Консультация для родителей «Игры для развития речи ребенка 2-3 лет»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Кобелева Мария Александровна

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет наблюдается значительный скачок в развитии речи, то этому рекомендуется уделить особое внимание. Для того чтобы дети могли свободно выражать свои мысли и желания, они должны обладать богатым словарным запасом. Поэтому приучите себя говорить ребенку все, что вы делаете.

Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игры для развития речи ребенка 2-3 лет»

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет наблюдается значительный скачок в развитии речи, то этому рекомендуется уделить особое внимание. Для того чтобы дети могли свободно выражать свои мысли и желания, они должны обладать богатым словарным запасом. Поэтому приучите себя говорить ребенку все, что вы делаете.

Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.

Кроме упражнений для дыхания и скороговорок нужно, проговаривая с ребенком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах.

Чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребенка синонимами, омонимами и т.д.

Постарайтесь сделать ваши занятия интересными и веселыми!

Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

Дудочка и свистулька.

Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие-только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул-получился звук).

Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.

Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Вата или пенопласт.

Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий), положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача-дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.

А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате.

Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку,-это насколько хватит вашей фантазии.

«Подуем на снежинку»

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

«Бабочка летает»

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

«Плывет, плывет кораблик»

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

«Кто дольше»

В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

-Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

«Повтори за мной»

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат

-Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

«Проводи зайчика»

Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, зайчик).

- Возьмите в руки зайчика и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить зайчика и показать ему все самое интересное.

- Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит зайчика туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т.д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

- Затем сходите с зайкой в другие комнаты.

«Голоса животных»

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

- Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

- Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

- Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

- воробей — чирикает (чик-чирик)

- ворона — каркает (кар-кар)

- гусь — гогочет (га-га-га)

- свинья — хрюкают (хрю-хрю)

- коза — блеет (ме-е-е)

- корова — мычит (му-у-у)

- кошка — мяукает (мяу-мяу)

- лошадь — ржет (и-го-го)

- лягушка — квакает (ква-ква)

- мышка — пищит (пи-пи-пи)

- осел — ревет (иа-иа)

- петух — поет, кукарекает (кукареку)

- пчела — жужжит (ж-ж-ж)

- слон — трубит (ту-у-у)

- собака — лает (гав-гав)

- тигр, лев — рычит (р-р-р)

- утка — крякает (кря-кря)

- филин — ухает (уху-уху)

- Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу).

- О-о-о (разболелся зуб,удивление).

- У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

«Угадай животных»

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.

- Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.

- Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

«Кукла спит»

Игра способствует развитию речи, слуха

Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.

- Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.

- Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.

- Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).

- Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

«Закончи слово»

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания

- Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите.

Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.

- Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.

«Повтори за мной»

-Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится.

«Яблоко или тарелка?»

Игра способствует развитию речи, внимания

- Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.

- Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)

- Ложка и тарелка — это посуда?

- Шорты и майка — это мебель?

- Ромашка и одуванчик — это деревья?

Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:

- Помидор и апельсин — это овощи?

«У меня зазвонил телефон»

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса

- Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.

- По очереди изображайте звонок телефона.

- Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

- Меняйтесь ролями.

- Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Очень важно работать над развитием речи малышей, но также необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игрушки для развития речи ребенка"

Консультация предназначена для родителей детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи ребенка третьего года жизни»

Развитие речи ребенка третьего года жизни          На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предмет...

Консультация для родителей на тему: " Развитие речи ребенка 5-7 лет"

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими,...

Консультация для родителей: "Рекомендации по развитию речи ребенка в семье"

Развитие лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; звуковой культуры речи;  связной речи...

Консультация для родителей младших дошкольников «Развитие речи ребенка с помощью «Пальчиковых» и «Артикуляционных» гимнастик»

Консультация для родителей младших дошкольников "Развитие речи ребенка с помощью" Пальчиковых" и "Артикуляционных гимнастик"...

Консультация для родителей «Игры для развития речи ребенка 2-3 лет»

Задача воспитателя ДОУ — заинтересовать родителей жизнью детского сада и создать условия для передачи им знаний в области воспитания и образования, социализации и укрепления здоровья ребенка. Пе...