Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель: закрепление знаний детей о русских сказках.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания о истории возникновения русских сказок, об их содержании;
- расширять представления о писателе В.Г. Сутееве;
- учить узнавать сказку по загадкам;
- закреплять названия русских сказок;
- расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать связную монологическую речь;
- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать логическое мышление;
- развивать произвольное внимание;
- развивать зрительную и слуховую память;
- развивать мелкую моторику;
- развивать общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русским сказкам;
- формировать навык сотрудничества и доброжелательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_puteshestvie_po_skazkam_1.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия «Путешествие по сказкам»
Цель: закрепление знаний детей о русских сказках.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания о истории возникновения русских сказок, об их содержании;
- расширять представления о писателе В.Г. Сутееве;
- учить узнавать сказку по загадкам;
- закреплять названия русских сказок;
- расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать связную монологическую речь;
- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать логическое мышление;
- развивать произвольное внимание;
- развивать зрительную и слуховую память;
- развивать мелкую моторику;
- развивать общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русским сказкам;
- формировать навык сотрудничества и доброжелательности.
Использование современных технологий:
- «ТРИЗ в детском саду»;
- Приемы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, физминутка).
Оборудование: клубок, мешочек, мелодия «в гостях у сказки», конверты с пазлами «овощи» (свекла, капуста, морковь, репа, помидор, огурец, перец, лук, баклажан, кабачок, картофель, тыква, редис, репа), колосок, картина «хлебное поле», игрушки (петушок, лягушка, зайчик), осенние листики с загадками, мешочек с картинками (дятел, ворона, лиса, ёж, коза, крот, белка, медведь, корова, волк), книга и портрет В.Г. Сутеева, схемы к сказкам, раскраски, грибочки.
Ход занятия
Дети заходят под веселую музыку «В гостях у сказки», становятся в круг, взявшись за руки и приветствуют гостей.
Воспитатель: «Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся всем вокруг!»
От ваших улыбок в группе стало светлее.
«Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И конечно поиграть».
Ребята, а вы любите сказки? В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих малышей, взрослые стали для них придумывать сказки. Дети подрастали и своим деткам рассказывали, передавали из «уст в уста». А эти детки – своим детям.
Во многих сказках есть различные предметы, обладающие волшебными свойствами: скатерть самобранка, волшебная палочка, сапоги – скороходы, волшебные фрукты и плоды, летающая ступа и т.д. Волшебные предметы помогают героям преодолеть трудности или препятствия. Волшебными свойствами наделяются самые обычные предметы быта, которыми все герои пользуются каждый день: ведра, печь, зеркало, клубок ниток.
У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке (открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, осенний ветерок размотал весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.
Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! Как вы думаете, почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок.
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!» (отправляются за клубочком в сказочное путешествие. Воспитатель кидает клубочек к рабочим столам, где лежат перевернутые пазлы «Овощи»).
Воспитатель: Ой, смотрите, клубочек прикатился в огород, где жарко-жарко, тихо-тихо, только пчёлки жужжат, да комарики пищат. Как вы думаете в какой мы сказке оказались?
Дети: в сказке «Пых».
Детям предлагается собрать пазлы разных овощей, разрезанные на 6 частей (дети собирают пазлы).
Вспомните и назовите какие овощи росли в огороде, в сказке «Пых». Поднимите руки, у кого из Вас эти овощи.
Дети: свекла, капуста, морковь, репа.
Воспитатель: Молодцы! Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (идут). Идем за клубочком, клубочек покатился и в поле очутился (на коврике лежит колосок). Посмотрите ребята, что это?
Дети: Колосок.
Воспитатель: Кто его потерял? Как вы думаете, в какую сказку мы попали?
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Я работаю легко!»
Дети: Этот колосок потерял петушок, а это значит, что мы с вами попали в сказку «Колосок».
Воспитатель: Посмотрите, а колосок у нас не простой, он с заданием. Надо помочь петушку, ведь мышата, наверное, и в этот раз не помогут ему (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением хлебного поля). Воспитатель задает вопросы по содержанию картины:
- Что вы видите на картине?
- Что растет в поле? (колоски)
- Что получают из колосков? (зерно)
Физ. минутка:
«Молотим, молотим, молотим зерно,
Гора зерна растет до неба,
Ты видишь, сколько будет хлеба!»
- Что получают из зерна? (муку)
«Вертятся колеса, мелится просо.
Зерно мелят жернова, мелят, мелят быстро.
Получается мука – легкая пушистая!»
- Что делают из муки? (пекут хлеб)
«Месим, месим тесто,
Тесту в печке место,
Пеку, пеку каравай,
Переваливай, валяй!»
- Какой бывает хлеб? (ржаной, пшеничный)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Помогли петушку. Он очень рад и говорит вам СПАСИБО!
Воспитатель: За клубочком мы пойдем и куда же попадем? (дети попадают на речку). Ребята, а как вы думаете к кому в гости мы теперь попали?
«Быстро плавает в пруду,
Ловит целый день еду.
Кто же ты? Шепни на ушко.
«Ква!» - ответила…» (лягушка)
Правильно!
Лягушка: Здравствуйте, дети! Вы куда направляетесь?
Дети: Мы путешествуем по сказкам!
Лягушка: Молодцы! Но что бы пройти дальше вам нужно перебраться через речку! А перебраться через нее можно только с помощью осенних листиков. Но так просто я вам листики не отдам! Их я буду давать вам за каждую отгаданную загадку! Слушайте внимательно! (отгадывают загадки, узнав, о какой сказке, в них идет речь).
«Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал ее кто - то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна-лягушка)
«Отворили дверь козлята
И пропали все куда – то» (Волк и семеро козлят)
«Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая, голубая речка,
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали» (Гуси-лебеди)
«Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет ее домой…» (Маша и медведь)
«Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Покатился по деревне, и женился на царевне» (По щучьему велению)
«Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов» (Теремок)
«Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке» (Колобок)
«Надо курочке бежать,
Петушка скорей спасать
Он так торопился,
Бедный подавился» (Петушок и бобовое зернышко)
Воспитатель: Лягушке понравилось, как вы отгадывали загадки! Какие вы все смышленые! Она решила отдать нам осенние листики, кладите их на воду и переправляйтесь через речку на другой берег! За клубочком мы пойдем и куда же попадем? Ребята смотрите, яблонька в лесу стоит, а кто же под яблонькой спрятался?
«Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай – ка,
Кто же это?» (зайка)
Зайчик: Бежал я по лесу и заблудился! Нес мешок с картинками, мешок продырявился, ветерок подул и все разлетелось, картинки рассыпались и перепутались!
Воспитатель: Ребята мы попали в лес, где полным-полно чудес, поможем зайке собрать картинки? (детям предлагаются картинки животных и птиц, которые лежат на коврике. Дети выбирают тех животных и птиц, которые встречались в сказке В. Г. Сутеева «Мешок яблок», называют их, подают воспитателю).
Как вы думаете, ребята, в какую сказку мы с вами попали?
Дети: «Мешок яблок». Эту сказку сочинил один человек - писатель Владимир Григорьевич Сутеев (воспитатель показывает фотографию писателя и книгу)
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что писатель В. Г. Сутеев, был еще и художником? Он сам рисовал иллюстрации к своим замечательным сказкам! И он передал вам раскраски, чтобы вы превратили их в цветные картинки! А белочки за ваши труды и терпение передали вот эту корзинку с грибочками. Вот и подходит к концу наше путешествие по сказкам! Дети, вспомните, с кем из сказочных героев мы с вами сегодня повстречались? (называют). Какими словами заканчиваются сказки?
Дети: Стали жить –поживать, да добра наживать; Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец.
Воспитатель: Ребятки, где же наш волшебный клубок? Катись, катись волшебный клубок, прямо в садик на порог!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе чтение сказки «Петух и собака».
Формирование словаря.Грамматический строй речи.Звуковая культура речи....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"...
КОНСПЕКТ Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»
Программное содержание:1.РРазвивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, ав...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Обучение рассказыванию». Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»
Конспект открытого занятия по развитию речив старшей группе (5-6 лет)Тема: «Обучение рассказыванию».Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...