Мастер - класс для педагогов «Сказочные истории и рассказы сторителлинга»
учебно-методический материал по логопедии

Способствовать формированию у педагогов представления о развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста  посредством  использования технологии сторителлинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_1_1.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Главная задача "Речевых кубиков" в том, чтобы ребенок заговорил - и заговорил легко и выразительно, грамотно и с удовольствием. Для этого должна сформироваться база: активный словарный запас, грамматический строй речи, интонационная выразительность, умение выстроить последовательность и, что немаловажно, желание и смелость высказываться. В "Речевых кубиках" заложены все эти возможности. В наборе 10 мягких кубиков четырех цветов: красные кубики обозначают персонажей ("Кто? "); зеленые кубики обозначают предметы, которые движутся (транспорт) либо действуют иным способом (волшебные предметы); синие кубики преимущественно отвечают на вопросы "Где? " и "Когда? ", а также на вопрос "Что? "; оранжевые кубики предназначены для того, чтобы придать речи выразительность, помочь освоить пространственные предлоги и научиться понимать и выражать эмоции

Мастер - класс для педагогов

«Сказочные истории и рассказы сторителлинга»


Цель: способствовать формированию у педагогов представления о развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста  посредством  использования технологии сторителлинг.  

Задачи:

       Активизировать знания педагогов о значимости развития связной речи  у детей  

дошкольного возраста.

Главная задача "Речевых кубиков" в том, чтобы ребенок заговорил - и заговорил легко и выразительно, грамотно и с удовольствием. Для этого должна сформироваться база: активный словарный запас, грамматический строй речи, интонационная выразительность, умение выстроить последовательность и, что немаловажно, желание и смелость высказываться. В "Речевых кубиках" заложены все эти возможности. В наборе 10 мягких кубиков четырех цветов: красные кубики обозначают персонажей ("Кто? "); зеленые кубики обозначают предметы, которые движутся (транспорт) либо действуют иным способом (волшебные предметы); синие кубики преимущественно отвечают на вопросы "Где? " и "Когда? ", а также на вопрос "Что? "; оранжевые кубики предназначены для того, чтобы придать речи выразительность, помочь освоить пространственные предлоги и научиться понимать и выражать эмоции.

Содержание деятельности мастер-класса.

Здравствуйте коллеги! Перед тем, как начать мастер класс, предлагаю вам разгадать педагогические загадки:

Придуманная история с происходящими в ней событиями, которых не было на самом деле - СКАЗКА

Повестовование о каком нибудь случае из жизни, о том, что произошло - РАССКАЗ

Смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение между людьми СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Эти понятия легли в основу моего мастер класса

«Сказочные истории и рассказы» направленные на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Уникальность технологии сторителлинг состоит в том, что использовать ее можно начиная с детьми младшего возраста, постепенно усложняя и расширяя задания.

Техника «сторителлинга» многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Я, изучив эту технологию, которую можно использовать на протяжении всего дошкольного периода, адаптировала её для своих малышей, взяв за основу некоторые приемы: речевые кубики и чудесный мешочек, с которыми, я бы хотела познакомить и вас.

 «Речевые Кубики»

Главная задача "Речевых кубиков" в том, чтобы ребенок заговорил - и заговорил легко и выразительно, грамотно и с удовольствием. Для этого должна сформироваться база: активный словарный запас, грамматический строй речи, интонационная выразительность, умение выстроить последовательность и, что немаловажно, желание и смелость высказываться.  В "Речевых кубиках" заложены все эти возможности. В наборе 10 мягких кубиков четырех цветов: красные кубики обозначают персонажей ("Кто? ");  зеленые кубики обозначают предметы, которые движутся (транспорт) либо действуют иным способом (волшебные предметы); синие кубики преимущественно отвечают на вопросы "Где? " и "Когда? ", а также на вопрос  "Что? ";  оранжевые кубики предназначены для того, чтобы придать речи выразительность, помочь освоить пространственные предлоги и научиться понимать и выражать эмоции.

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала упражнения начинаются с самых простых (назови слово) и далее постепенно усложняются (до длинных историй и выразительной речи).

Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Мне нужны несколько педагогов, с которыми мы будем сочинять истории с помощью кубиков.

Итак, игра начинается! Сначала выбираем историю, учитывая интерес,  договариваемся, о ком будет история.

 

-Легко вам было составлять историю?

       Можно придумать очень много игр с «Речевыми кубиками».

 А мы продолжаем знакомиться с технологией сторителлинга  дальше - «Волшебный мешочек». В структуру техники входят следующие элементы:

1.        Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем. Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а усложняется.

3. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы.

4. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

В истории должен быть любой герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать. Рассказ или история, совмещенные с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от «страха говорения». Ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди так: первый кубик бросает ребенок, а следующий-педагог и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

- А сейчас предлагаю вам поупражняться в составлении историй.

И так! Игра начинается!
Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам сочинить свою сказочную историю. С вашего позволения я начну первой. «Однажды…».

В заключении мне бы хотелось еще раз остановиться на преимуществах. Технология «сторителлинг» - развивает фантазию, логику, повышают культуру общения,  обогащает устную речь, помогает запомнить материал.
Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, молчаливых детей,  повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!
«Кубики историй» - настоящий праздник воображения! 

-Уважаемые коллеги, спасибо за работу. Я надеюсь, вы изучите эту технологию и будете использовать в работе с детьми.  

-Желаю вам творческих успехов во всех ваших начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по экспериментированию "Мыльная история"

Мастер класс по изготовлению мыла......

Мастер–класс для педагогов «Сказочная птица»

Передача опыта изготовления поделки нетрадиционными техниками работы с бумагой своим коллегам....

Мастер - класс для педагогов «Сказочные истории и рассказы сторителлинга»

Цель: способствовать формированию у педагогов представления о развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования технологии сторителлинг. Задачи: Активизировать ...

Мастер - класс для педагогов "Сказочные опыты"

Семинар практикум по теме "Иследовательская деятельность в ДОУ"...

Мастер - класс для педагогов " СКАЗОЧНАЯ КУКЛОТЕРАПИЯ"

В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы - процесс творения новой сказочной жизнию Детки создав куклу своими руками испытывают прилив сил и рвдость.А кукла становится для них помощником....

Мастер-класс для педагогов «Кубики историй» или «сторителлинг» как средство развития связной речи у старших дошкольников

Знакомство педагогов с техникой «сторителлинг» и игровыми пособиями «Кубики историй»...