Конспект НОД по развитию речи "Улетают журавли".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кадырева Анна Федоровна

Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли».

     Задачи:   Развивать связную речь детей, учить  пересказывать текст связно, последовательно, выразительно.

     Обогащение пассивного словаря словами  вереница, стройные косяки, чуть брезжит.

     Обогащение активного словаря словами:  стая птиц, клин, отлет, перелетные, поодиночке, улетать, курлыкать,

     Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, интонационно передавать свои чувства и впечатления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_uletayut_zhuravli.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в группе № 9 МКДОУ № 30

ФИО воспитателя Кадырева А.Ф.

Образовательная область - речевое развитие

Тема занятия:  Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»

     Задачи:   Развивать связную речь детей, учить  пересказывать текст связно, последовательно, выразительно.

     Обогащение пассивного словаря словами  вереница, стройные косяки, чуть брезжит.

     Обогащение активного словаря словами:  стая птиц, клин, отлет, перелетные, поодиночке, улетать, курлыкать,

     Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, интонационно передавать свои чувства и впечатления.

Материалы и оборудование.  Фонограмма пьесы П. Чайковского «Осенняя песнь». Книга И. Соколова—Микитова «Улетают журавли». Иллюстрации с изображением отлета перелетных птиц, с изображением журавлей. Мяч.

Ход занятия:

Организационный момент. Звучит тихая музыка,  фонограмма пьесы П. Чайковского «Осенняя песнь».

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
                       Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой  чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

 - Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? - Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени?                          

 - Как называются птицы, улетающие от нас на зиму? Назовите их.                               

- Почему птицы покидают родные места и улетают на юг?

- Отгадайте загадку:   Длинноногий, длинношеий, 
Длинноклювый, телом серый, 
А затылок голый, красный, 
Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, 
Бестолковых попрыгушек
.         (показ иллюстрации) 
- Что вы знаете об этой птице?   Посмотрите на картинку. Что вывидите?             
(иллюстрация «Отлёт журавлей»)

-  Кто из вас видел, как летят в небе журавли?  Как улетают другие птицы?    (показ иллюстрации)

Дидактическая игра «Как улетают птицы?»

Гуси, утки, лебеди— вереницей,

ласточки, грачи, скворцы— стаей,

кукушки— поодиночке.

Физминутка: Спит журавлик под кустом, руки над головой «домиком»
                       Там его уютный дом. 

    Мы смеялись и шумели,  прыжки на месте
    Разбудить его хотели. 

   Но журавлик стоя спал,  стоят на одной ноге
   Видно сильно он устал. 

Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов—Микитов в своем рассказе «Улетают журавли». Садитесь на этой солнечной поляне (дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом).

Чтение рассказа

В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом.                

Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.                                   

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.                                      

 Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.                                                  

Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.                                            

 Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики.                               

Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.       

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.                             

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.

- В какие осенние дни собирались к отлету журавли?

- Почему журавли кружили над родным болотом перед отлетом на юг?

- Как летят журавли?

Покажите, как летят журавли, составьте клин из изображений журавлей.Составляют на доске клин из силуэтов журавлей.

- Какой путь предстоит журавлям?

- Куда потянулись косяки птиц?

- Над чем пролетали журавли?

- Где останавливались на отдых?

- Какой был лес?

- Когда журавли продолжили свой путь?

- Что изменилось в лесу, когда взошло солнце?

- Откуда мы слышим прощальные голоса журавлей?

- Что кричали дети журавлям?

- Когда можно ждать журавлей обратно?

Объяснение значения слов: «кулики» - болотная птица с длинным клювом и длинными ногами, «макушка» -  верхняя часть дерева.

Игра в кругу с мячом  «Почему».

А сейчас мы поиграем в игру «Почему?». На вопрос отвечает тот, кто поймал мяч. (Дети отвечают на вопросы,строят сложноподчиненные предложения, используют союз потому что)

- Почему осенние дни золотые?

- Почему болото для журавлей родное?

- Почему косяки птиц стройные?

- Почему небо высокое и ясное?

- Почему крики прощальные?

- Почему встреча весной будет радостной?

Повторное чтение с установкой на запоминание и пересказ.

Пересказ произведения детьми.

Итог занятия: Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?

Полёт каких птиц был описан в  рассказе? Как выстраиваются журавли для полета?

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи. Осень». Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

Мастер-класс образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию «Белые журавли» (приурочено к 70 - летию Победы и ко Дню белых журавлей – 22 октября)

Мастер-классобразовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию«Белые журавли» (приурочено к 70 - летию Победы и ко Дню белых журавлей – 22 октября)...

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» в подготовительной группе

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1.     Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собствен...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на материале русской народной сказки "ЛИСА И ЖУРАВЛЬ"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе....

Разработка конспекта занятия по развитию речи по теме "Лиса и журавль" с использованием сюжетны картинок

Занятие для детей старшей группы.Цель: учить детей пересказывать:  сказку с помощью серии сюжетных картин.Задачи:- продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа,...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Задачи:1. Продолжать учить  детей пересказывать близко к тексту.2. Учить инсценировать сказку по ролям.3. Учить дет...

Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль».

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1. Развивать слуховое внимание, учить отвечать на вопросы, направленные на умения устанавливать причинно-следственные связи...