

Конспект родительского собрания в старшей группе.СЛАЙД 1Тема: « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы "Собрание-практикум. Цели и задачи:Формирова...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...