Здравствуйте коллеги! Чтобы узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам разгадать педагогические загадки: Придуманная история с происходящими в ней событиями, которых не было на самом деле СКАЗКА Повестовование о каком нибудь случае из жизни, о том, что произошло РАССКАЗ Смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение между людьми СВЯЗНАЯ РЕЧЬ 1 Слайд Эти понятия легли в основу моего мастер класса «Сказочные истории и рассказы» направленные на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Уникальность технологии сторителлинг состоит в том, что использовать ее можно начиная с детьми младшего возраста, постепенно усложняя и расширяя задания. Техника «сторителлинга» многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Я, изучив эту технологию, которую можно использовать на протяжении всего дошкольного периода, адаптировала её для своих малышей, взяв за основу некоторые приемы: кубики историй, чудесный мешочек, конверт – доска, с которыми, я бы хотела познакомить и вас.
2 слайд «Кубики историй» Техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику. Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала задачу можно упростить - сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.
Мне нужны несколько педагогов, с которыми мы будем сочинять истории с помощью кубиков. Итак, игра начинается! Сначала выбираем историю, учитывая интерес, договариваемся, о ком будет история. Первый участник достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. -Давайте я начну. Жил – был на свете мальчик Ваня. Он очень любил путешествовать. Однажды он отправился в далекое сказочное путешествие…….(предлагаю второму участнику достать кубик и продолжить историю, и так пока не закончатся кубики) Но каждая история имеет конец и наш мальчик Ваня вернулся обратно домой из своего увлекательного путешествия. -Легко вам было составлять историю? Можно придумать очень много игр с «Кубиками историй». А мы продолжаем знакомиться с технологией сторителлинга дальше 3 слайд «Волшебный мешочек» Будет здорово, если вместе с детьми вы сошьёте симпатичный мешочек, или же возьмёте уже готовый, и сложите различные мелкие предметы и игрушки: камушки, стеклянные шарики, пёрышки, шишки, фигурки из киндер-сюрприза, монетки, пластмассовых солдатиков или же животных и так далее. Затем каждый из игроков может достать, не глядя, один или несколько любых предметов, чтобы на их основе сочинить свою собственную историю или же групповую. Педагоги могут в соответствии с темой занятия подобрать игрушки или предметы, относящиеся к определённой категории, например, к теме "Времена года", «Профессии», «Транспорт» Я предлагаю сегодня тему «Овощи» Кто из педагогов хотел бы попробовать? Не забываем про правила игры: Достаем 1 предмет и рассказываем свою историю. Давайте я начну: - Однажды бабушка послала в магазин за овощами свою любимую внучку Катю. Когда девочка увидела, сколько овощей на прилавке, она растерялась. Давайте ей поможем Катя купила в магазине морковку, потому что…….. Катя купила в магазине свеклу, потому что……… Катя купила в магазине картошку, потому что……… и так далее Молодцы справились с заданием.
4 слайд «Конверт – доска» Конверт-доска (от англ. сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему, можно использовать ватман и гуашь. Детям предлагается, как готовый фон, так его можно и изготовить вместе с детьми заранее и использовать как часть образовательной деятельности по развитию связной речи. Тематика конверт – доски может быть самой разнообразной: «Волшебный лес», «Сказочная страна», «Море волнуется», «Цветочная поляна». После беседы детям предлагается составить историю, используя разные персонажи, выполненные как правило в технике пластилинографии. Итак, давайте, попробуем. Воспитатель вносит конверт-доску, на которой изображен морской пейзаж в технике пластилинографии. Воспитатель: «Посмотрите, какой морской пейзаж выполнила я из пластилина! Вы, как художники, сможете дополнить мой пейзаж.» - Правда, наше море пустынно, и кого-то здесь не хватает. А давайте вместе с вами сочиним историю. Я начну, а вы продолжите. «Однажды в Черное море заплыла черепаха из Средиземноморья. Одиноко и грустно было ей здесь.» - А вот продолжение вы мне поможете придумать. Первым к черепашке поспешил дельфин: «Добрый день, я – дельфин. Тебе нравится в нашем море?» - Да нравится, здесь тепло и уютно. Тихонько подполз краб: «Здравствуй черепашка, я маленький крабик.» - Приятно познакомиться, а я - черепашка. Оказалось, и ракушка на волнах подплыла к неожиданной гостье. - Уважаемая черепашка, рада знакомству с вами. - Спасибо. Мне тоже приятно. Следом приплыл осьминог: - «Что вы так шумите? Давайте лучше познакомим черепашку с нашим морем.» Друзья всей компанией решили отправиться на экскурсию по черному морю. Теперь черепашка была не одна, а с новыми друзьями.
В заключении мне бы хотелось еще раз остановиться на преимуществах технологии «сторителлинг»: Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания; Расширение запаса знаний об окружающем мире; Развитие всех речевых компонентов; Развитие коммуникативных навыков детей. -Уважаемые коллеги, спасибо за работу. Я надеюсь, вы изучите эту технологию и будете использовать в работе с детьми. Предлагаю оценить вам работу нашего мастер – класса. Если тема его была для вас интересна, покажите, смайлика.
-Желаю вам творческих успехов во всех ваших начинаниях! |