Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, кроха обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными. Однако если игрушки слишком сложные, они могут стать непреодолимым препятствием для освоения ребенком новых навыков. Игрушки и игровые материалы должны соответствовать возрасту малыша, уровню его развития. Известно, что детям легче учиться на знакомых игрушках и игровых материалах. Почему? Просто с ними ребенок всегда пытается сделать что-то новое, более трудное. Родители, предлагая малышу игрушки, часто не подозревают, какие функции они могут выполнять, и насколько они важны для его развития. Удивительно, но мамы и папы интуитивно и почти всегда верно выбирают игрушки, которые нужны ребенку. Уважаемые родители! Этот список игрушек поможет вам сориентироваться в том многообразии игровых пособий, которые продаются в детских магазинах. Большинство подобных игрушек есть и у вас дома. Не советуем сразу бежать в магазин и закупать недостающие игрушки. Помните: многие игрушки взаимозаменяемы. Кроме того, одна и та же игрушка может служить разным целям по мере взросления ребенка. - Звучащие игрушки: погремушки, пищалки и другие, издающие звуки
- разной частоты.
- Игрушки и предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. п.
- Наборы игрушек животных и птиц (корова, гусь, кошка, собака, курица, утка и т. д.).
- Мыльные пузыри.
- Большие и маленькие мячи.
- Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и др. (для изучения формы и размера).
- Книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки.
- Заводные игрушки.
- Маленькие зеркала.
- Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон и т. п.).
- Детское лото, разрезные картинки.
- "Цветовые фоны" (для изучения основных цветов: синего, красного, зеленого и желтого).
- Пластилин и формочки для создания фигурок.
- Шнурки, крупные бусы из различных материалов: пластмассовые и деревянные.
- "Центры активности": плоские и объемные, на поверхности которых расположены звонок, зеркало, колечко, вращающийся шарик и др.
- Мягкие игрушки. Игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки).
- Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками. Разноцветные кубики разных размеров.
- Ящик с отверстиями разной формы
- для опускания фигурок.
- Игрушки на установление причинно-следственных связей (потянул, нажал и получил результат).
- Деревянные молотки и доски с прорезями
- Большие и маленькие конусообразные и квадратные пирамидки. Машинки различных размеров и моделей: легковые, грузовые, пожарные краны и т. д.
- Машинки разборные типа "Лего" с небольшим количеством деталей.
- Конструкторы.
- Краски пальчиковые.
- Куклы, кукольная мебель, посуда.
- Набор формочек для игры с водой и песком.
- Игрушки с веревочкой, за которую можно тянуть.
- Игрушечный телефон.
- Прозрачные пластиковые банки с крышками.
- Лабиринт и труба для лазания.
- Кукольные коляски.
- Матрешки.
- Набор "медицинских" игрушек.
- "Страшные звери": динозавры, тигры, акулы, змеи, пауки и т. п.
- Погремушки в форме булавы и гантели, которые удобно держать в руки, в том числе мягкие.
- Контрастные черно-белые игрушки, издающие различные звуки: погремушки, барабаны, пищалки, свистки.
- Игрушки с черно-белыми полосами в виде периодических решеток различной частоты.
- Светящиеся предметы или игрушки (фонарики, лампы, светильники).
- Елочная мишура или другие блестящие предметы и игрушки.
Итак, игрушка может послужить для достижения различных целей. Например, машинку используют и логопед, и педагог, и психолог, и физический терапевт. Как можно играть с машинкой? Катать по полу или с горки, которую легко соорудить из картонки, диванной подушки и т.п. С помощью этой игры педагог пытается научить малыша следить взглядом за движущимся объектом, а физический терапевт - координировать движения руки и глаз. Закатить под арку, построенную из больших кубиков, или под большой (маленький) стул, затем доставать ее оттуда. С помощью такой простой игры психолог учит малыша сопоставлять действие и его результат. Положить в машинку кубик или посадить игрушечную собачку и перевозить их. Игра перестает быть простой манипуляцией с предметами: ребенок начинает играть в игры с определенным замыслом. И помогает ему в этом педагог. "Попасть в аварию", столкнув машинку с кубиками произнести "Бах, упала!" (игра очень нравится детям, они начинают повторять ее много раз). В такую игру играет с малышом логопед, чтобы вызвать у него непроизвольные лепетные звукоподражания (бах, о-па и др.). Подобные игры развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Ребенок учится произносить звуки и слова, ждать, выполнять инструкции, играть по очереди, что будет очень важно в будущем, когда он начнет общаться с другими детьми. С одной только машинкой вы можете придумать еще много самых разных игр, и все они будут способствовать развитию малыша. Обязательно озвучивайте все действия с игрушками. Ваши комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Не забывайте делать паузы, чтобы малыш тоже мог произносить звуки и слова. Все дети - хорошие имитаторы. Малыши повторяют за взрослыми действия, звуки и слова, таким образом, они осваивают новые навыки и учатся говорить. Поэтому хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения. Когда малыш ощущает себя успешным, он стремится научиться чему-нибудь новому, а значит, развивается.
«Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста» Пояснительная записка. Уважаемые коллеги! Хочу представить Вам материал, используемый на консультации для педагогов дошкольного образовательного учреждения. Актуальность данной разработки заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Вы можете ознакомиться с нетрадиционными методами обучения дошкольников, которые можно применять в образовательной деятельности. Проектная деятельность и мнемоника - вот основные формы, широко применяемые педагогами для успешного развития речи ребенка. Прочитав эту статью, Вы пополните свои теоретические знания по указанной теме. Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Задачи: - обновить научно - методический уровень компетенции педагогов;
- расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников;
- побуждать педагогов к практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования.
В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Анализируя опыт педагогов, я пришла к выводу, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Новые ФГТ подразумевают широкое применение интеграции в разнообразных образовательных областях. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна. - Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
- Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте – это: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками. Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений педагоги в своей практике используют мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Работа по развитию связной речи детей ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Работу по формированию речи у дошкольников проводится комплексно, по следующим направлениям: - коррекция звукопроизношения; - формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст); - формирование лексико-грамматических категорий; - формирование связной речи; При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы. Многим детям требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники. С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д.
При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картинно-графическом плане акцентируется внимание дошкольников именно на это. Если необходимо передать настроение героя – использую пиктограммы. Пиктограммы выставляются при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке или действии героя. Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно “сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог. Существует несколько видов занятий с картинным материалом. Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка: «Зимние забавы». При составлении повествовательного рассказа по этой картинке я раздаю детям карточки с фрагментами картинки и предлагаю им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования и проектный метод можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы. Список литературы. 1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. 2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир! М.«Баласс»,2000. 3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. 4. Малетина Н.С., Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68. 5. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4. С.102-115.
|