Метод.объединение. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)
В данном материале представлено выступление на метод.объединение "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА". А так же показано многофункциональное пособие, используемое на образовательной площадке школы 2120, Д8 города Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. | 183.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) дошкольного образования предъявляет высокие требования к речевым компетенциям дошкольников как одного из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Овладение родным языком как средством и способом обще ния и познания является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность ребёнка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Именно поэтому речевое развитие занимает важное место в ФГОС дошкольного образования: «Речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте ». Особенность словарной работы в детском саду состоит в том, что она тесно связана со всей воспитательно -образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
На практике в детском саду наблюдаем: многие дети не знают названия посуды, мебели, одежды и т.п. В словаре отсутствуют не только названия предметов, но и действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Наблюдаем противоречие: понимая важность формирования словаря дошкольников, с одной стороны, педагоги эту работу часто проводят эпизодически и не используют современные технологии речевого развития дошкольников. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают одно из центральных мест. И это закономерно. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка .
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Методика развития речи рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.
В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как в процессе восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике . Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо , когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды .
Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагога. Одним из наиболее эффективных способов повторения с детьми является игра с элементами соревнования. Учитывая эти два важнейших аспекта, в настоящее время педагоги детских садов разрабатывают и апробируют многофункциональные дидактические пособия по речевому развитию дошкольников. Использование авторских пособий, сделанных своими руками, заинтересовывает, служит созданию благоприятного эмоционального фона у детей во время взаимодействия с педагогом, что в конечном итоге улучшает эффективность коррекционного воздействия. На образовательной площадке школы 2120, Д8 города Москва, город Московский в качестве многофункционального пособия используется юбка-фартук с многочисленными накладными карманами разного размера. Данное пособие можно использовать не только по разным речевым задачам, но и по всем образовательным областям .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование фразеологических оборотов в словарной работе с дошкольниками»
«Использование фразеологических оборотов в словарной работе с дошкольниками»...
«Использование многофункционального пособия «Волшебная пуговка» в логопедической работе».
Краткое описание, методические рекомендации по использованию:Цель, задачи авторского материала: проводится с целью повышения интереса к процессу обучения; развитию речи; коммуникационных способн...
Использование многофункциональных пособий из фетра в работе с детьми дошкольного возраста
Использование многофункциональных пособий из фетра в работе с детьми дошкольного возраста У ребёнка есть страсть к игре,и её надо удовлетворять.Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и...
«Использование многофункциональных пособий в познавательном развитии дошкольников»
Цель: развитие речи, воображения, математических навыков, обучение грамоте, воспитание бережного отношения к природе...
Буклет "Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)."
Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)....
«Использование многофункциональных учебно-игровых пособий для речевого развития дошкольников в работе учителя - логопеда»
Долгосрочный проект с детьми группы компенсирующей направленностиТема: «Использование многофункциональных учебно-игровых пособий для речевого развития дошкольников в работе учителя - логопеда&ra...
Статья "Использование многофункционального пособия "Сказочный домик" в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Статья "Использование многофункционального пособия "Сказочный домик" в работе с детьми младшего дошкольного возраста...