Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Сказка в гости к нам приходит»
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- продолжать учить определять тип и вид сказки;
- продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;
- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;
- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;
-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;
-учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.
Развивающие:
-развивать интерес к аппликации, уметь правильно передавать характерные особенности птицы ;
- развивать дикцию и фонематическое восприятие;
- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.
- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.
- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_v_gosti_k_nam_prihodit.docx | 427.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Заведующий
ГБДОУ «Детский сад №103»
_______ Ю.Е.Сидорова
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
Выполнила:
Воспитатель
Шарова А. А.
Севастополь 2016
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Сказка в гости к нам приходит»
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- продолжать учить определять тип и вид сказки;
- продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;
- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;
- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;
-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;
-учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.
Развивающие:
-развивать интерес к аппликации, уметь правильно передавать характерные особенности птицы ;
- развивать дикцию и фонематическое восприятие;
- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.
- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.
- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с мнемотаблицами, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам, экскурсия в библиотеку.
Оборудование:
1. Презентация "Мир сказок",
2.Картинки с эпизодами из сказок: «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», «Царевна-лягушка», «Вершки и корешки», мнемотаблица.
3. Музыкальное сопровождение.
Словарная работа:
Проговаривание физминутки, пересказ сказок, заучивание стихотворений,
активизировать словарь: хитрая, злая, добрые, хорошие.
Индивидуальная работа
Ход занятия.
Вводная часть
Под весёлую музыку дети входят в зал, приветствуют гостей и встают в полу круг взявшись за руки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: «Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке - заходи.
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди».
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас сколько сказочных героев и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?
Дети: необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
Воспитатель: А на какие типы групп делятся сказки ?
Дети: Народные и авторские.
Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?
Дети: авторские сказки, написанные автором.
Воспитатель: А что такое народные сказки?
Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать.
Воспитатель: Да сказочные истории дошли и до нас. Они бывают Веселые и грустные, страшные и смешные. Ребята мы с вами на занятии познакомимся с видом русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.
Воспитатель: Первый вид который мы с вами рассмотрим это- сказки о животных они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я буду загадывать загадки а вы будете отгадывать, а на слайде будем проверять правильный ответ загадки. Ну что начнем?
Игра: «Угадай и назови»
- Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
(Волк и семеро козлят)
- Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать – и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок.
(«Кот, лиса и петух»)
- Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(«Три медведя») - Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — ...
(Теремок)
- Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и серый волк»)
- На болоте оба жили,
Друг к другу свататься ходили,
Но не смогли договориться,
Упрямство свойственно и птицам.
(«Журавль и цапля»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Дети: ЖИВОТНЫЕ,ПТИЦЫ.
Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Какие вы еще знаете сказки о животных?
Дети: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк», «Бобовое зернышко».
А теперь давайте сами построим свой теремок с помощью физ. минутки.
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались т(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Воспитатель: Ребят а в сказках лиса какая? а волк ? медведь? зайчик?
Дети: Лиса хитрая плутовка. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица.
Волк глупый и жадный.
Медведь олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными.
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых.
Только кот и петух выступают в роли положительных героев.
Основная часть.
Воспитатель: теперь познакомимся с таким видом как Бытовые сказки . Они похожи на сказки о животных.
Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
Воспитатель: ребята давайте с вами с играем в игру на время, вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки, кто быстрее справится тот и сможет угадать свою сказку, тот и победил ….раз, два, три игру начни!!!
Дети собирают пазл-сказка.
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить,
Дружно, смело и умело,
С вами мы взялись за дело!
Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.
Воспитатель - молодцы ребята, справились и с этим заданием!
Воспитатель: молодцы
Воспитатель: А какой остался последний вид сказки?
Дети: Волшебные сказки
Воспитатель: Правильно. А кто знает почему волшебные?
Дети: в этих сказках волшебство
Воспитатель: так давайте проверим волшебство на сказке «По щучьему велению»
Воспитатель: а давайте вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка подсказка.
По очереди подходят и рассказывают по сказке.
Воспитатель: Правильно. Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.
А теперь давайте немножко отдохнем, проведем физ. Минутку для глаз:
«Смотрят глазки вправо-влево,
Смотрят глазки вверх и вниз.
Отдохнули наши глазки
Смело можем продолжать».
Ну что ребята, продолжаем путешествие по волшебным сказкам?
В волшебных сказка в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.
Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?
Дети: Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем.
Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Терешечка» , а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.
Проблемная ситуация.
- «А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…….».
- «А если бы Терешечка не был таким находчивым, то….».
Воспитатель: молодцы мы решили с вами проблемные ситуации.
А теперь давайте мы с вами сыграем в игру: на досках прикреплены герои сказок, к ним вам надо правильно подобрать его незаменимый атрибут.
МОРОЗКО- посох, сундук с подарками;
БАБА ЯГА- избушка на курьих ножках, ступа;
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ- огонь, две головы;
ЕМЕЛЯ- щука, ведра
Воспитатель: Правильно, ребята, вы справились с заданием!
Воспитатель: назовите еще сказки где есть волшебство?
Дети: «Снегурочка и лиса», «Морозко».
Заключительная часть.
Воспитатель: А как вы думаете , сказки «Снегурочка и лиса», «Морозко» к какому времени году относятся?
Дети: к времени года зима
Воспитатель: Правильно! А у нас за окном какое время года?
Дети: Время года - зима
Воспитатель: А зимой какое волшебство наступает?
Дети: Новый год и Рождество.
Воспитатель: По восточному календарю каждый наш новый год приходит под знаком какого-то одного из двенадцати животных, в этом году –год Петуха. А что дарят на Новый Год ?
Дети: На новый год дарят подарки
Воспитатель: Так давайте и с вами вместе сделаем чудесный коллективный подарок для наших гостей , под названием «Петушок удачи».
Звучит музыка.
Дети выполняют коллективную работу с помощью воспитателя.
После выполнения работы воспитатель подводит итоги занятия:
Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране. Мы на занятии познакомились с такими видами сказок как сказки о животных ,бытовые, волшебные. Сказки о животных учат нас не обижать слабых, бытовые сказки учат нас быть смелыми, добрыми и отзывчивыми, а волшебные – верить в чудеса .
Воспитатель:
Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же
-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,
- добрыми, как Емеля
- обаятельными, как Чебурашка,
- хозяйственными, как Матроскин,
- трудолюбивыми, как Золушка,
- находчивыми, как Кот в сапогах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказка в гости к нам приходит»
Развивать речевую деятельность необходимо постоянно. Есть разные методики обучения, развития, я выбрала одну из самых понятных и доступных для детей в старшей группе - посредством художественной...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"...
КОНСПЕКТ Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»
Программное содержание:1.РРазвивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, ав...
Конспект ОТКРЫТОГО занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Сказка в гости к нам пришла»
ГБДОУ №32 комбинированного видаВасилеостровского района г. Санкт-ПетербургаВыполнила: Пышнограева Наталья Владимировна.Конспект ОТКРЫТОГО занятия по развитию речи в младшей группе на тему:...
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему:"В гости к леснику"
Продолжать формировать грамматический строй речи у детей старшей группы. ...