Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на материале русской народной сказки "ЛИСА И ЖУРАВЛЬ"
презентация по развитию речи на тему

Васькина Екатерина Михайловна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_detmi_lisa_i_zhuravl.docx27.32 КБ
Office presentation icon lisa_i_zhuravl-.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие с детьми 6 – 7 лет по теме

“Пересказ русской народной сказки “Лиса и Журавль”.

Тема: ЛИСА И ЖУРАВЛЬ. Русская народная сказка.

Цели: обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь, грамматически правильную речь, на материале русской народной сказкой.

Коррекционно-образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о русской народной сказке. Формировать умение составлять пересказ, добиваться эмоциональной выразительности речи.  Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения. Совершенствовать связную речь, упражнять в подборе определений.

Коррекционно-развивающие:  развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать координацию движений (развивать общую и мелкую моторику), побуждать желание у детей участвовать в играх импровизациях (использовать мимику, выразительность движений); совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки; развивать творческое воображение, фантазию, творческую активность, внимание, память.

Коррекционно-воспитательные: вызывать сопереживания персонажам художественных произведений, способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, формировать доброжелательность  общении.

Оборудование: Ноутбук, проектор; кувшин, тарелка, коктельные трубочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Логопед: - О чем вчера мы с вами говорили? Какую сказку мы вчера читали? (…).

 - Сегодня мы с вами продолжим  говорить о  Русских Народных сказках.  СЛАЙД 1

- Почему их называют Русскими народными?  (…)Как эти сказки дошли до наших времён? Как люди передавали эти сказки друг другу? (Люди рассказывали друг другу).

 - Да, раньше сказки передавали из уста в уста. Что значит из уст в уста?  т.е. на словах. А потом, когда появились книги, сказки стали печатать. С тех пор человек может прочитать различные сказки в книгах, в которых много красочных рисунков.

- Чему  нас учат сказки?

- Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).

- Какие черты характера человека показывают  животные: Например волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый); медведь ( сильный, добродушный, неуклюжий); лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка); заяц трусливый, слабый). Изобразите волка…, лису…, …

2. НОВАЯ ТЕМА.

1. Логопед – Сегодня мы познакомимся с новой русской народной сказкой. А вот о ком она, скажите сами, когда отгадаете загадки.

Загадки. СЛАЙД 2

1. Хвост пушистый. Мех золотистый. В лесу живёт.

В деревне кур крадёт. (Дети: “ Лиса.”)

На доске картинка лисы.

2. Длинные ноги, длинная шея,

Мала голова, клюв огромный и белый,

Изящная птица, красивая очень,

Скажи же дружок, как зовут её точно? Журавль Автор: Леонов В.А.


На доске картинка журавля.

2. Беседа с детьми о сказках про этих животных.

а) Логопед – О ком будет наша сказка? ( Дети: “Сказка будет о лисе и журавле”)

- Лиса – это кто? (Дети: “Лиса – это дикое животное”)

- Где она живёт? ( Дети: “ Лиса живет в лесу.”)

- Какие еще животные есть в лесу? (Дети: “Волк, медведь, заяц, еж, кабан и т.д.).

- А журавль – это кто? (Дети: “Журавль – это птица.)

- Какая птица? (Дети: “Перелетная.”)

- Каких еще перелетных птиц вы знаете? (Дети: “Утка, гуси, жаворонок, грач и т.д.)

б) Логопед – Какие сказки о лисе вы  знаете еще?  СЛАЙД 3 (Дети: “ “Колобок”,  “Теремок””, “Кот, петух и лис.”, “Заюшкина избушка”,   “Лиса и козел”, «Лисичка со скалочкой»).

3. Работа над сказкой.

а) Логопед – Сказка, с которой мы сегодня познакомимся, называется “Лиса и Журавль”. (на доске название сказки СЛАЙД 4 )

б) Дети читают название сказки.

в) Работа над предложением.

Логопед – Сколько слов в предложении? (Дети: “Три”)

- Назовите первое слово. (Дети: “Лиса”)

- Назовите второе слово. (Дети: “ И”)

- Назовите третье слово. (Дети: “Журавль”)

г) Выкладывание схемы предложения у доски и на местах.

4. Словарная работа. СЛАЙД 5 

Логопед – В сказке встретятся незнакомые слова. Давайте сначала их прочитаем.  (Логопед  помогает и читает вместе с детьми). Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, логопед помогает).

Пир – большой званый обед, обильное угощение;

Окрошка - блюдо национальной  русской кухни, холодный суп, который приготовлен из  смеси мелко нарезанных различных видов мяса или рыбы, овощей. Заправлена окрошка квасом.

Кум – крестный по отношению к родителям крестника.

Кума – так звали лису в русских народных сказках.

Потчевать – угощать.

Логопед читает детям сложные слова. Далее объясняется их.

Что значит:  «не обессудь» - не суди, не отнесись строго; форма вежливого извинения

                       «несолоно хлебавши» - остался ни с чем.

                      «Стряпала» - готовила

5. Физминутка

У лисицы острый нос                                (показать «острый нос»)

У нее пушистый хвост.                               Показывают руками
Шуба рыжая лисы                                                        
Несказанной красоты.                                ("Оглаживает" воображаемый хвост, бока, грудь)
Лиса паваю похаживает,                                                

Шубу пышную поглаживает.               (Идет медленно, величаво, поворачивает голову направо, налево)

5 Чтение сказки.

а) Логопед –  Ну, а теперь садитесь поудобнее и послушайте сказку. (Сказка сопровождается иллюстрациями на доске). СЛАЙДЫ 6 (6.1 – 6.4)

6. Беседа по содержанию

- О ком эта сказка (о животных).

- Назовите героев сказки.

- Как называли друг друга лиса и журавль?

- Кто первым решил устроить званый пир?

- Какое угощение приготовила лиса журавлю?

- Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)

- В какой посуде она подала угощение?

- Почему она размазала кашу по тарелке?

- Кому было удобнее есть из тарелки?

- Распробовал ли журавль угощение?

- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком?  (…)

- Как принимала угощение журавля лиса? (…)

-  Осталась ли кума довольна? (…)

- Почему лиса перестала дружить с журавлем? (…)

 - Как поступили оба? Какой вывод можно сделать? (…).

- Обратите внимание на начало сказки: “Подружились Лиса с Журавлем”, так ли это? (…)

- Можно ли назвать их настоящими друзьями?  (…)

- Как бы поступили настоящие друзья? (…)

- Была ли это настоящая дружба? (…)

7. Пересказ по ролям.

А теперь давайте попробуем превратиться в журавля и лису. И поиграем в героев этой сказки.

8. Объяснение смысла пословиц        СЛАЙД 7

Логопед  –  Какие пословицы можно отнести к этой сказке? Объясните, почему.

  • Друзья познаются в беде.
  •  Не потчуй меня тем, что я не ем.
  • Сделал дело – гуляй смело

3. ИТОГ. СЛАЙД 8

1. Логопед -  Вам понравилась сказка?

- Чему нас учит эта сказка? (Дети: “ Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадными и т.д.)

– А как бы вы поступили на месте журавля?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Слайд 5

ПИР – ОКРОШКА - КУМ, КУМА ПОТЧЕВАТЬ НЕ ОБЕССУДЬ НЕ СОЛОНО НАХЛЕБАВШИ СТРЯПАЛА

Слайд 7

Друзья познаются в беде. Не потчуй меня тем, что я не ем. Сделал дело – гуляй смело.

Слайд 8

КОНЕЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 2 МЛАДШАЯ ГРУППА Чтение русской народной сказки «Три медведя».

Конспект занятия по развитию речи, чтение сказки русской народной сказки "Три медведя"Организационный моментЧтение воспитателем русской народной сказки "Три медведя"ФизминуткаБеседа по вопросамРефлекс...

Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе (пересказ русской-народной сказки " У страха глаза велики"

Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе .Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

В материале приведён конспект занятия по развитию речи на основе сказки "Хаврошечка"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки «Морозко»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки  «Морозко»...

Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»".

Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»"....