Перспективный план по развитию речи и чтению художественной литературы.
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа) на тему
Чтение книг, пересказ, составление описательного рассказа по картине, заучивание наизусть стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_temnikovskiy_detskiy_sad_kombinirovannogo_vida.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»
Перспективный план по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной группе.
Воспитатель:
Кудашева А.В.
2015-2016 уч. Год.
Сентябрь | |||
Тема | Цель | Оборудование | Примечание |
№1 «Мы- воспитанники старшей группы» | Дать детям возможность испытать гордость от того , что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. | Карточки, картинки | В. В. Гербова, стр. 26 |
№2 «Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень». | Картинки | В.В. Гербова, стр. 32 |
№3 Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с | Упражнять детей в отчётливом произношении звуков з-с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию; измерять их протяжённость. | Карточки, игрушки. | В.В.Гербова, стр. 29-30, Н.С.Варенцова, стр.53-54 |
№4 Чтение сказки Д.Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ р.н.с. «Репка» | Учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, идеях двух сказок; помогать детям замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. | Иллюстрации. | О.С.Ушакова, стр. 118 |
№5 Рассказывание морд. нар. сказки «Лыковый кошель». Чтение морд. заклички «Солнышко | Продолжать знакомить с морд. фольклором (сказками). Развивать фонематический слух. Знакомить детей с жанровой характеристикой фольклорного произведения. | Иллюстрации. | Хрестоматия Валдоня стр.34, 68 |
№6 Чтение морд. нар. сказки «Куйгорож» | Продолжать знакомить детей с морд. сказками, учить отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать интерес к произведениям морд. художественной литературы. | Иллюстрации. | Хрестоматия «Валдоня», стр. 55. |
№7 Пересказ рассказа морд. писателя Ф.А.Атянина «Разбитая тарелка» | Продолжать знакомить детей с рассказами морд. писателей, учить пересказывать. Воспитывать интерес к произведениям морд. художественной литературы. | Иллюстрации. | Хрестоматия «Валдоня», стр. 182 |
№8 Рассказывание сказки морд. писателя Я.М.Пинясова «О том, как зайчик потерял хвост» | Продолжать знакомить детей с произведениями морд. художественной литературы. Развивать фонематический слух. Совершенствовать интонационную выразительность мокшанской речи. | Иллюстрации. | Хрестоматия «Валдоня», стр. 183 |
№9 «Учимся вежливости» | Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. | Сюжетные картинки. | В.В.Гербова, стр. 36-38 |
Октябрь | |||
№1 Чтение рус. нар. сказки «Крылатый, мохнатый да масленый». | Учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки; знакомить с новыми фразеологизмами. | Сказка «Крылатый, мохнатый да масленый», иллюстрации. | О.С.Ушакова, стр. 115 |
№2 Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц. | Закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком, называть слова со звуком с и ц. Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. | Фланелеграф, предметные картинки с изображением кота, лисы, медведя, зайца. | В.В.Гербова, стр. 39-41. |
№3 Обучение рассказыванию «Наше тело». | Закрепить знание названий частей тела человека; учить подбирать синонимы; учить составлять предложения на наглядном материале и объединять их в небольшой рассказ; развивать внимание и память. | Картинки с изображением людей, кукла. | Л.Е.Кыласова, стр. 50. |
№4 Обучение рассказыванию «Флаг и герб России». | Дать представление о флаге и гербе России, что они символизируют. Воспитывать любовь к Родине. | Флаг, герб. | Г.А.Шорыгина «Наша Родина-Россия», стр. 30-31. |
№5 Чтение тат. нар. сказки «Три дочери» и рассказа В.Осеевой «Три сына». | Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета; помогать детям замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, передавать своё отношение к персонажам. | Иллюстрации. | О.С.Ушакова, стр. 117. |
№6 Обучение рассказыванию: описание кукол. | Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. | Куклы. | В.В.Гербова, стр. 38-39. |
№7 Чтение чуваш. нар. сказки «Мышка Вострохвостик». | Формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания; учить осмысливать идею произведения; обогащать словарный запас. | Сказка «Мышка Вострохвостик». | О.С.Ушакова, стр. 108. |
№8 Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. | Картина «Ежи» (из серии «Дикие животные» П.Меньшиковой). | В.В.Гербова, стр.41. |
№9 Чтение сказки А.Милна «Винни-Пух и все-все-все». | Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий; помогать придумывать новые эпизоды, названия. | Сказка «Винни-Пух и все-все-все», бумага,карандаши. | О.С.Ушакова, стр. 114-115. |
Ноябрь | |||
№1 Чтение рассказа морд. писателя П.Я.Машканцева «Дерево жизни». | Продолжать знакомить детей с рассказами морд. писателей, учить отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать интерес к произведениям морд. художественной литературы. | Рассказ «Дерево жизни». | Хрестоматия «Валдоня», стр. 202-203. |
№2 Рассказывание морд. нар. сказки «Виряня». | Продолжать знакомить детей с морд. сказками, жанровой характеристикой. Воспитывать любовь к Мордовии. | Сказка «Виряня». | Хрестоматия «Валдоня», стр.40-43. |
№3 Рассказывание морд. нар. сказки «Медведь-песельник». | Продолжать знакомить с морд. фольклором(сказками). Развивать фонематический слух. Совершенствовать интонационную выразительность мокшанской речи. | Сказка «Медведь- песельник». | Хрестоматия «Валдоня», стр. 44-45, |
№4 Заучивание наизусть морд. прибаутки «Хоть я мал как шишечка». Морд. заклички «Липа- лий, лий, лий». | Продолжать знакомить с морд. фольклором. Воспитывать интерес к морд. нар. творчеству. Развивать память, речь. | Кукла Петрушка. | Хрестоматия «Валдоня», стр. 67,68. |
№5 Обучение рассказыванию. Нанайская народная сказка «Айога». | Учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; воспитывать отрицательное отношение к лени. | Сказка «Айога» (в обработке Д. Нагишкина), пословицы и поговорки. | О.С.Ушакова, стр.122; В.В.Гербова, стр. 49. |
№6 Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений. | Стихотворения: И. Бунина «Листопад», А.К.Толстого «Осень», А.Пушкина «Уж небо осенью дышало»; иллюстрации поздней осени. | В.В.Гербова, стр.44-45. |
№7 Обучение рассказыванию. Нанайская народная сказка «Айога». | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д.Нагишкина). Приучать ответственно относиться к заданиям воспитателя. | Сказка «Айога». | В.В.Гербова, стр. 50. |
№8 Чтение рус. нар. сказки «Хаврошечка». | Познакомить детей со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Н.Толстого). Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | Сказка «Хаврошечка». | В.В.Гербова, стр.46-48 О.С.Ушакова, стр.127-129. |
№9 Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш. | Упражнять в произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух; упражнять в различении знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах. Освоение звукового анализа слов. | Предметные картинки. | В.В.Гербова, стр.48-49 Н.С.Варенцова, стр.57 |
Декабрь | |||
№1 Чтение рассказа Н. Носова «На горке». | Развивать умение понимать характер героев, усваивать последовательность развития сюжета, учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. | Картинка «На горке». | О.С.Ушакова, стр. 123-124 |
№2 Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных эпизодов, оценка изображённого). Воспитывать умение составлять логичный, содержательный рассказ. | Картина «Зимние развлечения». | В.В.Гербова, стр.66-67 |
№3 Чтение стихотворений о зиме. | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к поэзии, развивать память. | Стихотворения: И.Бунина «Первый снег», И.Никитина «Встреча зимы», иллюстрации. | В.В.Гербова, стр. 54-55 |
№4 Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове. Знакомство с гласными звуками. | Предметные картинки, игрушки, сумка, указка. | В.В.Гербова, стр. 58-60 Н.С.Варенцова, стр.58-59 |
№5 Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В.Глоцера и Г.Снегирёва). Учить пересказывать её. | Иллюстрации к сказке, игрушки. | В.В.Гербова, стр.57-58 |
№6 Чтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце». | Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце». Обогащать словарь детей. Развивать память, речь. | Сказка П.Бажова «Серебряное копытце», иллюстрации. | В.В.Гербова, стр. 60 |
№7 Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой». | Вспомнить с детьми произведения С.Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». | Иллюстрации. | В.В.Гербова, стр. 60-61 |
№8 Обучение рассказыванию «Я мечтал…». | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. | Иллюстрации. | В.В.Гербова, стр. 64-65 |
Январь | |||
№1 Обучение рассказыванию «Зимующие птицы». | Закрепить обобщающее слово «птицы»; учить детей составлять описательные рассказы о птицах. Развивать связную речь. | Картинки с птицами. | Л.Е.Кыласова, стр. 70 |
№2 Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство». | Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство» (в сокращении). | Иллюстрации. | В.В.Гербова, стр. 70-72 |
№3 Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж, освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. | Картины- схемы, предметные картинки, игрушки. | В.В.Гербова, стр. 68-69 Н.С.Варенцова, стр. 59-60 |
№4 Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки. | Закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений. | Пословицы, поговорки, загадки. | О.С.Ушакова, стр. 125-127 |
Февраль | |||
№1 Беседа на тему «О друзьях и дружбе». | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. Учить отвечать на вопросы полными ответами. | Игрушки. | В.В.Гербова, стр. 73-74 |
№2 Чтение рус. нар. сказки «Царевна- лягушка». | Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна- лягушка» (в обработке М.Булатова). Обогащать словарный запас детей. Прививать интерес к рус. нар. сказкам. | Иллюстрации к сказке. | В.В.Гербова, стр. 66-67 |
№3 Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ. | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков ч-щ. | Игрушки, предметные картинки. | В.В.Гербова, стр. 76-77 |
№4 Чтение рассказа Е.Пермяка «Самое страшное». | Учить пересказывать текст. Формировать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову. | Рассказ Е.Пермяка «Самое страшное». | О.С.Ушакова, стр. 134-135 |
№5 Обучение рассказыванию «Транспорт». | Закрепить знания детей о транспорте, о деталях транспорта; учить подбирать признаки и действия к предметам. Развивать память и внимание. | Предметные картинки, игрушки. | Л.Е.Кыласова, стр. 95-96 |
№6 Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Февраль». | Закрепить знания детей об армии, их представления о родах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины. | Предметные и сюжетные картинки. | Л.Е.Кыласова, стр. 89-92 |
№7 Обучение рассказыванию по картине «Зайцы». | Продолжать учить детей рассказывать о картине, придерживаясь плана. Закрепить знания о диких животных. Развивать связную речь. | Картина «Зайцы» из серии «Дикие животные», предметные картинки. | В.В.Гербова, стр. 80-81, Л.Е.Кыласова, стр. 82-83 |
№8 Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?». | Продолжать знакомить с произведениями советских поэтов. Воспитывать уважение к людям труда. | Иллюстрации. | Хрестоматия |
№9 Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…». | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. | Серия демонстрационных картинок. | В.В.Гербова, стр. 81-82 |
Март | |||
№1 Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном». | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное отношение к старшим. | Иллюстрации. | В.В.Гербова, стр. 84-85 |
№2 Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днём». | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. | Предметные картинки. | В.В.Гербова, стр. 86 |
№3 Чтение рассказов из книги Г. Снегирёва «Про пингвинов». | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить свободно, без повторов и ненужных слов пересказывать эпизоды. | Предметные картинки. | В.В.Гербова, стр. 87-88 |
№4 Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. | Учить детей дифференцировать звуки ц-ч. Познакомить со стих-ем Дж.Ривза «Ба-бах». Освоение звукового анализа слова. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие. | Иллюстрации к стихотворению, игрушки, предметные картинки. | В.В.Гербова, стр. 88-90, Н.С.Варенцова, стр. 60 |
№5 Чтение рус. нар. сказки «Сивка-Бурка». | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-Бурка» (обработка М. Булатова). | Иллюстрации. | В.В.Гербова, стр. 90 |
№6 Пересказ рассказа мордовского писателя «О том, как зайчик потерял хвост». | Продолжать знакомить детей с произведениями мордовских писателей. Учить пересказывать их последовательно и логично. Воспитывать интерес к произведениям худ. литературы. | Рассказ Я. Пинясова «О том, как зайчик потерял хвост». | Хрестоматия «Валдоня», стр. 183-184 |
№7 Чтение мордовской легенды «Богиня плодородия». | Продолжать знакомить с мордовским фольклором, легендами. Развивать фонематический слух. | Мордовская легенда «Богиня плодородия». | Хрестоматия «Валдоня», стр. 297-299 |
№8 Пересказ рассказа мордовского писателя М. Сайгина «Горе-рыболов». | Продолжать знакомить детей с рассказами морд. писателей, учить пересказывать, отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать интерес к произведениям морд. художественной литературы. | Иллюстрации к рассказу. | Хрестоматия «Валдоня», стр.211-212 |
№9 Чтение рассказа мордовского писателя А. Прохорова «Древний хозяин речных вод». | Продолжать знакомить детей с рассказами морд. писателей, воспитывать интерес к морд. литературе, прививать любовь к морд. творчеству. | Рассказ морд. писателя А. Прохорова «Древний хозяин речных вод» из серии рассказов «Рассказы нашей бабушки». | Хрестоматия «Валдоне», стр.332-333 |
Апрель | |||
№1 Обучение рассказыванию «Весна». | Закрепить знания детей о весне, учить пересказывать рассказ близко к тексту; развивать память, речь; учить подбирать слова-синонимы. | Предметные и сюжетные картинки. | Л.Е.Кыласова, стр.108-109 |
№2 Чтение стихотворений о весне. | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. | Сюжетные картинки. | В.В. Гербова, стр. 92-93 |
№3 Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р. | Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи. Учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. | Схема слова, предметные картинки. | В.В. Гербова, стр. 90-92 Н.С. Варенцова, стр. 65-66 |
№4 Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель». | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, воспроизводить в своей речи образные выражения из текста. | Предметные картинки. | О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой», стр. 119-120 |
№5 Обучение рассказыванию «Перелётные птицы». | Закрепить знания детей о птицах; понятия «перелётные, водоплавающие»; учить детей пересказу; развивать внимание, мышление. | Предметные картинки. | Л.Е. Кыласова, стр. 113-114 |
№6 Чтение рассказа К. Паустовского «Кот- ворюга». | Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот- ворюга». Уточнить, что такое рассказ. Активизировать словарь детей. | Иллюстрации. | В.В. Гербова, стр. 96-97 |
№7 Обучение рассказыванию по теме «Домашние животные и их детёныши». | Закрепить знания о домашних животных, о названиях детёнышей. Учить составлять описательные рассказы о домашних животных; развивать внимание, память. | Предметные картинки. | Л.Е. Кыласова, стр. 77-78 |
№8 Заучивание стихотворения Е. Благининой «Черёмуха». | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность языка; воспитывать любовь к Родине. | Картинки о весенней природе. | Хрестоматия, стр. 329 |
Май | |||
№1 Обучение рассказыванию «День Победы». | Познакомить детей с праздником День Победы, рассказать о героях Великой Отечественной войны. Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению. | Сюжетные и предметные картинки. | Л.Е. Кыласова, стр. 125-127 |
№2 Чтение стихотворения Е. Благининой «Шинель». | Учить понимать смысл и содержание произведения. Воспитывать уважение к героям войны. | Сюжетные и предметные картинки. | Хрестоматия, стр. 328 |
№3 Чтение рус. нар. сказки «Хаврошечка» | Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно- изобразительных средств. | Иллюстрации. | О.С. Ушакова, стр. 111-112 |
№4 Звуковая культура речи (проверочное). | Проверить, умеют ли дети различать звуки и чётко и правильно произносить их. Развитие способности проводить звук. анализ слов, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук в слове. | Картинки, схемы слов. | В.В. Гербова, стр. 102 Н.С. Варенцова, стр. 69 |
№5 Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» | Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» | Сюжетные картинки. | В.В. Гербова, стр. 94-95 |
№6 Обучение рассказыванию «Цветы». | Продолжать учить составлять описательные рассказы о цветах; воспитывать любовь к окружающей природе; развивать память и внимание. | Предметные картинки. | Л.Е. Кыласова, стр. 132-133 |
№7 Чтение сказки В. Катаева «Цветик- семицветик». | Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик- семицветик»; подвести к пониманию нравственного смысла сказки. | Книга со сказкой «Цветик- семицветик». | В.В. Гербова, стр. 97-98 О.С. Ушакова, стр. 165-166, 276-282 |
№8 Обучение рассказыванию «Лето». | Обобщить и систематизировать знания детей о времени года лето, его характерных признаках, названиях летних месяцев. | Сюжетные картинки. | Л.Е. Кыласова, стр. 133-135 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по приобщению детей к чтению художественной литературы
План по приобщению детей старшей группы к чтению художественной литературы по лексическим темам....
Перспективный план по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"
Перспективный план по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи и чтение художественной литературы) в младшей группе Тема: Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди»
конспект НОД по речевому развитию в младшей группе...
Перспективный план по развитию речи через чтение художественной литературы
Перспективный план по развитию речи через чтение художественной литературы...
Перспективный план по нравственному воспитанию через чтение художественной литературы
перспективный план по нравственному воспитанию посредством художественной литературы у старших дошкольников...
Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»
Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.Так...
Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»
Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...