Технологическая карта НОД «Составление детьми образных рассказов по натюрморту» Название: «Тарелка с фруктами». И. И. Машков»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи226.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие».

Раздел «Развитие речи» в старшей группе

Тема: «Составление детьми образных рассказов по натюрморту»

Название: «Тарелка с фруктами». И. И. Машков

Составила: воспитатель Емельянова Н.Ф.

г. Югорск  2017

Цель – Учить детей сочинять образные рассказы по натюрморту; способствовать формированию осознанного отношения к процессу составления образных рассказов по натюрморту. Совершенствовать монологическую речь 

Задачи:

      Образовательные:

     - Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

     - Обобщить знания о признаках объектов.

     - Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Развивающие:

-    Продолжать развивать речь как средство общения;

  • Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
  • развивать любознательность;
  • Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательные:

-    Вызвать интерес у детей к такому виду деятельности, как составление образного рассказа.

Материалы и оборудование: мультимедийное сопровождение с изображением натюрморта Ильи Ивановича Машкова        «Тарелка с фруктами», мольберт, бумага ф-А3, маркер, волшебник.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Организационный этап 3 мин.

Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать любознательность. 

Сообщение о предстоящей деятельности. Детям предлагается натюрморт Ильи Ивановича Машкова        «Тарелка с фруктами» (мультимедийное сопровождение)  для рассматривания.

Приветствие, установление зрительного контакта.

В.:- Ребята посмотрите на экран. Вам знакома эта картина?

Мы с вами уже её рассматривали, зарисовывали и даже играли.

Сегодня  я  предлагаю  вам еще поиграть с этой картиной, а потом мы передадим ее детям другой группы, чтобы они тоже могли познакомиться с ней и поиграть. Вы согласны?

Дети сидят перед картиной на ковре. Приветствие, участие в беседе с педагогом.

Актуализация,

6 мин

Расширять и обогащать знания детей. Развивать умение поддерживать беседу.

Воспитатель предлагает детям заполнить матрицу

Воспитатель зарисовывает ответы детей в таблице.

- Но играть мы будем сегодня необычно, мы будем выполнять задания ведь теперь мы с вами  сыщики.  Вы готовы?

- Тогда  для  вас  первое  секретное  задание.  Посмотрите  внимательно  на  эту  картину  и  назовите  все  объекты,  которые  вы там  видите.  А  чтобы  ничего  не  пропустить,  я буду заполнять таблицу объектами, которые находятся на этом натюрморте.

Заполнение таблицы (морфотаблица).

Ответы детей.

«Один апельсин»

Расширение

имеющихся

представлений, 10 мин

Развивать у детей внимание, умение анализировать

Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого. Обобщить знания о признаках объектов изображенных на натюрморте.

Воспитатель зарисовывает ответы детей в таблице.

Игра «Найди сравнения».

Игра «Карусель»

Использование признаков

при описании объектов.

- Ребята, посмотрите  на картину и скажите: Кто с кем дружит? У меня как раз есть схема объектов изображённых на картине.

Заполнение схемы (Кто с кем дружит)

- Молодцы  ребята  вы  были  внимательными,  справились и этим заданием. А  сейчас,  поиграем  в  игру,  которая  называется  «Найди  сравнения».

-  Яблоко  по  форме,  как…

-  Яблоки  по  цвету,  как…

-  Апельсин  по  размеру  и  форме,  как…

-  Персик  по  цвету,  как…

-  Лимон  по  цвету,  как…

-  Слива  по  цвету,  как…

-  Тарелка по форме, как …

В.-  Молодцы,  и  с  этим  заданием  вы  справились.

- А теперь давайте поиграем в игру «Карусель». (Игра с признаками)

- Ребята посмотрите, пока мы с вами играли, рядом с нашим натюрмортом появился волшебник «Все могу», и он превратил наш натюрморт в цирковое представление и вместо тарелки с фруктами я вижу арену цирка, а на арене идет представление, но посмотрите артисты засекречены. Сможете  вы  их разглядеть?  Кого  вы  здесь  увидели?

- Сливы похожи ….

- Апельсин, это …

- А рядом с ареной расположились кто, кого вы видите?

- Как вы думаете, представление нравится зрителям? Какое у них настроение?

Ответы детей.

«Тарелка дружит с апельсином…»

Ответы детей.

« Яблоко по форме круглое…»

«Яблоки по цвету зеленые, красные…»

Дети описывают объекты  по признакам: цвет, форма, температура, вес, размер, количество.

Ответы детей.

«Сливы похожи на дрессированных собачек»

«Апельсин - это большой слон»

 и другие ответы детей

Практическая

работа  

4 мин

Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по предложенной теме «Цирк»

Предложить детям составить рассказы по предложенной теме «Цирк»

- Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. Картине тоже очень понравилось с вами играть.

- А давайте с вами составим рассказы о представлении, которое происходит сейчас на арене цирка, и расскажем нашим гостям, а они тем временем запишут ваши рассказы.

 

Дети подходят к гостям и составляют образный рассказ по предложенной теме «Цирк».

Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Метод трёх вопросов.

Педагог задаёт вопросы: что делали, как делали, зачем делали?

Высказываются по поводу полученной информации.

Предполагаемые ответы:

-играли с картиной

-заполняли таблицу.

-составляли рассказы по натюрморту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по составлению образного рассказа по натюрморту

Занятие по обучению составления образного рассказа по натюрморту с использованием ТРИЗ - технологий....

«Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» Название: «Зима».

Конспект занятия "Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия «Составление рассказа по картине «Зайцы» Старшая группа

Педагогический замысел: - формировать у детей умение составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом, обогащать и активизировать ...

Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток» (Сам.обр)

Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток»...

Технологическая карта занятия (составление рассказов о героях произведения)/ русская народная сказка "Крылатый, мохнатый да масленый"

Технологическая карта занятия(составление рассказов о героях произведения)Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитиеТема занятия...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...