Формы работы с детьми младшего возраста, способствующие развитию речи. Мастер - класс для педагогов ДОУ
методическая разработка по развитию речи

Тютикова Жанна Александровна

На данном мастер - классе рассматриваются понятия "речь" и "язык"; раскрывается роль и значение связной речи для психического развития ребенка. В ходе проведения мастер - класса с педагогами отрабатываются приемы и методы работы с детьми раннего возраста, стимулирующие речевое развитие. Данный материал способствует развитию профессионального мастерства у педагогогов, работающих по вопросам развития речи у детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»

Формы работы с детьми младшего возраста, способствующие развитию речи

 Мастер – класс для педагогов ДОУ

 

Юрга

2020

Содержание:

Введение                                                                                                             3

1.Теоретическая часть                                                                                       4

2.Практическая часть                                                                                        5

Список литературы                                                                                            9

Приложение 1                                                                                                    10

Приложение 2                                                                                                    13

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов через знакомство педагогов с интересными формами работы, способствующими развитию речи детей раннего возраста.

Задачи:

1.Познакомить с приемами, повышающими общую продуктивность взаимодействия ребенка раннего возраста и взрослого.

2. Продемонстрировать педагогам простейшие игровые действия с игрушками, картинками.

3. Создать условия для отработки педагогами методов и приемов взаимодействия с детьми раннего возраста, способствующих активизации развитию речи.

Форма проведения. Мастер-класс проводится в форме круглого стола с использованием мультимедийной презентации. Участники активизируются вопросами, привлечением к выполнению практических заданий, обобщениям и выводам.

Материалы и оборудование: наборы игрушек, картинок, музыкальных инструментов, ноутбук, проектор, экран.

Речь является выражением

наших мыслей, чувств, желаний…

Она, как ничто другое, доказывает,

что в жизни человека является силой

Макс Дессуар

(немецкий психолог)

Слайд 1

Введение

Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Слайд 2

Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь  является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, Слайд 3      поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Нам с Вами, уважаемые коллеги, хорошо известны целевые ориентиры Слайд 4      речевого развития детей раннего возраста согласно  ФГОС дошкольного образования 


— владеет активной речью, включенной в общение;
— может обращаться с вопросами и просьбами;
— понимает речь взрослых;
— знает названия окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению  со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. 

        Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша.

Задача педагога — Слайд 5            развивать такой тип общения, в процессе которого будет осуществляться побуждение ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.

  1. Теоретическая часть

Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов, речи. Речь в процессе формирования подвержена сильному влиянию социальных и биологических факторов, что обусловливает многоаспектный подход к вопросу ее изучения. Речевое развитие находится в центре внимания различных наук: физиологии, психологии, лингвистики, а также их отраслей: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики и др.

Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. То есть, нам, педагогам всегда необходимо помнить и создавать соответствующие условия для развития личности ребенка через речевую, двигательную и познавательную активность.

Речь является важнейшей психической функцией человека - универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы - восприятие, память, внимание, воображение - опосредованы речью. 

Основными  условиями, Слайд 6            влияющими на правильное речевое развитие детей раннего возраста является то, что:

1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления. Поэтому речь воспитателя, работающего с детьми реннего возраста должна быть:

- эмоциональная

- выразительная

- ласковая

- напевная

- доступная

- простая

-понятная

- четкая

При этом, кроме общих обращений к детям, как к группе необходимо очень много использовать личностных обращений. Например: ребята, мы все сейчас идем мыть руки. Сашенька, поставь на место машинку и иди скорей с нами мыть руки. Наташенька, пойдем, мыть руки. И Светочка, нас догоняй, пусть кукла Катя посидит и подождет тебя в уголке.

3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.

4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

 С детьми раннего возраста совместная деятельность с педагогом и организованная образовательная деятельность, в основном, проводится в таких формах:
— наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения;
—  инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;
— рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, составление рассказов);

— чтение художественной литературы (рассказов, сказок и т.д.).
Исходя из форм взаимодействия, наиболее актуальными будут такие методы работы, при помощи которых дети активно общаются и проявляют самостоятельность, интерес к речевой деятельности. Чем меньше дети, тем больше говорит педагог. Цель его речи – эталон самой речи, развитие   познавательной активности, накопление пассивного словаря, побуждение детей к действиям, желание подражать, получать при этом положительные эмоции. Чем больше дети, тем меньше речь педагога и больше самостоятельной речевой активности воспитанников группы.
 

                Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста

II. Практическая часть.

Инструкция: по ходу моего выступления предлагаю вам превращаться периодически в  детей и включаться в проигрывание некоторых игр. Слайд 7            


1. Чередование хоровых ответов с индивидуальными (Например: малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают или баюкают куклу; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети,  затем только мальчики¸ потом девочки и т.д. ЗАДАНИЕ: ответить согласно показа руки (верху – громко, внизу – тихо, волнообразно – распевно, дирижируя - резко, отрывисто):

- покрякайте, как уточка - верху

- как поет петушок – волнообразно

- песенка маленького котенка -   дирижируя

- шелест листьев – вниз, верх

- звон капели – волнообразно, вниз

- скрип снега – дирижируя, волнообразно

2. Разнообразные задания, предполагающие ответ действием и названием: найдите, покажите, выберите, принесите, назовите и т.д. Эти задания не только оживляют занятие, дают возможность детям подвигаться, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка. ЗАДАНИЕ: предлагается по одному (3-4 педагогам) выполнить это задание.

3. Разнообразные имитационные упражнения, пальчиковые игры с текстовым сопровождением связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов, потешек («Заинька, приходи…», «Тили-бом!», «Ладушки, ладушки»). Слово в сочетании с жестом   чрезвычайно важны в становлении умственной и речевой деятельности ЗАДАНИЕ (Скажи голосом: кто ты? Какой ты? Что ты любишь делать? Кто твои друзья)

4. Народные и подвижные игры, в процессе которых водящий показывает какое-то движение, а все повторяют. («Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…» или «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»). Дети вместе с педагогом договаривают вначале отдельные слова, а потом отдельные фразы. ЗАДАНИЕ «Смотри на меня, делай, как я» (движения не повторять)

 5. Драматизации и инсценировки. Чаще всего их проводят при ознакомлении с художественной литературой. Задача педагога – научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж жестами, мимикой, движениями. Например, инсценировка «Кто в домике живет». Воспитатель вносит игрушки, «поселяет» в домик поочередно. Когда в домике несколько игрушек, спрашивает детей: «Так кто в домике живет?» дети называют, совместно с воспитателем можно обыграть.

6. Разные виды театра: театр би-ба-бо, пальчиковый театр, магнитный театр, театр игрушек, настольный театр, театр-книжка по хорошо знакомым детям произведениям.
7. Рассматривание картинок (называние, описание). Это и показ крупных картин (коллективное обсуждение), и рассматривание картинок мелкого формата самими детьми (индивидуальная работа), оба методических приема имеют свои положительные стороны. Цель – подведение детей к пониманию слов и умению простым звукоподражанием назвать предмет.

8. Перебежки. 3-4 картинки развешены в разных концах группы, дети и воспитатель переходят от одной картинке к другой, чтобы поговорить о ней. (Где   уточка? «Кря-кря», — она кричит. Покажите, где уточка»). Речь идет не о картинках, развешенных постоянно, а о часто меняющихся, картинках по тематике занятия. По этому типу можно использовать находящуюся в группе мебель, предметы (Где диван? Пойдемте сядем на диван. Петенька, покажи нам, где окно. Давайте подойдем к окну). Этот же метод можно использовать и на прогулке, там дети будут знакомиться со значением других слов (скамейка, куст, песок, дерево и т.д.). ЗАДАНИЕ: педагогам – детям предлагается паровозиком «проехать» к окну (чух, чух) – посмотреть, сказать, что они там видя? Покачаться как дерево на ветру, сказав: кач – кач (тихий ветер, сильный ветер);  на машине проехать по кругу (тр – тр – тр), подъехать к большим белым стулья и «поиграть» на пианино: ля - ля – ля; «сесть» на самолет и «полететь» (у – у – у) «подлететь» к двери и хлопнуть, как дверь на сквозняке «хлоп» и еще раз «хлоп».       

Слайд 8

9. Выставка игрушек. В разных местах делаются небольшие полочки, на которых расставляются игрушки. Воспитатель вместе с детьми переходит от одной к другой, описывая и рассказывая совместно с детьми об игрушке. Так же как картинки бывают разной сложности, так и выставку игрушек можно усложнять, в зависимости от развития речи детей и задач воспитателя.
На одной полочке можно поставить знакомые игрушки, которые они легко могут назвать, на другой – новые, или знакомые игрушки, выполняющие действия (кошка пьет из миски молоко, собачка едет на грузовике и т.д.). Или на всех полочках выставлен мишка, но на одной он играет в мяч, на другой – несет флаг.
10. Волшебный мешочек. Хотя этот метод известен и применяется всеми педагогами, он пользуется неизменным успехом у детей и способствует как развитию понимания, так и развитию активной речи. Для этого используются мелкие игрушки, различные бытовые мелочи, картинки. Воспитатель достает предметы из мешочка, или предлагает это сделать детям, усложнив задачу, можно проделать какие-то действия с предметом, описать его, разыграть игровую ситуацию.
11. Я спрячу, а ты поищи. Для этого следует подобрать игрушки так, чтобы некоторые из них были в 2-3 экземплярах, игрушек должно быть значительно больше, чем участвующих детей. Прятать игрушки следует так, чтобы они были видны детям, по-настоящему в этом возрасте малыши еще не умеют искать. Когда ребенок найдет игрушку, нужно спросить, как она называется, какая по цвету, т.е. задавать наводящие вопросы.

12. Позови. Дети, подражая воспитателю, должны сказать то или иное слово, чтобы вызвать какое-нибудь интересное для них действие. (Танечка, позови собачку, скажи:  «Иди, иди ко мне»). Затем можно выставить несколько игрушек, предложить ребенку позвать понравившуюся. Можно заменить игрушки картинками, слово «иди» — словом «дай».

13. Передай другому. Один из детей получает игрушку, картинку, палочку, коробочку и т.п. Он должен передать это кому-нибудь из детей по указанию воспитателя или по собственному выбору. Предмет необходимо назвать, по возможности описать. ЗАДАНИЕ: передать представляемый предмет, называя его, описывая какой он и пантомимой показывая это (самый оригинальный предмет)

14. Речевые диалоги с использованием игрушечного телефона.
15. Игры с природным материалом (песком, водой, деревом, а также бумагой). Они оказывают огромное влияние на развитие речевой и познавательной активности ребенка, потому что он может смотреть на них, манипулировать, экспериментировать. Можно использовать – кинетический песок, а также игры с разными крупами, где дети прячут и отыскивают разные мелкие предметы, изучают свойства бумаги, губки, дерева и т.д.

16. Игры на развитие мелкой моторики: с массажными мячиками разного размера, массажными колечками, резиночками, карандашами. Пальчиковые игры активно используем с речевым сопровождением.

17. Игры на развитие речевого дыхания: Подуй на цветочек, на листочек, понюхай, надуй мыльный пузырь и т.д. УПРАЖНЕНИЕ «Квадратное дыхание»

Организация работы с родителями в данном направлении может включать: мастер - класс и практическую консультацию по теме: «Давайте поиграем!», оформление стенда «Развитие речи ребенка 1- 2; 2-3 года», оформление памяток «Как развивать речь ребенка» и другое. Все то, что поможет развить у ребенка  к трем годам  достаточно подготовленную почву для активного использования речи в процессе деятельности и общения.

 

III. Рефлексия мастер – класса

Инструкция: поделиться одним предложением о том, что сегодня было и что это было для Вас.

Список литературы

1.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Фомичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников второе издание [Текст].  М., Просвещение, 1990г.

2.Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей [Текст]. М.:ТЦ Сфера, 2004

3.Мухина А.Я. Речевая ритмика [Текст]. М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009г.

4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: для родителей и педагогов [Текст] / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002г.

5. Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком до 3 лет [Текст]. – М., 2009г.

Приложение 1.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ (АКСАРИНА Н.М.)

Памятка для педагогов

ВОЗ-РАСТ

ПОНИМАНИЕ

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

СПОСОБНОСТЬ ПОДРАЖАТЬ ЗВУКАМ И СЛОВАМ

ОБЪЁМ СЛОВАРЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

ПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЬЮ

К 1 году

Понимает без помощи жестов (указание и т.п.) название нескольких заученных имён окружающих, названий предметов и действий, например: мама, тётя, киса, часы, дай ручку, дай лялю, на, сядь, встань, сделай ладушки, до свидания и т.п.

Легко подражает знакомым слогам, произносимым взрослым. Можно вызвать подражание и новым элементарным звукосочетаниям

Произносит несколько слов (в пределах 10) осмысленно, т.е. обозначая ими определённые лица, предметы, действия: ка (каша), ав-ав (собака), мама, дай, ам-ам (при виде еды) и др.

-

Много лепечет, будучи в хорошем состоянии или выражая просьбу. Лепет эмоционально выразителен.

От 1 года до 1 года 6 месяцев

Запас понимаемых слов быстро растёт, т.е. легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным  обозначением. Понимает  название многих часто называемых окружающих лиц, предметов, действий. Выполняет сначала простые (Принеси ботинки – к 1г.3м.), а потом и более сложные словесные поручения (Возьми салфетку и сядь за стол)

Легко подражает часто слышимым звукосочетаниям. Характерна игра-подражание речи взрослых в форме лепета («монологи»)

Запас слов около 30-40. слова начинают принимать обобщённый характер (например, словом собака обозначает любую собаку – чёрную и белую, живую, игрушечную, на картинке, маленькую и большую). Много облегчённых слов (би-би, ту-ту). Задаёт вопрос Что это? Словарь состоит в основном из имён существительных и глаголов.

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения

Продолжает много лепетать, эмоционально общаясь со взрослыми и во время своей деятельности. Словами пользуется в основном общаясь с близкими людьми в момент сильной заинтересованности, удивления, радости. Отдельные слова и предложения дополняются эмоционально выразительными жестами, мимикой, интонацией.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Понимает смысл целых предложений-высказываний о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте ребёнка. Словом можно изменить состояние ребёнка, разнообразить его действия.

Легко повторяет произносимые окружающими взрослыми слова и простые фразы.

Запас употребляемых слов быстро растёт, к концу 2-го года – до 300 слов. Облегчённые слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения.

Начинает употреблять простые двух-трёхсловные предложения, а к 2 годам – четырёх-пятисловные. В словах появляются грамматические изменения.

Речь становится средством общения со взрослыми. Просьба, желание, впечатления передаются словами. Много говорит во время игры и других действий. Речь эмоционально выразительна.

От 2 лет до 2 лет 6 месяцев

Идёт дальнейшее развитие понимания содержания речи окружающих. С ребёнком можно говорить не только о событиях, явлениях, воспринимаемых в данный момент, но и о прошлых и будущих. Но для такого понимания речи окружающих необходимо, чтобы то, о чёи говорят, уже было в предшествующем опыте ребёнка. Увеличивается роль слова взрослого как средства воспитания.

Легко повторяет фразы, короткие стихи

Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы где? Почему? Куда?

Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные. Начинается употребление союзов и предлогов

Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Много говорит по самым различным поводам, инициативно и в ответ. При соответствующей ситуации словом может заранее определять свои действия и намерения.

От 2 лет 6 месяцев до 3 лет

Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребёнком. Речь взрослого становится для ребёнка и средством познания.

Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки, сказки

В словарный состав входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Словарь увеличивается: к концу 3-го года до 1200-1500 слов. Появляются вопросы зачем? Когда?

Говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться ещё не всегда правильны

Справка: Аксарина Нина Михайловна (1899-1979) – педагог, профессор (1966). Окончила Высшие научно-педагогические курсы при 2-м МГУ (1924). С 1923 работала в отделе воспитания НИИ охраны матери и младенца. С 1937 в Наркомздраве СССР, Ин-те педиатрии АМН СССР, в 1951-74 в Центральном институте усовершенствования врачей: заведующая кафедрой физиологии развития и воспитания детей.
При участии Н.М. Аксариной разработаны теоретические принципы воспитания детей раннего возраста. Н.М. Аксарина внесла значительный вклад в изучение педагогики детской игры, вопросов адаптации ребенка к условиям детских учреждений, причин утомления и нарушения уравновешенности поведения детей. Н.М. Аксариной совместно с Н.М. Щеловановым разработана методика контроля за нервно-психическим развитием детей раннего возраста.

Приложение 2

Преимущества квадратного дыхания


1. Данное упражнение позволяет восстановить оптимальное мышечное напряжение.
2. Оно применяется для тренировки фри-дайверов - людей, ныряющих без акваланга.
3. Клетки организма насыщаются кислородом. Размеренное дыхание равномерно заполняет ткани кислородом, успокаивает нервы, снижает давление.
4. Это простая и при этом крайне эффективная техника изменения своего эмоционального состояния. Вы научитесь входить в состояние спокойствия.
5. Если Вы устали или раздражены, эта дыхательная техника поможет БЫСТРО восстановить силы, снять стресс.

6. Дыхание позволит достичь предельной концентрации.

7. Это отличный способ для успокоения. Убирает мандраж и волнение.

8. Выравнивает активность левого и правого полушарий головного мозга.

Техника
"Квадратное дыхание" используется для быстрого входа в спокойное состояние. Техника позволяет перейти из любого позитивного или негативного в нейтральное состояние. Помогает успокоиться на важных встречах, перед публичными выступлениями. Убирает мандраж и волнение. Благодаря своей простоте не требует никаких особых навыков.

У состояния спокойствия есть несколько громадных плюсов, на которые я хочу обратить ваше внимание.


Первое: Состояние спокойствия во время общения производит на твоего собеседника куда лучшее воздействие, чем любой, даже самый незаметный и слабый негативный эмоциональный след.


То есть быть даже «слегка» спокойным гораздо полезнее, чем «немного» нервничающим. Значения в кавычках я дал просто потому, что личное восприятие каждого человека разных эмоциональных состояний может меняться. И если тебе может показаться, что твое состояние можно описать словами «немного напряжен, но прорвемся», то для девушки, с которой ты общаешься, может сложиться совершенно другое восприятие, и именно поэтому в вашем общении может ничего не получиться.

Второе: состояние совершенного спокойствия со стороны практически всегда путают с эмоциональным состоянием полной уверенности в себе.


Например, обычный ученик автошколы, который впервые выехал на автомобиле с инструктором на дорогу. Что там происходит? Крутом враги, слишком много всего вокруг, что и как делать сразу непонятно, количество информации зашкаливает, и происходят неизбежные косяки при обучении. И теперь сравни это состояние с водителем, который за рулем лет пятнадцать. Что у него на лице написано? Будут проблемы — решим, и общее состояние — спокойное и расслабленное.


Так что эмоциональное состояние «дохлого удава» очень и очень полезно для предотвращения негативных накруток. Как это обычно бывает? Один раз поговорил с девушкой, и она, например, не очень была расположена. Да, мы с тобой понимаем, что всякое бывает, и ты продолжаешь общаться, и тут второй раз подряд. Потом третий и четвертый. Обычно в этот момент начинают закрадываться сомнения — все ли ты делаешь правильно, все ли хорошо? Если продолжать общение, то с тобой не захотят разговаривать уже потому, что ты что-то делаешь не так, а скорее всего потому, что будешь похож на человека, который тащит на себе кармический груз последних девяноста перерождений.

Так что совет простой: если вдруг начинает накапливаться негатив, не надо насиловать себя — возьми чашку эспрессо в ближайшем кафе, посиди, расслабься, подыши квадратом, и с новыми силами, и другим состоянием продолжай общение, даруя людям радость и вызывая хорошие эмоции и яркие воспоминания о тебе, как отличном собеседнике и позитивном человеке.


Кроме целительных свойств, у дыхания по квадрату есть потрясающий эффект. Некоторые называют его «инсайт» - мысленное озарение.



Схема техники "Квадратное дыхание"

Квадратное дыхание



Эта техника делается за сравнительно короткое время — достаточно пяти, иногда семи минут для того, чтобы изменить свое состояние.


Во вторую очередь, эта техника может применяться совершенно в любых местах и в любое время, просто потому, что не требует особенных телодвижений или бормотания священных мантр триста двадцать тысяч раз в определенном порядке.


Эта техника использует то, что везде и всегда рядом с нами и никуда не может деться по определению — я имею в виду дыхание. Может быть, ты уже обращал внимание на то, что в разных эмоциональных состояниях мы дышим разным образом? Например, когда человек спит, у него один рисунок дыхания, когда волнуется — другой, когда спокоен — совершенно третий, и так далее. Наше дыхание всегда с нами. И есть еще одно интересное наблюдение — меняя свое дыхание, ты меняешь свое состояние. Это действительно так, и я предлагаю тебе научиться это делать.


Так как же делать эту технику? Достаточно просто. Смотри, обычно наше дыхание состоит из двух тактов — вдоха и выдоха. Мы же добавляем еще два такта между ними, которые называются и являются паузами. То есть, дышать в этой технике следует так:

Вдох—Пауза—Выдох—Пауза

Главный секрет состоит в том, что дышать надо «квадратом», или на четыре такта. Иными словами, продолжительность каждого этапа — одинаковая. Например, три секунды идет вдох, потом три секунды — пауза (задерживаем дыхание), потом снова три секунды выдох и еще три секунды пауза.


Главное, от чего я хочу тебя предостеречь — не жадничай. В смысле, не надо сразу брать большое время на каждый цикл. Если вдыхать или выдыхать пять секунд достаточно легко, то держать паузу дыхания поначалу столько же времени бывает непривычно, может заболеть голова или. что чаше бывает, происходит срыв к обычному, привычному для тебя рисунку дыхания.


То есть, до выполнения цели техники мы ее заканчиваем.


Рекомендую научиться делать это упражнение сначала дома, чтобы привыкнуть к такому рисунку дыхания, и только потом начать применять его в реальных условиях. Чтобы было проще, можешь считать про себя «раз—два—три» на каждом этапе, постепенно увеличивая время на каждый такт до тех пор, пока упражнение не будет связано с очень длительными временами циклов — может быть, по пять—шесть секунд.

Дышите так 7-8 минут.



Техника дыхания по квадрату или квадратного дыхания:


Главное правило: соблюдать ритм.


1. Принять удобную позу стоя или сидя.

2. Сделать вдох, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре».

3. Сделать задержку, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре».

4. Сделать выдох, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре».

5. Сделать задержку, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре».


Вдох, выдох и пауза примерно равны друг другу по длительности, нормальный, комфортный для большинства ритм – примерно 4-6 секунд.
Как вы поняли, и если говорить упрощенно, то квадратное дыхание — это дыхание обязательно с равными по длительности циклами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.

laquo; Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»  В.А. Сухомлинский....

Планирование работы с детьми старшего возраста по развитию речи, с использованием речевых игр.

Планирование работы с детьми старшего возраста по развитию речи, с использованием речевых игр.Речевые игры:Подвижные игры с речевым сопровождением.Речевые игры на развитие логического мышления.П...

Использование нетрадиционных приемов в работе с детьми младшего возраста по развитию речи»

мастер-класс познакомит воспитателей с интересными формами работы, способствующими развитию речи детей младшего возраста...

Статья на тему "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста....

Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.

Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.Я собрала материал в виде подборки книг и дидактических игр и упражнений. Мой метод речевой этики предлагает рабо...

Доклад НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА...

Современные формы работы с детьми младшего возраста, направленные на приобщение детей к ценностям "Человек. Дружба. Сотрудничество"

Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста: формы работы, направленные на приобщение детей к ценностям Человек. Дружба. Сотрудничество...