Планы и конспекты по музейной педагогике
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Методические материалы
Скачать:
Предварительный просмотр:
С О Д Е Р Ж А Н И Е
- История создания музея – Дунаева З.А.
- Проект МБДОУ Д/с № 69 «Брусничка» «Мини-музеи, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
- Перспективный план по музейной педагогике – Ярцева Л.И.
- Перспективный план по русской национальной культуре – Чижова Е.В
- Перспективный план по якутской национальной культуре – Егорова Е.С.
- Конспекты НОД
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития № 69 «Брусничка»
городского округа «город Якутск»
«Мини-музеи как основа
нравственно-патриотического
воспитания детей дошкольного возраста»
Дунаева З.А.
Чижова Е.В.
История создания музея детского сада № 69 «Брусничка»
Наш коллектив на протяжении ряда лет занимался музейной педагогикой.
Авторами проекта являемся мы с музыкальным руководителем Ярцевой Л.И.
Первоначально наш проект назывался «Две культуры рядом», так как музей состоял из двух разделов: центра русской культуры и центра якутской культуры.
В начале работы экспозиция насчитывала 10-15 подлинных старинных экспонатов. К сбору материала было привлечено большое количество людей – это члены нашего коллектива, родители, жители Магана. Отрадно, что все члены социума оказались активными и заинтересованными участниками процесса пополнения фондов. Я хочу рассказать о том, как создавался музей.
Мы благодарны жителю Магана Зырянову Алексею, который передал нам бабушкины вещи: самовар, прялки, угольный утюг и многое другое.
Возраст одного из самоваров нашей коллекции – 109 лет. Это тульский самовар, который украшают две медали, он датируется 1906 годом.
Много лет в Магане живет семья Потаповых, от которых мы получили большое количество предметов быта. Особенно мы дорожим рубелем – приспособлением для глажения, которым пользовались еще до появления утюга.
Таюрская Татьяна Николаевна передала нам вышивки своей бабушки работы выполнены гладью и крестом. В настоящее время оформлена выставка работ Концевой Екатерины Александровны, прабабушки нашего воспитанника Таюрского Паши.
Хочется отметить, что в создании экспозиции принимали участие рядовые члены коллектива. Стецюк Галина Владимировна – не педагог, она работала уборщицей, ей очень нравится наш музей, она вкладывала душу в оформление интерьера. Благодаря ей всегда накрахмалены рушники и салфетки, начищены самовары, постираны половики. Стиральную доску по ее просьбе нам прислали из Хандыги.
Центр якутской культуры стилизован под якутское подворье. К сожалению, мы не знаем всех хозяев наших экспонатов, большой чорон и кытыйа много лет служили жителям Магана.
У нас имеется коллекция берестяных женских украшений, которые изготовила кастелянша детского сада Саввина Нюргуяна Николаевна. Недавно в коллекции появился даже зуб мамонта.
Спустя 2-3 года, после начала работы, мы поняли, что у нас есть материал для III раздела мини-музея истории Магана.
Когда нам передали материалы бывшего Маганского объединенного авиаотряда мы создали раздел, посвященный авиации. Портреты 30-летней давности, которые предназначались для доски почета, теперь украшают нашу экспозицию.
До музейной педагогики мы занимались проблемами экологии. Много лет мы знакомим детей с лекарственными растениями. Нам помогает наша экспозиция – «Зеленая аптека».
Высушенные растения – очень хрупкий материал, поэтому экспозиция создается ежегодно.
Без добровольных помощников наш музей не смог бы развиваться.
Несколько лет назад из Магана уехала семья Лютиковых, они передали нам коллекцию календарей и значков. Сейчас мини-музей значков насчитывает 112 штук, мини-музей календарей – 245 штук, календари с 1965 года.
Очень часто дарителями становятся наши гости – Георгий Афанасьевич Афонский и Евдокия Ивановна Евсикова передали нам часы своих семей.
Я рассказала вам о том, как создавались наши коллекции. Это очень увлекательная и полезная работа для детей, педагогов и родителей.
В настоящее время опыт работы по музейной педагогике обобщен нашими педагогами.
Музей – любимое место наших детей. Здесь мы нередко проводим музыкальные занятия. В русской избе мы знакомим детей с музыкальными инструментами: гармонью, балалайкой, деревянными ложками, шумовыми инструментами. Здесь мы проводим обрядовые праздники и развлечения: «Посиделки», «рождество, «Колядки», дети водят хороводы: поют русские народные песни. Здесь же занимается детский ансамбль, который исполняет русские частушки. Традиционно праздники заканчиваются угощениями блинами, пирогами.
На «Якутском подворье» дети знакомятся с якутскими национальными инструментами: Хомус, Кырымпа, Тунгур, исполняют национальные песни, якутские танцы, играют в национальные игры: «Перетягивание палки», «Волк и жеребята», «Водопой», «Прыжки по кочкам», танцуют «Осуохай». Самое главное, что занятия в «Якутском подворье» несут радость всем детям.
Наш музей имеет свидетельство Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) и свидетельство Министерства образования и науки Российской Федерации.
В 2013 году в городском конкурсе мини-музеев от «Коллекции к музею» мы заняли 1 место.
Предварительный просмотр:
Проект «Мини-музеи как основа
нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
1. Сущностные характеристики представляемого инновационного опыта
№ | Параметры информации | Содержание информации |
1.1. | Тема инновации | Проект «Мини-музей как основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» |
1.2. | Актуальность, проблематика, инновации | В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. В последнее время были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда. Но как бы не менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости необходимы всегда! И, наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиции своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С. Михалков). Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому, воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Наш современник академик Лихачев Д.С. отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности человек похож на иссушенное растение перекати-поле. Поэтому, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста, интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. |
1.3. | Основные проблемы реализации проекта
Основная гипотеза проекта Процесс формирования нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
Цель проекта – создание системы работы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики. Задачи проекта:
Ожидаемый результат:
| |
1.4. | Новизна представляемого инновационного опыта | Новизна заключается:
|
1.5. | Практическая значимость представляемого инновационного опыта |
|
1.6. | Материалы, отражающие инновационный опыт по музейной педагогике |
|
1.7. | Социальное партнерство в рамках реализации инновационного проекта | Взаимодействие с краеведческим музеем им. Е. Ярославского, с Национальным художественным музеем, музеем Управления образования г. Якутска, модельной библиотекой «Библиополе» с. Маган. |
1.8. | Перспективный план проектной деятельности (по этапам проекта) | Этапы реализации проекта I этап. Подготовительный (2016 г.) Задачи этапа:
Деятельность педагогов:
Деятельность детей:
Работа с родителями:
II этап. Практический (2017 г.) Задачи этапа:
Деятельность педагогов:
Деятельность детей:
III этап. Обобщающий (2018г.) Задачи этапа:
Деятельность педагогов и родителей:
Деятельность детей:
|
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по музейной педагогике.
Старший дошкольный возраст.
№ | Тематика | Цель |
1. | Улицы Магана | Воспитывать чувство привязанности, любви к родному поселку. Закрепить представление детей об улице, на которой находится детский сад (об истории его возникновения, достопримечательностях и т.д.) |
2. | История возникновения поселка Маган | Ознакомить детей с историей возникновения поселка Маган. Прививать детям интерес к истории своего поселка. Познакомить с символикой поселка. Воспитывать любовь к родному поселку, своей «малой Родине». |
3. | Почетные люди Магана. П.А. Кухто | Рассказать детям, почему одна из улиц Магана носит имя П.А. Кухто. Углублять знания детей о роде деятельности людей, которых чтят в Магане. Воспитывать уважение к людям труда. |
4. | Общественные здания поселка Маган | Знакомить детей с общественными зданиями поселка, закрепить знания детей о профессиях людей. |
5. | Первые дома поселка Маган | Знакомить детей со старыми домами поселка. Учить сравнивать архитектуру прошлого и настоящего. Приобщать детей к истокам культура родного народа. |
6. | Мой дом | Знакомить детей с исчезнувшими предметами быта. Погрузить в атмосферу жизни ушедших поколений. Дать представление о предметах, с которыми он встречается ежедневно, их назначением. |
7. | История о самолете | Познакомить детей с историей создания самолета; вызвать интерес к его прошлому. Воспитывать уважение детей к профессии летчика. |
8. | Н.И. Харплампьева, народная поэтесса | Углублять знания о роде деятельности знаменитых маганцев. Воспитывать уважение к почетным людям Магана. Воспитывать гордость за своих земляков. |
9. | Встреча с ветеранами | Закрепить знания о том, как воины-солдаты защищали нашу Родину от врагов. Воспитывать патриотизм и гражданские чувства. |
10. | Здравствуй, музей! | Воспитывать с помощью музейных средств гармонически развитую личность. Формировать у детей представления о музее, как части окружающей среды. Вспомнить, что запомнилось больше всего. |
Ярцева Л.И.
Предварительный просмотр:
Перспективный план по русской национальной культуре старшая и подготовительная группы
№ п\п | Тематика | Цель | |||
1 | Беседа «Как начиналось русское государство» | Вызвать интерес детей к истории возникновения России; дать конкретные знания о зарождении русского государства; ввести в словарь детей новые слова по изучаемой теме; воспитывать желание знать как можно больше о своей Родине | |||
2 | ООД «В русской горнице» | Познакомить детей с жилищем русского человека; разъяснить понятие «горница», рассказать о её устройстве; воспитывать интерес к особенностям русского характера, к русским традициям. | |||
3 | Беседа «Русская народная игрушка» | Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими;0 дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки | |||
4 | НОД «Русская Матрёшка» | Рассказать детям о самой популярной народной деревянной игрушке – матрёшке, познакомить детей с историей матрёшки, учить детей различать разные техники росписи матрёшек; продолжать обогащать представление детей о народном искусстве, прививать интерес к народному творчеству | |||
5 | Беседа «Промыслы древних славян» | Познакомить детей с промыслами древних славян (охота, рыболовство, хлебопашество); познакомить со старинным способом уборки хлеба. Повторить пословицы о труде | |||
6 | КДД «Осенние посиделки» | Познакомить детей с русской традицией - после уборки урожая устраивать праздник и посиделки. Расширять знания детей о народной культуре, обычаях, праздниках, обрядах; учить выразительно, исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать скороговорки, поговорки; расширять знания о труде и быте крестьян | |||
7 |
|
«Русская одежда» | Побуждать интерес детей к русскому национальному костюму, пояснить, что многие виды современной одежды Б пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм - это труд мастериц. | ||
8 | Беседа «Чудесные лопаточки» | Познакомить детей со старинной традиционной обувью русского крестьянина – лапти; рассказать об их качествах и изготовлении; воспитывать интерес к жизни предков, уважении к ним | |||
9 | Беседа «Рождественский сочельник. Святки» | Познакомить детей с обрядами и обычаями присущих кануну Рождества; уточнить и закрепить понятие детей о том, что сочельник – день перед Рождеством Христовым; Разучить с детьми обрядовые песни, игры, ритуальные пожелания праздника. | |||
10 | КДД «Коляда» | Познакомить детей с русским православным праздником - «Коляда»; воспитывать у детей желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа. | |||
11 | ООД «Час фольклора – устное народное творчество» | Закрепить представление детей о жанрах русского народного творчества: скороговорки, пословицы, сказки, песни; познакомить с былиной; подчеркнуть, что благодаря былинам люди знают о важных событиях, происходивших на Руси много лет назад; воспитывать уважение к русскому народу | |||
12 | Рассматривание и обсуждение картины В.Васнецова «Богатыри» | Познакомить детей с картиной художника В.Васнецова «Богатыри» на которой изображены русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; рассказать, что в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях дошла до наших дней. Русские богатыри защищали родную землю от врагов. Об их подвигах слагали сказки | |||
13 | НОД «Хохломская и Дымковская роспись» | Познакомить детей с рождением хохломской и дымковской росписи; научить детей отличать хохломскую от дымковской росписи; учить детей расписывать предметы разной росписью | |||
14 | КДД «Мы давно блинов не ели. Масленица» | Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками; развивать интерес к русским традициям; формировать основные формы досуговой культуры, желание активно участвовать в ихподготовке. Рассказать как справляли на Руси Масленицу | |||
15 | ООД «Народные игры и праздники» | Познакомить детей с праздниками Благовещение, Вербное воскресение, Пасха; с игровым фольклором и вызвать эмоциональный отклик на музыку весёлого, задорного характера; развивать умение выразительно передавать игровые образы; воспитывать добрые чувства и вызывать стойкий интерес к русским народным играм. | |||
16 | Беседа о птицах, заучивание закличек | Познакомить детей с птицами, рассказать о тех, которые возвращаются к нам весной, разучить заклички на Сороки. Познакомить с легендой о птицах, которые весну принесли. | |||
17 | КДД «Дорого яичко к Христову Дню» | Продолжать знакомить детей с великими православными праздниками, традициями, обрядами; создавать радостное настроение, воспитывать потребность в хороших и добрых поступках. | |||
18 | Беседа о традиционном русском искусстве - вышивке | Показать детям разные узоры, вышитые предметы одежды, полотенца, салфетка; отметить яркий национальный колорит узора, орнамент, вышивка. Воспитывать интерес к старинным вещам, уважение к народному ремеслу и рукоделию | |||
19 | ООД «Народные музыкальные инструменты» | Познакомить детей с русскими народными инструментами, объяснить отличия музыкального инструмента от шумового; рассказать о балалайке, вызвать желание играть на инструментах. |
№ п\п | Тематика | Цель | |||
1 | ООД «Путешествие в историю» | Вызвать интерес к истории возникновения России, дать конкретные знания о зарождении русского государства; ввести в словарь детей новые слова по изучаемой теме; воспитывать желание знать как можно больше о своей Родине. | |||
2 | ООД «Жизнь Руси в старину» | Вызвать интерес к жизни наших предков; дать элементарные представления о христианстве; воспитывать адекватное отношение к воинам, стремление защищать свою Родину. | |||
3 | КДД «Осенние посиделки» | Продолжать развивать интерес детей к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости, «помочи», уточнять представления о церкви, храме, иконе; воспитывать потребность в хороших, добрых делах и поступках. | |||
5 | ООД «В русской горнице» | Познакомить детей с жилищем русского человека; разъяснить понятие «горница», рассказать о её устройстве; воспитывать интерес к особенностям русского характера, к русским традициям. | |||
6 | ООД «Во что одевались на Руси» | Побуждать интерес детей к русскому национальному костюму, пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм - это труд, творчество, мастерство русских женщин. | |||
7 | ООД «Моя семья. Образ матери в русской культуре» | Создать детям радостное настроение, довести до сознания детей то, что мама - близкий и дорогой человек для каждого из нас; способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия; побуждать детей и родителей к активному участию. | |||
8 | ООД «В гостях у русских мастеров» | Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать русскую игрушку - глиняную, деревянную; уточнять и расширять знания о её характерных особенностях, познакомить с историей возникновения тряпичной куклы-самоделки; воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи. | |||
9 | ООД «Новогодние праздники» | Продолжать знакомить детей с русской народной культурой: как праздновали Новый год на Руси. | |||
ООД «Новогодняя сказка» | Создать детям радостное настроение; способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия; побуждать детей и родителей к активному участию в празднике. | ||||
10 | КДД «Коляда» | Познакомить детей с русским православным праздником - «Коляда»; воспитывать у детей желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа. | |||
11 | ООД «Рождественские посиделки» | Продолжать знакомить детей с русскими обрядами и обычаями «Праздник Рождества» и создание ситуаций морального выбора; беседы социально-нравственного характера. | |||
12 | ООД «Русские богатыри» | Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин - Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Вольгой и Микулой Селяниновичем; вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям. | |||
13
| Спортивный досуг «Богатырская наша сила» | Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, совершенствовать двигательные навыки; воспитывать уважение к защитникам Отечества, воспитывать чувство гордости за свою Родину. | |||
14 | ООД «Час фольклора - устное народное творчество» | Закрепить представления детей о жанрах русского устного народного творчества: скороговорки, пословицы и поговорки, считалочки, потешки, перевёртыши, загадки, песни; познакомить с былиной; подчеркнуть, что благодаря былинам люди знают о важных событиях, происходящих на Руси много лет назад; воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к русскому народу. | |||
15 | Рисование с элементами аппликации «Открытка для мам» | Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Гжель, Хохлома, Городец); формировать у детей интерес к художественному творчеству, чувство гордости за свой народ, Россию; закрепить знания детей о русской матрёшке. | |||
16 | Развлечение «Проводы русской зимы». «Масленица» | Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками; развивать интерес к русским традициям; формировать основные формы досуговой культуры, желание активно участвовать в их подготовке. | |||
17 | «Народные игры и праздники» | Познакомить детей с игровым фольклором и вызвать эмоциональный отклик на музыку весёлого, задорного характера; развивать умение выразительно передавать игровые образы и стремление находить свою интонацию; воспитывать добрые чувства и вызывать стойкий интерес к русским народным играм. |
Чижова Е.В.
Предварительный просмотр:
Перспективный план по якутской национальной культуре.
Старшая и подготовительная группы.
Тематика | Цель |
Коренные народы Республики Саха (Якутия) | Познакомить детей с коренными народами, проживающими на территории республики: эвены, эвенки, саха, юкагиры и др. |
Флаги Якутии и России | Формирование чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как флаг, гимн, герб, Родина. Познакомить с картой Якутии, показать, какую огромную территорию занимает наша республика |
О природе и жизни людей на Севере | Знакомить детей с основными занятиями, промыслами якутов. Закреплять знания о коренных жителях Якутии. |
Якутский священный столб – СЭРГЭ | Познакомить детей с разновидностями сэргэ и их основными функциями. Познакомить с народными мифам и поверьями, традициями, связанными с сэргэ. |
Подготовка к зиме | Знакомство с подготовкой к зимовке якутов. |
Орнаменты и украшения | Дать представления о разнообразии орнаментов и узоров в украшениях якутов. Учить различать названия, смысл и формы орнаментов. |
Народные традиции и шитье | Продолжать знакомить детей с народными традициями. Воспитывать интерес к рукоделию и народному промыслу. |
Обработка дерева и бересты | Познакомить детей со способами обработки дерева и бересты, учить рисовать простые орнаменты по дереву и бересте. |
Национальная одежда якутов | Знакомить с основными видами одежды якутов. Учить определять характерные черты якутской национальной одежды. |
Танха. Предания о сюллюкюнех. | Знакомство с понятием –Танха. |
Якутские национальные музыкальные инструменты. | Разучивание народных песен, олонхо. Ознакомление с народными инструментами. Ознакомление с песнями о родном крае |
Бык Зимы. Сказания. | Закрепление мифологического символа зимы. Якутская народная сказка «Почему зима стала длинной, а лето коротким». |
Якутские национальные напитки. | Знакомить с якутскими национальными напитками. Из чего готовят и для чего полезен. |
Конь. Скотоводство. | Дать представление о значении верховой лошади в жизни якутов. Рассказать о культе коня в якутской мифологии |
Олонхо. Физические упражнения с использованием сюжетов «Олонхо» | Дать первоначальное представление об Олонхо, развитие двигательной активности, мышления, фантазии и обогащение словарного запаса. |
Загадки о временах года, добре и зле. Настольные игры. | Познакомить детей с содержанием и правилами якутских народных настольных игр – «Тырыынка», «Дугда», «Тыксаан», «Хаамыска», «Куугунэй», ДИП «Сонор», обращая внимание на историю возникновения игр во взаимосвязи с укладом жизни якутов. Воспитывать у детей желание играть в якутские национальные игры. |
Как устроена Вселенная, по представлению предков. Юс дойду. | Знакомить с мифологическим понятием о трех мирах якутов. |
Якутский национальный праздник «Ысыах» | Знакомство с якутским национальным праздников «Ысыах» и его традициями. Рассказать об основных элементах праздника. Воспитывать интерес к культуре других народов, толерантное отношение. |
Сказки о добре и зле. Национальные подвижные игры. | Познакомить детей с содержанием и правилами якутских народных подвижных игр – «Водопой из проруби», «Бабки», «Успей отскочить», «Перейди болото», «Бег лошадок», «Волк и олени», обращая внимание на историю возникновения игр во взаимосвязи с укладом жизни якутов. Воспитывать у детей желание играть в якутские национальные игры. |
Достопримечательности нашей столицы. | Знакмство с достопримечательностями города Якутска. Якутск – вчера и сегодня. |
Герб города. | Формирование чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как флаг, гимн, герб, Родина. Познакомить с картой Якутии, показать, какую огромную территорию занимает наша республика. |
Олонхо. Физические упражнения с использованием сюжетов «Олонхо». | Дать первоначальное представление об Олонхо, развитие двигательной активности, мышления, фантазии и обогащение словарного запаса. |
Внутреннее убранство балагана. | Знакомство с якутским национальным бытом. |
Чорон. | Продолжать знакомить детей с якутскими национальными промыслами – изготовление изделий из дерева. Учить рисовать национальный сосуд «чороон». Воспитывать интерес и уважение к народным традициям. |
Куйур. Традиционные занятия. | Учить различать и называть некоторые виды промысловых рыб. Рассказать о способах и средствах рыбной ловли. Знакомить с народными обычаями |
Утварь. | Знакомство с якутской национальной утварью. |
Обработка дерева. Деревянная посуда. | Дать знания о технологии изготовления посуды и домашней утвари из дерева. Учить определять форму, декор, назначение деревянной посуды якутов. Закреплять знания детей о свойствах дерева как материала |
Национальные блюда из молока и мяса. | Знакомство с якутскими национальными блюдами. Учить сортировать традиционную пищу по видам продуктов. |
Аан Алахчын | Познакомить с народными традициями. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, поклонение природе. |
Танха. Предания о сюллюкюнэх, святки. | Знакомство с понятием – Танха. |
Пословицы о человеческих качествах. Настольные игры. | Знакомить с основными жанрами якутского фольклора. Поддерживать интерес к народным обрядам. Познакомить детей с содержанием и правилами якутских народных настольных игр - «Тырыынка», «Дугда», «Тыксаан», «Хаамыска», «Куугунэй», ДИП «Сонор», обращая внимание на историю возникновения игр во взаимосвязи с укладом жизни якутов. Воспитывать у детей желание играть в якутские национальные игры. |
Хомус. | Познакомить детей с якутским музыкальным инструментом – хомус. |
Духовная культура якутов. Шаманизм древних якутов. | Дать детям знания о ритуалах и личности якутского шамана. Учить отмечать принадлежности шаманских обрядов. Воспитывать любознательность и философское отношение. |
Сказки. Угэ. Стихи. | Знакомить с основными жанрами якутского фольклора. Поддерживать интерес к народным обрядам. |
Олонхо. Физические упражнения с использованием сюжетов «Олонхо» | Дать первоначальное представление об Олонхо, развитие двигатель активности, мышления, фантазии и обогащение словарного запаса. |
Байанай. | Воспитание бережного отношения к природе. |
Национальные песни, игры, танцы. | Знакомить с основными жанрами якутского фольклора. Поддерживать интерес к народным обрядам. |
Родовое дерево. | Формирование чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Воспитание чувства долга и любви к окружающим нас людям. Пробуждение интереса к истории своего рода, желание делиться знаниями с товарищами. |
Птицы Якутии. | Закреплять и расширять представление о птицах, обитающих в республике. Обратить внимание на внешний вид, среду обитания знакомых птиц – вороны, воробья, синицу, снегиря, рябчика, кряквы, лебедя-кликуна, озерной чайки. |
Национальный праздник Ысыах | Знакомство с якутским национальным праздником «Ысыах» и его традициями. Рассказать об основных элементах праздника. Воспитывать интерес к культуре других народов, толерантное отношение. |
Егорова Е.С.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Мой родной поселок»
Цель: закрепить знания детей о названиях улиц и зданий поселка Маган.
Задачи:
Материалы: фотография улиц, зданий.
Предварительная работа: экскурсия по Магану (по фотографиям); беседа с детьми на тему «Мой поселок Маган»; рассматривание фотографий, альбомов про село Маган; рисование на тему «Мое село» совместно с родителями.
Ход занятия:
Дети под спокойную музыку заходят в зал, садятся на стульчики.
В зал залетает Карлсон.
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Ничего не пойму, я летел к себе домой, вдруг налетел большой ветер. Меня закружило, занесло ветром совсем в другую сторону, и я попал сюда к вам. Расскажите мне, пожалуйста, куда я попал? Где я нахожусь вообще?
Воспитатель: Здравствуй, Карлсон! Ты, пожалуйста, не волнуйся. Успокойся и садись. Передохни с дороги и отдышись немного. А мы с ребятами расскажем тебе о своем поселке, куда ты попал случайно. (Обращается к детям) Ребята, вы мне поможете рассказать Карлсону о нашем поселке?
Дети: Да!
Воспитатель: Скажите, ребята, как называется наш поселок?
Дети: Маган!
Воспитатель: (обращается к Карлсону) Милый Карлсон, наш поселок называется Маган. В переводе от якутского «маган» означает «белый». Говорят, что каждый город, поселок – это книга, а ее страницы – улицы и здания. В Магане много улиц, и у каждой из них есть свое название. Ребята расскажут тебе об улицах и зданиях нашего поселка.
Начнем с улицы, на которой расположен наш детский сад. Ребята, скажите, как называется улица, на которой стоит наш детский сад? (фотография детского сада)
Дети: Алымова.
Воспитатель: Правильно! Детский сад стоит на улице имени Моисея Степановича Алымова. А как называется наш детский сад?
Дети: «Брусничка».
Воспитатель: Рядом с нашим детским садом находится лес. А в лесу растет ягода брусника. Поэтому детский сад называется «Брусничка».
Карлсон: Ребята, а чем вы занимаетесь в детском саду?
Дети: играем, поем, занимаемся, дружим.
Карлсон: Мне тоже очень нравится играть с детьми. Вы поиграете со мной в мою любимую игру?
Игра «Ходим кругом друг за другом».
Карлсон: Мне очень понравилось с вами играть. Ребята, скажите мне, пожалуйста, люди какой профессии работают в вашем детском саду?
Дети: воспитатели, нянечки, повара, врачи, прачки.
Карлсон: Как много профессий вы знаете. Что вы мне расскажете еще про улицу Алымова?
(фотографии улицы Алымова)
Воспитатель: Кто жиавет на улице Алымова?
Ответы детей.
Карлсон: Если я захочу в гости, то как мне найти ваш дом?
Воспитатель: Кто расскажет Карлсону про свой дом?
Рассказы детей. Можно показывать рисунок дома.
Воспитатель: Какое здание находится в самом начале улицы Алымова?
Дети: Школа!
Воспитатель: В самом начале улицы Алымова находится здание школы.
(выставляется фотография здания школы)
Карлсон: Ребята, а что такое школа?
Дети: В школу дети ходят учиться, получать знания.
Карлсон: А люди какой профессии работают в школе?
Дети: учителя.
Воспитатель: А это что за здание, которое находится рядом со школой?
(выставляется фотография здания Дома культуры)
Дети: Это клуб. Дом культуры.
Карлсон: А в доме культуры что делают люди?
Дети: Проводят концерты, праздники, танцуют, проводят дискотеки.
Карлсон: Давайте заглянем туда и представим себе, что мы участники танцевального кружка.
Звучит аудиозапись вальса. Дети с Карлсоном танцуют.
Воспитатель: Ребята, как называется самая длинная улица нашего поселка?
(выставляется фотография улицы Кирова)
Дети: Улица Кирова.
Воспитатель: Правильно! Самая длинная улица нашего поселка – это улица Кирова. Кто из вас живет на улице Кирова:
Ответы детей.
Воспитатель: Какие здания находятся на этой улице? (выставляются фотографии здания администрации, почты, магазина «Каскад»)
Ответы детей.
Воспитатель: Теперь мы дошли до…
(выставляется фотография переулка Северного)
Дети: Переулок Северный.
Воспитатель: Кто живет на переулке Северном?
Ответы детей.
Воспитатель: А здесь какие дома?
Дети: Двухэтажные, панельные.
Воспитатель: А это здание вы узнали?
Дети: Спортзал.
Карлсон: Ребята, оттуда можно улететь на самолете?
Дети: Нет! Здесь занимаются спортом, делают гимнастику, играют футбол.
Карлсон: А здесь есть карусели?
Дети: Нет!
Карлсон: А я хочу покататься на карусели. Вы хотите со мной покататься?
Подвижная игра «карусель». Звучит аудиозапись веселой музыки. Вносится обруч с привязанными ленточками. Дети берутся за другие концы ленточек и кружатся вокруг Карлсона, по сигналу бегут в другую сторону.
Карслон: Как я здорово повеселился.
Воспитатель: Карлсон, в нашем поселке есть аткое место, откуда можно улететь на самолете. Ребята, подскажите Карлсону, откуда улетают самолеты?
Дети: Аэропорт
(выставляется фотография аэропорта)
Воспитатель: Как называется улица, на которой стоит аэропорт?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Улица имени 40 лет Победы.
Карлсон: Кто управляет самолетом? Кто такая стюардесса?
Ответы детей.
Карлсон: Ребята, я сегодня видел под горой какую-то улицу, расскажите мне про нее.
Воспитатель: Ребята, как называется эта улица?
(выставляется фотография улицы Заозерной)
Ответы детей.
Карлсон: Почему эта улица так называется?
Дети: Потому, что она находится за озером.
Воспитатель: Кто живет на этой улице?
Ответы детей.
Воспитатель: Карлсон, за улицей Заозерной начинается лес. В нашем лесу растет много деревьев.
Игра «Деревья, растущие в нашем лесу». Дети отбирают иллюстрации с изображением деревьев, растущих в нашем лесу.
Карлсон: А в лесу какие животные живут?
Игры «Животные нашего леса». Дети отбирают иллюстрации с изображением животных, которые живут в нашему лесу.
Воспитатель: Теперь выберите птиц, которые остаются зимовать.
Воспитатель: Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться в детский сад.
Ребята, скажите, что мы называем Родиной? Какие пословицы о Родине вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Где бы человек ни жил, он всегда вспоминает свою малую родину, потому, что это место остается в его сердце навсегда как самое лучшее и любимое. Вы вырастите и, может быть, уедете в другой город учиться, работать, но будете всегда вспоминать Маган.
1 Ребенок: Мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю Якутию родную,
Свои родные, милые места.
Выставка рисунков детей совместно с родителями на тему «Мой родной поселок».
2 Ребенок: Пусть нет в рисунках буйства красок,
Наивны пусть они, смешны.
Свою любовь к родному краю
Изобразить хотели мы…
Воспитатель: Я думаю, что Карлсон узнал много интересного о нашем селе. Пусть как можно чаще он прилетает к нам в Маган – мы всегда рады встрече с ним.
Карлсон: Да, ребята, как я много узнал о вашем поселке. Мне теперь совсем не хочется уезжать отсюда. За ваш интересный рассказ я поделюсь с вами со своими сладостями.
Карлсон угощает детей конфетами.
Рязанцева С.А.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Старый добрый утюжок»
Интеграция: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Цель: обогащение представлений детей о мире окружающих предметов, о предметах старины?
Задачи:
- продолжать знакомить с экспонатами русской избы и предметами домашней утвари. Познакомить с историей возникновения утюга. Расширять кругозор, развивать любознательность;
- развивать речь. Обогащать словарь: скалка, рубель, ребристый брусок, духовой, чугунный, орнамент;
- развивать память, внимательность, эстетические чувства;
- воспитывать уважение к русской народной культуре.
(Звучит русская народная мелодия) Хозяйка избы в национальном костюме встречает детей.
- Здравствуйте, дорогие гости! Низкий вам поклон! Очень рада вас снова видеть! Проходите, присаживайтесь на лавки. Сегодня я расскажу вам об одном очень, нужном предмете. А чтоб узнать, что это за предмет, угадайте мою загадку.
Загадка:
Я, не хвастая, скажу. Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые, с морщинками со складками.
Уходят очень милые – веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Догадались? Я… (утюг).
Ребята, а у вас есть дома, есть утюг? А кто знает, для чего нужны утюги? (ответы детей).
Да, правильно! Поэтому вы все такие нарядные, красиво отутюженные.
Я, ребятки, вас ждала!
Пироги в печи пекла.
Скатерть гладила потом.
Старым русским утюжком.
Вот он, какой старинный утюг, посмотрите (показ). Похож он на современный утюг? (ответы детей). Именно вот таким приспособлением гладили в старину белье в России (показ). Белье наматывали на вот такую небольшую, гладкую скалку и прокатывали его рубелем, вот таким деревянным, ребристым бруском, двигали вперед-назад (показ). Кто хочет попробовать?
Затем в России появились вот такие угольные утюги (показ). Такой утюг нагревали березовыми углями. Вот он какой, посмотрите. Вверх его открывался, как коробка, и угольки засыпались внутрь. А у некоторых была еще и труба, как у самовара. В народе угольный утюг называли «духовой», поскольку его нужно было постоянно раздувать. Из-за чего угольки иногда выпадали из отверстий и прожигали одежду.
По полотняной стране, по реке простыне,
Плывет пароход то назад, то вперед.
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать.
Что-то мы с вами засиделись. Как говорили в народе «Делу – время, а потехе – час». Пришло время поиграть с мячом.
Зазывалочка:
Мы волшебники немного
Был один, а станет много!
Дидактическая игра: «Один – много».
(хозяйка избы называет предмет одежды в единственном числе, а дети во множественном)
А еще у меня в избе есть вот такой утюг (показ). С виду он напоминает лодочку с ручкой. Это чугунный, очень тяжелый утюг. Нагревали такой утюг, просто поставив его в горячую печь. Попробуйте его поднять. Правда, тяжелый утюг?
Утюги, ребята, были дорогой вещью. Их украшали орнаментом, передавали по наследству от матери дочери. От, посмотрите, какую красоту создавали народные мастера! (просмотр слайдов). Правда, красиво?
А теперь за то, что вы меня так внимательно слушали, я с вами поиграю в русскую народную игру «Заря – зарница».
Но вначале давайте выберем водящего. Кто из вас знает считалочку?
Считалка: Ахи, ахи, ахи, ох!
Баба сеяла горох.
Уродился он густой
Мы бежим, а ты постой!
Хозяйка держит шест, на котором закреплены разноцветные ленты. Водящий идет вокруг играющих детей. Остальные берутся за концы лент и начинают ходить вокруг шеста с песней:
Заря-зарница – красная девица
По полю ходила, ключи обронила
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь, беги, как огонь!
На слове «огонь» водящий дотрагивается до того, кто оказался напротив него (или кого приглядел), тот бросает конец своей ленты, и они бегут вокруг играющих. Кто первый схватит свободный конец ленты, тот становится в круг, опоздавший остается водить.
Ребята, что нового вы узнали сегодня об утюгах? (ответы детей). Вот какие вы все внимательные, все запомнили! Молодцы!
Исакова Т.П.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «В гостях у старушки Бейберикян»
Цель:
- ознакомление детей с родным краем;
- воспитывать интерес к народной культуре, якутской национальной игрушке;
- учить вырезать из бумаги, сложенной вдвое, силуэт животного по нарисованному контуру;
- развивать фантазию, творческое воображение, эстетический вкус.
Материал к занятию: якутские игрушки, ножницы, бумага под тон бересты.
Предварительная работа: посещение краеведческого музея д/с, чтение якутской сказки «Старушка Бейберикян с пятью коровами», рассматривание иллюстраций книг о Якутии.
Обогащение словаря: береста, тальник.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня утром нам прислали письмо (показывает конверт). Очень интересно, от кого оно и что там написано. Давайте прочитаем (читает): «Здравствуйте, дорогие ребята! Я, старушка Бейберикян с пятью коровами, очень люблю встречать гостей. У меня побывали дети из других групп. А теперь я приглашаю вас». Хотите побывать у старушки Бейберикян в гостях? (да).
(Дети подходят к урасе, их встречает старушка Бейберикян в национальной одежде).
1. Старушка Бейберикян: Дорооболорун, оголоор! Здравствуйте, лети!» (дети усаживаются полукругом перед урасой). Очень рада вас видеть. Сегодня я познакомлю вас с якутскими народными игрушками. Вот, посмотрите на них. Возьмите, потрогайте их. Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей). У вас, наверное, много разных игрушек дома и в садике? А раньше у якутских детей игрушек было очень мало. Якутские мастера делали их из толстых веток тальника. Острым ножом вырезали на одном конце рожки и украшали простым узором. Как вы думаете, на что это похоже? (ответы детей). Правильно, они изображали коров, быков и телят. Потому, что якутский народ почитает этих животных. Кроме игрушек из тальника были и другие игрушки, вот такие (показывает). Игрушки эти сделаны из коры березы – бересты. Посмотрите на берестяные игрушки, сравните. Они не такие объемные как игрушки из тальника, они плоские. Это бычок, это корова, это теленок (показывает). Они отличаются по размеру, и узору. Засиделись? Давайте разомнемся (физминутка).
2. Старушка Бейберикян: Давайте мы с вами сейчас представим, что мы якутские мастера и вырежем из бумаги моих любимых коровушек. Только вырезать будем не из бересты, а из бумаги (дети садятся за столы).
Самостоятельная деятельность детей.
3. Давайте посмотрим у кого какая игрушка получилась.
- Ребята, с какими игрушками мы сегодня познакомились? Из чего их изготавливают? Кого изображали якутские мастера? Молодцы, ребята, очень хорошо потрудились! А я вам приготовила вкусные оладушки.
Исакова Т.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
План проведения дня открытых дверей для 1 мл. гр. по теме «Музейная педагогика»
Утро:1. Игры детей с заводными игрушками «Курочка», «Цыплята» в мини – музее «Курочка – ряба».2. Рассматривание картины «Курочка с цыплятами».3. Дидактическая игра «Назови и покажи»....
Модель плана работы со старшими дошкольниками «Духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики»
Внедрение музейной педагогики и стало благодатным условием, когда семья активно включилась в процесс духовно-нравственного воспитания совместно с воспитателями, расширяя горизонты знания ребёнко...
Конспект "Возможности музейной педагогики"
Музейная педагогика...
Конспект занятия "Музейная педагогика в патриотическом воспитании дошкольников"
Дать зания детям о флаге от куда он появился....
План мероприятий по внедрению музейной педагогики.
План мероприятий по внедрению музейной педагогики....
План мероприятий по внедрению Музейной педагогики.
План мероприятий по внедрению Музейной педагогики....