НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Тема «Посуда»
Цель: Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме.
Задачи:
- уточнить и активизировать словарь по теме;
- развивать умение образовывать относительные прилагательные;
- закреплять навык образования имен существительных ед. числа с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- развивать умение образовывать существительные мн. числа, Р.п.;
- развивать умение координировать речь с движениями, общую и мелкую моторику;
- повышать речевую активность.
Оборудование: Федора (кукла), картинки с изображением посуды, мяч.
- Организационный момент
Отгадывание загадок. Дети отгадывают загадки и показывают соответствующие картинки:
Режет, чистит и скоблит, Осторожным быть велит. (нож) | Ах, какие мы чистюли - Две железные … (кастрюли) |
Из горячего колодца Через нос водица льется (чайник) | Держите крепче — разобьюсь, Я хрупкая бедняжка — фарфоровая … (чашка) |
- Молодцы, отгадали. А как можно назвать эти предметы одним словом? (посуда).
- Правильно, это посуда. Посмотрите, сегодня к нам в гости пришла Федора и она грустная. Что же у нее случилось? (от нее сбежала посуда)
- Почему посуда сбежала? (Посуда сбежала, потому что Федора ее не мыла)
- Верно, Федора не ухаживала за посудой, не мыла. А как надо ухаживать за посудой? (Посуду надо мыть, вытирать полотенцем, сушить, складывать в шкаф)
- Основная часть
- Ребята, давайте поможем Федоре вернуть посуду. Расскажем ей какая бывает посуда. Как мы называем посуду, которую мы используем для чаепития? (чайная посуда)
- А как называется посуда, в которой мы готовим на кухне? (кухонная посуда)
- А как назвать посуду, из которой мы кушаем? (столовая посуда)
- Молодцы, теперь предлагаю показать Федоре как мы умеем мыть посуду:
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Ничего мы не сломали, Мы Федоре помогали! | (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о драга) (одна ладонь скользит по другой по кругу) (загибаем паьцы по одному, начиная с мизинца) (удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши) |
- Рассказали, показали мы Федоре, как надо посуду мыть, и Федора обещала за посудой ухаживать и называть ее ласково. Теперь она кружку называет кружечка. А как остальные предметы посуды называет Федора?
Игра «Назови ласково»
Тарелка — тарелочка Ложка — ложечка Вилка — вилочка Чашка — чашечка | Чайник — чайничек Сковорода — сковородочка Стакан — стаканчик Нож — ножичек |
- Ребята, предлагаю подарить Федоре еще посуду. Вы «покупаете»посуду (выбираете карточку), показываете и говорите из чего сделан данный предмет посуды.
Игровое упражнение «Из чего сделан»
- Я купил стакан из стекла. Он стеклянный.
- Я купил ложку из дерева. Она деревянная.
- Я купил сковороду из железа. Она железная.
- Я купил половник из металла. Он металлический и т.д.
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник! Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый разнос - Он посуду нам принес. | («надуть» живот, одна рука на поясе) (другая рука — изогнута, как носик) (присесть) (встать, руки на поясе) (кружиться, рисуя руками круг) (потянуться, руки сомкнуть над головой) (сделать большой круг) |
- Молодцы, давайте расскажем Федоре о современных электроприборах, которые помогают нам готовить еду?
Игровое упражнение «Составь из двух слов одно»
- Как назвать одним словом прибор, который кофе варит? (кофеварка)
- Прибор, который рубит мясо? (мясорубка)
- Прибор, который овощи режет? (овощерезка)
- Хорошо, а теперь поиграем с мячом. Если мы придем в гости к Федоре, то ей понадобиться много посуды, например, одна чашка, а много будет чего? (чашек). Я бросаю мяч и говорю: «Одна чашка», кто ловит мяч отвечает: «Много чашек»
Игра «Один — много»
Одна тарелка — много тарелок Один чайник — много чайников Одна кастрюля — много кастрюль | Один стакан — много стаканов Одна ложка — много ложек Одна кружка — много кружек и т.д. |
- Ребята, Федора тоже приготовила для вас задание, справимся? (да)
Игровое упражнение «Скажи наоборот» (с мячом)
Ложка чистая — ложка грязная
Тарелка глубокая — тарелка мелкая
Чашка большая — чашка маленькая
Сковорода тяжелая — сковорода легкая
Нож тупой — нож острый
Кастрюля горячая — кастрюля холодная и т. д.
- Итог.
Ребята, Федоре пора возвращаться домой. Давайте вспомним, как мы сегодня помогли Федоре? (ответы детей)
- Федора благодарит вас за помощь и дарит вам раскраски с изображением посуды, чтобы вы их раскрасили. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»
ВведениеДошкольный возраст считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой. Ведущий вид деятельности – игра. Онасоздает наиб...
Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...